23 декабря исполняется 100 лет со дня рождения одного из ярких представителей советской школы живописи в Краснодарском крае — Ивана Михайловича Халюткина (1924—2013)
103
Художник родился на Ставрополье, в селе Высоцком. Иван Михайлович — плоть от плоти своей земли, крестьянский сын, который никогда не забывал своих корней.
Его семья — одна из многих русских семей, по судьбе которых своими тяжелыми гусеницами прошелся нацистский танк. В войну у Халюткиных погибли отец, братья, дядья. Молодой Иван тоже пошел на фронт, воевал, получил тяжелое ранение в ногу и остался инвалидом на всю жизнь. Война и ее отзвуки стали одной из главных тем его творчества. Одним из своих лучших произведений он считал триптих «Память», центральной частью которого была картина «Мама — Святое и Вечное».
На ней изображена коленопреклоненная мать художника как собирательный образ женщин Великой Отечественной войны, вдов героев, погибших за Родину. В День Победы мама Ивана Михайловича всегда пекла поминальный хлеб, зажигала свечу и тихо молилась за всех, кто не вернулся с полей сражений. В ней воплотился образ русской женщины — молитвенницы за всю Россию, просящей иной доли для своих внуков и правнуков.
В годы, когда в родном селе Высоцком из близких и родных уже никого не осталось, День Победы фронтовик И.М. Халюткин отмечал в Краснодаре. Он встречал праздник в слезах, дома, у телевизора, держа в руках медаль «За боевые заслуги».
Война научила его любить жизнь и радоваться сполна всему, чем одаривала человека природа: проклюнувшимся озимым, зацветающей алыче во дворе его старого дома на улице Гоголя, снегу в Городском саду и т.д. Все это незамысловатое позже станет основой его живописных произведений.
Первые шаги в искусстве И.М. Халюткин делал в довоенном Пензенском художественном училище, учился у И.С. Горюшкина-Сорокопудова, ученика И.Е. Репина.
После войны художник приехал в Краснодар с женой, которая, как и он, прошла войну. Затем была учеба в Краснодарском художественном училище и главная творческая встреча в его жизни — с художником и педагогом Н.М. Мироновым. Многие краснодарцы помнят картину последнего «Снимают фильм «Кубанские казаки», украшавшую кинотеатр «Россия» на улице Красной, снесенный ради постройки гостиницы «Мариотт».
В 1952 году Иван Михайлович окончил училище. Его дипломной работой стала картина «У кинотеатра». На ней изображены его знакомые и соседи, пришедшие на вечерний сеанс фильма «Падение Берлина» в здание Речного порта Краснодара. В первые послевоенные годы мобильные киногруппы приезжали в учреждения и клубы с целью познакомить людей с классикой кино и киноновинками. К слову сказать, здание Краснодарского речного порта давно снесено, на его месте многие годы теперь автостоянка. А картина И.М. Халюткина «У кинотеатра» осталась живописной хроникой жизни города 1950-х. Времени, когда вечером на Кубанской набережной можно было увидеть лишь один генеральский автомобиль «Победа», припаркованный у здания Речного порта, а люди на лыжах по глубокому снегу шли на встречу с искусством кино.
Иван Михайлович был образцовым семьянином, любящим отцом. Его дочь Тамара (в будущем доцент КубГУ) — главная героиня его больших картин («У мельницы», ККХМ имени Ф.А. Коваленко) и быстрых этюдов. Мирный, наполненный любовью быт семьи был ему стократ дороже художественных споров и соревнований с коллегами.
В живописи он предпочитал импрессионистическую свободу письма. Его работы всегда узнаваемы. В пейзажах он старался отразить собственные чувства, вызванные увиденным, будь то грусть, восторг или радость. В них подмечаются мгновенные состояния природы, скорая смена настроения, свет, выраженные быстрыми, зачастую пастозными, будто небрежными мазками. Он выкладывался в этюдах, которые нередко становились самостоятельными произведениями.
Всю творческую жизнь И.М. Халюткина привлекало не столько внешне примечательное, сколько полное глубокого смысла. Как, к примеру, возделанные человеком бесконечные поля, старенькие деревенские мельницы, живописные отары овец.
Иван Михайлович легко сходился с более молодыми художниками. Особенно выделял М.В. Архангельского. Халюткин часто вспоминал их выставки, проходившие параллельно еще в старом выставочном зале Союза Художников на улице Красной, 9 (снесенном при строительстве Дома политического просвещения в 1977 году).
Тяжелое ранение в ногу в последние годы жизни не позволяло ему часто бывать в любимой мастерской на Октябрьской, 51. Он работал в основном дома, предпочитая пастель масляным краскам и бумагу холсту. Но за мастерскую он платил взносы регулярно до конца дней, отказывался ее освобождать. Приходя в мастерскую, он молился и плакал от радости за то, что может увидеть и перебрать воспоминания жизни, оставленные в этюдах и картинах, посмотреть из окна мастерской на улицу Октябрьскую, пройтись по двору Союза художников, зайти в гости к коллеге по цеху Н.П. Туркову, вспомнить с ним Пензенское художественное училище, в котором начиналась их дорога в творческую жизнь.
Последняя прижизненная персональная выставка художника прошла в 2009 году. Краснодарский край отметил его вклад в развитие изобразительного искусства присвоением почетного звания «Заслуженный работник культуры Кубани». Произведения художника украшают коллекции Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко, Краснодарского краевого выставочного зала изобразительных искусств, Курганинского исторического музея, Бийского краеведческого музея имени В.В. Бианки.
Не так давно Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко прошла юбилейная персональная выставка И.М. Халюткина. Память о нем живет в сердцах горячих поклонников его творчества, которых немало в России и за рубежом.
Наталья Щурик, руководитель культурно-просветительского проекта и галереи искусств «Кубань в лицах», член Ассоциации искусствоведов (АИС), член ВТОО «Союз Художников России».
P.S. Готовя этот материал, заглянула в Государственный каталог музейного фонда РФ и обнаружила печальную картину: рядом с описанием картины И.М. Халюткина «Сакман» (номер в Госкаталоге 3428026) стоит изображение картины другого автора, а рядом с описанием портрета И.М. Халюткина кисти заслуженного художника России В.И. Сидорова (номер в Госкаталоге 3419288) стоит фото портрета художника В.Стуриса. И это при том, что у выставочного зала одна из малочисленных коллекций. Непростительно небрежное отношение к наследию наших дорогих фронтовиков со стороны руководства Краснодарского краевого выставочного зала изобразительных искусств не может не возмущать!