Культура:

Об исторической памяти или что мы помним о том, что было сто лет назад

07.04.2025

Культурный проект «Родная речь»

Автор: Редакция «НГК»

981

Прошу Вас на страницах «Новой газеты Кубани» опубликовать мою статью «Об исторической памяти, или что мы помним о том, что было сто лет назад», как реакцию на статью А. В.Дюкарева, с которой я не согласен, которая затрагивает мои личные интересы.

Примерно 70 процентов граждан современной России родились и выросли в СССР. А это значит, мы были октябрятами, пионерами, комсомольцами. Некоторые вступали в ряды КПСС. В Советском Союзе мы воспитывались на примерах из жизни героев. Где бы ни  жил человек, всегда правда о героях была одна: мы знали их по фото и учили биографии, описание подвигов и геройских дел. Знали черты характера человека, совершившего подвиг и хотели, возможно, немного, быть на него похожим. В любом случае, с детства, известные всей стране своими мужественными, трудовыми и творческими делами, люди становились нам близкими, становились нашими. Наш человек это тот, кто сражался рядом с нашими дедами и прадедами, погиб, защищая нашу Родину во время войны - Гражданской, Великой Отечественной, трудился на полях и заводах без сна и отдыха, все отдавая для победы. Так нас воспитывали, так люди становились нашими.

И сейчас, читая некоторые издания, трудно понять, откуда у людей появляется призыв помнить то, чему тот не был свидетелем, не был участником, не знаком с людьми, очевидцами событий, помнить которые призывает. Вновь и вновь в прессе появляются публикации про репрессии казаков, началом которых обозначают дату 24 января 1919 года. Вполне очевидно, отдельные казаки, как и представители других народностей и этносов, взявшие в руки оружие и направившие его против государственной власти, покинули Россию в 1920-1922 гг., или были уничтожены на поле боя при сопротивлении регулярной Красной Армии. В любом случае, на нашей земле остались те, кто воевал и устанавливал власть Советов, или принял новую власть, или смирился, или никогда не был против. Иными словами, дедушки и прадедушки нынешних «почитателей» беляков были все красные. Откуда же появились страдания по репрессиям? Кто эти люди? Если психология героев-большевиков-коммунистов нам понятна, то психологический портрет, откуда ни возьмись появившихся в 21 веке защитников контрреволюции, вызывает настороженность и недоумение.

Читаем на страницах «Новой газеты Кубани» заголовок «Скорбеть и помнить, или простить и забыть?». Сразу возникает вопрос: а почему третьего не дано? Автор с первой же строки читателя, ставит в условия примитивного выбора – либо/либо. Пытается загнать сознание в узкую колею, из которой не предполагается выход. Эта фраза – удар по свободе мысли и она воспринимается как враждебная. С такого резкого и жесткого вопроса начинается опосредованное общение с читателем. Автор не принимает во внимание, какие чувства может вызвать им заданная тема, принесенная на страницы в подобном пафосе. Чего он ждет от читателя? Фраза ниже: «Осмысление дореволюционного казачества». Читать ли дальше? Предвидится выплеск злобного антикоммунизма, недоброжелательность к другому мнению или полное его игнорирование, свободная личная трактовка исторических событий. Читаем дальше. Чтение не приносит удовольствия ни уму, ни сердцу.

