Культура:

ОАО «РЖД» творит «историю»

29.09.2022

Несмотря на усилия местных властей, общественности, СМИ, решения судов по сохранению памятника истории и архитектуры «Тихорецкий вокзал», объект продолжает разрушаться

Автор: Игорь ЯРМИЗИН

3898

Вокзал – одно из старейших зданий города Тихорецка Краснодарского края – сумел сохраниться в огне двух мировых и Гражданской войн и прославить небольшой кубанский городок. В предновогодний вечер весь Советский Союз услышал песню уроженца этих мест: «На Тихорецкую состав отправится…». Даже самый краткий и неполный перечень исторических событий, связанных с этим вокзалом, впечатляет. Один из первых на Кубани, он был построен в 1875 году. В сентябре 1888 и ноябре 1914 годов здесь торжественно встречали государей-императоров Александра III и Николая II; во время Гражданской войны тут ремонтировали бронепоезда, размещали свои штабы революционные войска Северного Кавказа и генерал Деникин. Здесь устраивал шабаши печально знаменитый батька Махно. Во Вторую мировую велись ковровые бомбардировки вокзала немецкой авиацией...

Но годы берут своё. И понятно, такое древнее здание нуждается в постоянной заботе, в бережной, а не варварской эксплуатации. Нужно сказать, что за состояние вокзала целиком и полностью отвечает железнодорожное ведомство, и только оно. Никакие местные власти не могут финансировать его ремонт, ибо по Закону это должен делать собственник. Поэтому в 2004 году между администрацией Тихорецкого района и ОАО «РЖД» начались переговоры о восстановлении вокзала. Это были тяжёлые, тягучие переговоры. Ведь одна из сторон –могущественная госкорпорация, которая, явно не заинтересована в сохранении исторического наследия в Краснодарском крае, да и в целом нуждами территорий.

Через два года после начала переговоров полная правота местных властей была подтверждена самой реальностью: в 2006 году в здании вокзала рухнул потолок. Казалось бы, надо принимать срочные меры! Но на железнодорожников авария не произвела особого впечатления, и они ограничились… закрытием вокзала.

И всё же местным властям каким-то чудом спустя 12 лет после начала «бесед» с ОАО «РЖД» удалось заставить «выполнить первый этап аварийно-восстановительных работ». В 2016-2017 годах собственник вокзала усилил фундамент, несущие конструкции и оконные проемы, отремонтировал кровлю и бетонные полы на первом этаже. Да только «первым этапом» всё и закончилось.

Может, и прав был глава Тихорецкого района Анатолий Перепелин, который в своём интервью связал явление «чуда» с личным вмешательством в ситуацию главы СКЖД Владимира Пястолова. Позже его отправили на повышение, и «чудеса» закончились. При содействии администрации края железнодорожники получили «охранное обязательство собственника». Но свои обязательства соблюдать не спешили. Наиболее заметными из предпринятых ими действий были разве что неоднократные обращения с требованием продлить срок работ. Полутора десятков лет, в течение которых местные власти пытались заставить монополию хоть что-то сделать для сохранения разрушающегося вокзала, оказалось совершенно недостаточно для ремонта двухэтажного здания. Для сравнения: в тяжелейшие послевоенные годы его буквально подняли из руин в течение всего пары лет. При том уровне техники, разрухе и скудости финансов.

                                                                               Дело не в штрафе

Вполне ожидаемо, что дело дошло до суда. Дело было, правда, административное, и ответчику присудили штраф в 300 тысяч рублей. Но справедливое и вполне умеренное решение суда вызвало вполне предсказуемую реакцию ОАО «РЖД». Началась череда выматывающих душу судебных процессов.  

Сначала ОАО «РЖД» попыталось оспорить  решение в краевом суде, который оставил его без изменений. На это ушло полгода. Потом три месяца судились в Москве, в арбитраже. И здесь согласились с краснодарскими коллегами, и постановили: «… провести обследование объекта…  организовать работы… по сохранению объекта… за свой счет».

