12 марта отметила очередной солидный юбилей актриса, пожизненно влюбленная в театр. Альбину Дмитриевну Лесину до сих пор многие коллеги называют просто Алей. И в этом не пренебрежение, а любовь и желание подчеркнуть причастность собственную к кругу ее
1002
12 марта отметила очередной солидный юбилей актриса, пожизненно влюбленная в театр. Альбину Дмитриевну Лесину до сих пор многие коллеги называют просто Алей. И в этом не пренебрежение, а любовь и желание подчеркнуть причастность собственную к кругу ее близких
С егодня, когда мы заходим в краснодарский союз театральных деятелей, как правило, первой встречаем Алю. Вот уже многие годы она работает здесь главным специалистом. Стоит только переступить порог этого гостеприимного дома, как сразу же заваривается чай по особым рецептам, повторить которые невозможно, начинается обсуждение последних новостей. Настроение тут же улучшается. По всему краю живут люди, которые, может быть, давно забыты кем-то, но не ей. Все пожилые деятели театрального искусства у Альбины Лесиной "под присмотром". Да и работающим театральным деятелям перепадает ее внимание. Но старикам, понятное дело, оно нужнее. И они от своей Алечки его получают сполна. Стоит только напомнить о ней, и люди улыбаются. "Она была лучшим из моих администраторов, такая исполнительная, а какая ласковая, а какая настоящая, непридуманная, ненаносная преданность искусству", – восклицает Вячеслав Самуилович Пинчук, ныне директор театра ветеранов сцены, а в недавнем прошлом директор Молодежного театра творческого объединения "Премьера". В "Молодежке" Альбина Дмитриевна тоже проработала несколько лет, в ту пору, когда покинула подмостки музыкального театра. И нет ни одного воспоминания о раздражительности или интригах, хоть как-то связанных с ее именем. Всегда только радость и свет, хотя принято считать, что в современном искусстве всего этого предостаточно.
Амплуа Альбины Лесиной далось ей без особого труда, потому что свою детскость она не утрачивала ни на йоту и во взрослой жизни. Девочка Аля из села под Иваново и теперь часто напоминает о себе в снах и воспоминаниях Але взрослой. Вспоминается бабушка, верующая, живущая по древним православным законам, измеряющая бытие церковными праздниками. Алю тоже крестили, что по тем временам было делом не таким уж и простым. И с церковью она связана почти всю жизнь. Ее ясное сопрано уже в молодости потребовалось в церковном хоре. В краснодарском Свято-Екатерининском кафедральном соборе она поет до сих пор вот уже более 30 лет. "Не опасно ли это было в советские времена?" – спрашиваю я.
– В театре находились "добрые люди", говорили в спину неприятные вещи, но я отвечала, что служу искусству и богу с равным усердием.
Девочка, рожденная в канун Великой Отечественной войны, это уже судьба. Лишения становятся нормой жизни, к ним привыкаешь с младенчества. Дети войны старались впитать любую позитивную эмоцию, осмыслить ее, присвоить. Так, помнится, старшие поколения влюблялись в трофейные фильмы, Марика Рекк в фильме "Девушка моей мечты" становилась послевоенным кумиром бывших советских граждан. Что уж говорить о героине фильма "Большой вальс" Карле Доннер в исполнении Милицы Корьюс! Оперетта для того поколения, как одно из продолжений музыкального жанра, становилась больше чем театр. Радио, с его ариями из "Сильвы" или "Марицы", действовало на настроение людей, как самая мощная пропаганда. Там была музыка и свет, просто-таки море сияющего искрящегося волшебства. Попасть туда – мечта многих. Удалось не всем. Альбина Лесина была из тех, у кого это получилось. За это она и благодарна судьбе. В этом источник ее бесконечной радости по сию пору.
Но в этом заслуга ее собственная. Так, однажды, окончив среднюю школу, она всю ночь просидела на порожках сельсовета, а утром, когда на работу пришел председатель колхоза, попросила отпустить ее в город. Просьба была, прямо скажем, несусветная. В 50-х никто никого из сел не отпускал. А здесь вдруг председатель внял мольбам девушки. Думаю, понял, что этой девочке, с лицом кинозвезды, нечего делать в доярках. В Иваново она становится студийкой при театре оперетты. Людмила Адамантова, бывшая примадонна театра, взяв ее на курс, объявила: "Запомните, девочка, вы до пенсии будете играть мальчиков". Из Москвы, из ВТО – всероссийского театрального общества (ныне СТД) – приезжала педагог по вокалу Лидия Толгская, а еще преподавала Алла Освецинская. Тогда к оперетте относились более чем серьезно. И было кому готовить смену. И, наверное, было ради чего. Стране, истощенной войной и послевоенным тягостным бытом, оперетта была нужна как никогда.
В Иваново состоялась и любовь. В браке с Николаем Федоровичем Лесиным они прожили более 50 лет. Недавно он ушел из жизни. Это был изумительный музыкант с консерваторским столичным образованием, валторнист от бога. Его обожали дирижеры. Со слезами на глазах вспоминают его премьеры и примадонны театра. Это был человек высочайшей театральной культуры, сделавший себя сам. Ему не пришлось, подобно Але, выпрашивать открепление у сельского начальства. Он был из числа свободных людей того времени, можно сказать, элиты общества, из рабочего класса. Его родители были железнодорожниками. Только причем здесь музыка? Где-то в семье присутствовал такой ген. Дядя научил играть на аккордеоне. Затем в музучилище попала в руки валторна и стала его сущностью. Консерватория в Москве, великие учителя, путь от ремесла к мастерству, годы бесконечных экзерсисов. И вот он уже первая валторна сначала в Иваново, а с 70-го года в Краснодаре. Сюда пригласила перспективную пару тогдашняя легендарная начальник управления культуры Марины Михайловна Шапиро. Тогда уже краснодарская оперетта гремела на всю страну. Евгения Белоусова, Нелли Роман, Клара Крахмалева, Владимир и Тамара Генины были кумирами. Лесиным удалось застать те времена, когда творил замечательный комик Мартын Лусинян.