«Речь идет о пресловутой «директиве Свердлова» (цитата). В издании «Известия ЦК КПСС» 6 (293) июнь 1989 г., опубликован протокол заседания Оргбюро ЦК РКП (большевиков) от 24.01.1919 с упоминанием о циркулярном письме, который в протоколе отсутствует. Имеется копия машинописного текста. Оригинала нет. Когда, кем, с какого документа сделана копия? В «Известиях ЦК…» циркулярное письмо приводится ниже протокола. В этом варианте, в других копиях, опубликованных в сети Интернет, подписей под циркулярным письмом нет. Вопрос: почему автор считает, что Свердлов имел какое-то отношение к этому протоколу и циркулярному письму, когда в архиве черным по белому написано «В протоколе участники заседания не названы»? Думается, историк должен руководствоваться фактами, и излагать только аргументированное мнение. Имеются еще странности, на которые историки не обращают внимания. Письмо начинается: «Циркулярно, секретно». Секретно. Это значит, что текст письма на политинформациях в Красной Армии не использовался. Призванные молодые солдаты/казаки громили бандитов, и ничего не знали об этом циркуляре. Историки не нашли никакой информации, кто из командиров Красной Армии в той или иной форме получил указание на основе вышеназванного циркуляра, уничтожать восставшие против власти банды. Как использовался циркуляр, где и кем именно? Это важный вопрос, потому как в протоколе кубанское казачество не отмечено. Можно с уверенностью сказать, что это циркулярное письмо никоим образом к казакам Кубани не относится, в том числе и потому, что в библиотеке исторических документов в разделах «География» и «Тематика» указаны Дон и донское казачество. О кубанских казаках – ни слова. И еще странность, которую обходят историки: оргбюро ЦК РКП (б) не представляло государственную власть, не было её частью, и не имело к ней никакого отношения. Оргбюро не могло определять политику власти, ничего не организовывало на государственном уровне. В тексте циркуляра – четкое и однозначное разделение: партия – РКП(б) один независимый социальный институт, Советская власть – другой. В начале письма говорится: «Последние события….заставляют нас дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах». Историки нам недоговаривают: в 1918-1919 гг. власть была выборной, в советы избирались беспартийные, партийные, в том числе и большевики. Последние были в равной позиции с другими представителями советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Потому и власть называлась советская, от слова «советы». Молодым, неопытным читателям, отдельным кандидатам исторических наук, надлежало бы разъяснять, что большевики, меньшевики, эсеры, анархисты\монархисты - это одно, а власть советов – это совсем другое. Понятно, что Советская власть не руководствовалась никакими циркулярами, придуманными в секретариатах отдельных партий. Господа историки стесняются сказать, что к концу 1918 г. большевиков в советах (во власти) было всего 50%. И последняя странность, на которую хочется обратить внимание: когда впервые появились сведения о существовании циркуляра? Когда секретный циркуляр был рассекречен? С 1989 г. историки имели возможность найти информацию, сообщение о циркуляре в исследованиях Гражданской войны 50-70 гг., особенно когда отмечалось 50-летие революции и последовавшее восстановление разрушенного хозяйства в годы войны. Но ни один советский и постсоветский историк не задался вопросом изучения влияния этого циркуляра на казачество в период с 1919 по 1989 гг. Оригинал не нашли, подписей в протоколе и письме нет. Возникает вопрос: а был ли циркуляр действительно издан, подписан и направлен в партийные органы? Не подделка ли это? Видимо, информация о циркуляре появилась в конце 80-х годов прошлого столетия, тогда, когда шел развал советской страны, нашим врагам было выгодно внести раздор в общество и ввергнуть наш народ в новую пучину гражданской войны. А может быть и межнациональной.

История страны – это не только набор фактов и событий, но и источник гордости и уважения к прошлому. Историческая правда играет важную роль в формировании национального самосознания. Она является основой для создания общей культурной и ценностной базы, которая объединяет людей и способствует формированию общероссийской гражданской идентичности. Историческая память позволяет не только сохранить знания о прошлом, а также сформировать чувство ответственности за настоящее и будущее нашего государства.

«24 января 1919 года была принята директива оргбюро ЦК РКП(б) о беспощадной борьбе с казаками, участвовавшими в антисоветских выступлениях». В циркулярном письме, датированном этой же датой, после мотивированного объяснения необходимости принятия мер, конкретно указано, что требуется террор в отношении казаков, принимавших прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью, проведение полного разоружения. В соответствии с ст. 4 Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" не подлежат реабилитации лица, обвиняемые в совершении преступлений: организация бандформирований, совершавших убийства, грабежи и другие насильственные действия, а также принимавших личное участие в совершении этих деяний в составе бандформирований. Какие могут быть поминовения по казакам, которые на деньги стран-интервентов боролись с собственным народом?

Азиат Астраханов

 

 

Библиография

 

Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".

Распоряжение Правительства РФ от 01.07.2024 N 1734-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2024 - 2026 годах Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

История коммунистической партии Советского Союза. В 6-ти т. Главн. редакция: П.Н. Поспелов т.3. Коммунистическая партия – организатор победы Великой Октябрьской социалистической революции и обороны Советской республики. Март 1917-1920 г. Книга вторая. М.: Политиздат, 1968.

Календарь праздничных дней, памятных дат и знаменательных событий Краснодарского края на 2020 год / Администрация Краснодар. Края. – Краснодар, 2019. – 208 стр.: 2 вкл. С.25.

Тихон (Шевкунов Георгий Александрович; митрополит) Гибель империи. Российский урок / митрополит Тихон . – 2-е изд. – Москва: Вольный странник, 2024. – 400 с.: ил.

Циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП(б) об отношении к казакам. 24 января 1919 г. // РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 4. Д.7. Л. 5; Ф. 17. Оп. 65. Д. 35. Л. 216. Машинописный экз. Электронная версия URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/465160#mode/inspect/page/2/zoom/4 (дата обращения: 01.04.2025). Доступна на официальном сайте «Электронная библиотека исторических документов».