Но, войдя в сутяжнический раж, ОАО «РЖД» вовсе не собиралось останавливаться. В Девятый апелляционный суд Москвы полетела жалоба с надрывным воплем типа «невиноватая я». Но и этот суд «разжалобить» не удалось. После переноса заседаний и других проволочек постановили: «Решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения». Конец? Да ни в коем случае! Просто на этот раз настал черед Арбитражного суда Московского округа. Сюда ОАО «РЖД» нажаловалось и на коллег из Московского арбитража, и на Девятый апелляционный суд. Чтоб, так сказать, дуплетом, два раза с дивана не вставать. К тому моменту даже у самых стойких наблюдателей начало складываться устойчивое впечатление, что «эта музыка будет вечной», и что исковые заявления монополия выпускает, словно какие-нибудь интернет-рассылки для того, чтобы затянуть время и по факту не приступать к ремонту вокзала. При всей мощи монополиста итог рассмотрения оказался в пользу вокзала: «Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 июля 2022 года решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения».

Трудно даже подобрать слова, чтобы охарактеризовать упорство железнодорожного ведомства в деле разрушения исторического памятника. Что для ОАО «РЖД» 300 тысяч рублей? По сути, что 300 тысяч, что все расходы на реконструкцию вокзала, при финансовом состоянии монополии ОАО «РЖД» – мелочь.  А если это не финансовый вопрос, то значит – политика руководства отраслью. Как говорится, третьего не дано. По большому счёту – это осознанное отношение к истории России. Видимо, неспроста работы по восстановлению вокзала в Тихорецке по-прежнему не ведутся. Зато ведутся бесконечные суды. И на них денег почему-то руководству ОАО «РЖД» не жаль.

Почему? Как понять столь странную позицию ОАО «РЖД»? Почему оно не желает выполнять даже решения судов? Эти вопросы мы и задали напрямую, направив официальное письмо на имя начальника СКЖД Сергея Задорина.

В полученном «НГК» ответе ожидаемо были проигнорированы наши главные вопросы. Зато изложение собственной позиции железнодорожников вкратце выглядит так.

Печальную историю разрушения Тихорецкого вокзала авторы ответа начинают почему-то с конца прошлого года. То есть всего год этому противостоянию, раньше, видимо, ничего не происходило. Они, однако, соглашаются, что Арбитраж обязал ОАО «РЖД» организовать «работы по сохранению объекта», и отмечают, что «данное решение выполняется путём организации и проведения проектно-изыскательских работ». Н-да. Хорошо бы ещё объяснить, каким образом проектно-изыскательские работы сами по себе могут сохранить объект? К тому же те самые работы планируется завершить только в следующем году, а сам ремонт – начать годом позже, в 2024-м. Да и то, в случае «получения положительных заключений экспертов». Очевидно, если этих заключений не будет, то и сроки можно переносить хоть до «морковкиного заговенья». А потом сколь угодно долго кивать на неуступчивых представителей главгосэкспертизы.

Что же касается возможности передачи здания местным властям, то, как отмечается в ответе, об этом думали, да решили, что оно нужно самим, поскольку расположено больно выгодно. Вот, вкратце, и всё. Сухо, нейтрально и абсолютно бесчувственно к тому, что дорого всем нам – жителям Кубани, к истории края и страны. Будто бы речь идёт не о российской компании, а о заморских колонистах, которым «наше всё » чуждо и постыло. Целый ряд оборотов в тексте ответа редакции, указывает на то, что ОАО «РЖД» попытается и дальше затягивать процесс и  продолжать политику последних десятилетий. И со своего Олимпа продолжать хладнокровно наблюдать за разрушением вокзала.    

                                                                            ОАО «РЖД» против всех

Заметим, в деле ОАО «РЖД против Тихорецка» мы сталкиваемся с уникальным случаем: за восстановление справедливости вступились сразу все ветви власти, причём разных уровней: исполнительная власть (администрации Тихорецкого района и Краснодарского края, судебная и даже законодательная (обращение к главе РЖД от депутатов Государственной Думы РФ). К трём конституционным ветвям власти активно присоединились и СМИ. Ну так и она тоже задействована в этой драме. Кстати, нам не удалось отыскать публикации, в которых позиция ОАО «РЖД» нашла бы у российских  СМИ поддержку.