Южный город ошеломил и размерами, и буйством красок, и куда более крупным театром. Альбина Дмитриевна вспоминает, как вскоре после приезда написала письмо тете аж на пяти листах. И все оно состояло из восторгов. "Мы как будто попали в рай", – оценивает свое тогдашнее состояние она. Что-то носилось в воздухе вокруг этого оплота цивилизации. Было, наверное, ощущение причастности к чему-то большому, значительному. Актрисе, с ее тонкой организацией, трудно было это не почувствовать. Да и ролей на нее обрушилось сразу одиннадцать. Она много лет играла Жака в "Баядере", Максика в "Принцессе цирка". А еще была Коломбина в "Новых приключениях Буратино", цыганка Маня в "Марице", Милица в "Весёлой вдове", пани Дындальска в "Дамах и гусарах" и бессчетное количество персонажей в сказках всех мастей.
Чете Лесиных довелось работать с подлинными мастерами. Дирижер в музыкальном жанре – фигура едва ли не самая значительная. Для Николая Федоровича это было особенно важно. Его высоко ценил как Эрик Розен, так и пришедший ему на смену Валерий Хоруженко, все руководители от бога. Первая валторна была здесь проводником в мир красоты и магнетизма. Без нее, казалось, не создать феерического настроения. Альбина Дмитриевна была ценима и дирижерами, и режиссерами. Валерий Хоруженко, выстраивая свою музыкальную режиссуру, ставил ее в хоре на первое место, приговаривая при этом: "Я вам Лесину не отдам". Сопрано, данное от бога и развитое годами усилий, выглядело здесь, как драгоценность среди камней.
А режиссура тоже была здесь на серьезных позициях. Тамара Давыдовна Гагава отдавала должное именно тому самому "легкому жанру" – оперетте, который сегодня специалисты относят как раз к одному из самых сложных в театральном искусстве. При ней к "старикам" примкнула талантливая молодежь. Юрий Дрожняк, Владимир Круглов, Людмила Чайкина, Татьяна Захожа, Александр Бочаров, Сергей Тесля, Галина Кобзарь, Нателла Пичахчи несли не только атмосферу венской оперетты, не только стильно-наивной в сюжетном плане, но и характерной, комичной, каскадно-бесшабашной. Они должны были уметь все: и фрак носить, и блистать актерским разнообразием. С юмором вспоминает Альбина Дмитриевна, как одна из ведущих вокалисток Татьяна Захожа любила повторять, что может сыграть в диапазоне от былинки до героини. Анатолий Бородин и сегодня являет зрителю лукавую усмешку вперемешку со слезой. И потрясал на этом живописном фоне также их глубокий лиризм, доставивший за многие годы зрителям череду приятных волнений, переходящих в восторг.
У Тамары Давыдовны нашлось место и Лесиной. Вот она уже и храбрый портняжка в одноименном спектакле, и мальчишка рядом с искрометной Галиной Кобзарь в спектакле "Пеппи Длинныйчулок". Примадонна театра Евгения Белоусова ей тогда сказала: "Травести – это твой конек. Лучше тебя этого никто не сделает". Правда, был момент, когда на три года Лесины покинули подмостки оперетты. В их жизнь ворвалась краевая филармония, где композитор Наталья Оралова, как специально, для Альбины написала песни Золушки и Красной Шапочки. Но потом они снова вернулись в театр оперетты. И опять звучало там соло валторны, а на сцене Алины мальчишки затевали свою возню.
Пришло время актерской пенсии, а за ней и выбор новой профессии. В трудные 90-е годы нужно было кормить разрастающуюся семью. Появились внучки. И появился в городе новый театр – Молодежный. Тогда его художественным руководителем был заслуженный артист России, председатель краснодарского отделения СТД Станислав Гронский. Три года Альбина Дмитриевна проработала главным администратором. Трудное то было время. Не было у театра крыши над головой. А это значило – одни выездные, холодные залы, так что надо было сидеть в пальто и шапках, а в основном здании полным ходом шел ремонт.
Но это были романтические годы. С 1997 года она обрела, наконец, свой подлинный дом в СТД и сделала этот дом гостеприимным. Все поняли, сколько значит ее присутствие, когда его вдруг стало меньше. Заболел Николай Федорович. Потребовался особый уход дома, ее постоянное присутствие там. Он так и не справился с этой напастью и оставил впервые в жизни свою Алечку одну. Казалось, это утрата непосильна, но через какое-то время Альбина Дмитриевна вернула себе прежнюю живость, и снова зазвучал в стенах СТД ее смех. Идут годы, все стареют, но только не она. Это происходит как-то само собой. В краснодарском театре оперетты (ныне музыкальном) она была травести, представительницей редкого амплуа на роли девочек-мальчиков. Ах, сколько в ее жизни было замечательных детей и подростков! Сколькие, ей подобные превратились в злых старух, которым нужен приглушенный свет, дабы скрыть возраст. Она же удивляет розоватой прозрачностью кожи, стройностью фигуры, молодостью взгляда, заливистым смехом по-прежнему.
Елена ПЕТРОВА
Театровед