Выигрывая время с помощью надуманных исков, ОАО «РЖД» явно теряет лицо. А это для компании самый главный проигрыш, который инициаторы сих исков вряд ли в состоянии даже осознать. Они явно перешагнули незаметную, но очень важную черту, которая отделяет интересы монополиста от интересов граждан нашей страны. Похоже, что для них уже не существует ни надежд и чаяний местного населения, ни интересов региона, ни вопросов сохранения исторической памяти страны, ни даже воспоминаний о своих коллегах прошлых эпох, которые работали в этих стенах и историю которых стоит сохранить хотя бы для воспитания будущих профессионалов отрасли. Этим своим поступком ОАО «РЖД» сознательно  разрывает связь с прошлым, с будущим, со страной в настоящем. Для него все мы – лишь «регионы присутствия», откуда качаются «финансовые потоки». Потому-то им так легко разрушать нашу память, нашу историю, наши святыни. А мы, наивные, упорно пытаемся понять, есть ли вообще возможность самого диалога с монополистом?

А вот и конкретный пример. Возможный финал нашей истории. Знакомьтесь. Соседи. Такой же милый провинциальный городок, как и Тихорецк, – Сальск. Ростовская область. Вокзал. Красивейшее здание, построено в 1950 году. Десятилетиями было визитной карточкой города. Его последовательно и планомерно довели до полуразрушенного состояния, после чего уничтожили. Совершенно безжалостно. Сопроводив сей  возмутительный акт циничной формулировкой о нарушении технологии строителями. Ну, то есть в конце 40-х годов,  технологию, значит, «нарушили». Так с этой «нарушенной» технологией оно 70 лет простояло, и ещё бы стояло века, если бы было отремонтировано собственником. В то время как многие современные строения, даже в Москве, валятся сами по себе от банального снегопада.

Ну а на месте того самого здания теперь стоит стандартная конструкция, которую можно отнести к условному стилю арт-техно. Пресс-служба СКЖД в своём сообщении выделяет в ней большие окна и энергосберегающие панели облицовки. Вот и всё. Одно из миллиона подобных, и без всякой истории. Как раз для «Иванов, не помнящих родства».

Для тех, кого с души воротит от нашего родного, российского, напоминаю, что сохранение истории, помимо всего прочего, даёт шанс надеяться, что и твоя нынешняя жизнь имеет какой-то смысл, что кто-то через 100 лет расскажет потомкам о тех, кто сохранил уникальную жемчужину индустриальной архитектуры позапрошлого века, а заодно и о труде этих людей и о них самих. Хотя нынче в ОАО «РЖД», похоже, вообще мало кто поймёт, о чём мы тут вообще ведём речь. 

В нашем крае дела обстоят всё же несколько  оптимистичнее, чем у соседей. Благодаря героическим усилиям местной власти города Тихорецка и Тихорецкого района вокзал всё ещё стоит. Краевое Управление государственной охраны объектов культурного наследия на запрос «Новой газеты Кубани» сообщило: «В настоящее время специализированными организациями проведены: историко-архивные и библиографические изыскания, архитектурно-археологические обмеры, историко-архитектурные натурные и научные исследования, согласовываются планировочные решения… Сроки, установленные судебным решением, находятся на контроле управления». Завершить разработку проектной документации планируется в IV квартале 2022 год. На первый взгляд, совсем немного времени остаётся до того, как железнодорожники под мощным натиском власти, судов, общественности вынуждены будут всё же приступить к работам по восстановлению памятника. Однако, полной  уверенности в том, что руководство «РЖД» не попытается в очередной раз затеять новый виток судебной волокиты, нет. А потому «Новая газета Кубани» намерена  пристально следить за дальнейшей судьбой знакового для кубанцев памятника истории и архитектуры и подробно информировать наших читателей. Мы согласны только на историю со счастливым концом!