Молодые демонстрируют безудержное веселье, включают громкую музыку, оглоушивающую соседей, говорят пошлости, держат в напряжении весь дом. Так театр начинает непростой разговор на тему современных подростков
1693
Молодые демонстрируют безудержное веселье, включают громкую музыку, оглоушивающую соседей, говорят пошлости, держат в напряжении весь дом. Так театр начинает непростой разговор на тему современных подростков. На первый взгляд всё раздражающе просто. Но, наверное, большинство сидящих в зале не торопятся осуждать. Кто не помнит, как это было в школьные годы чудесные?
20 апреля на подмостках Молодёжного театра творческого объединения «Премьера» состоялся первый показ нового спектакля «Звёзды светят на потолке» по мотивам одноименной повести шведской писательницы Йоханны Тидель. «История из жизни» – так определяет жанр режиссер-постановщик Павел Пронин, выпускник мастерской профессора Л.Е. Хейфеца ГИТИСа. По решению сценического пространства мы понимаем, что художник, Ольга Галицкая, оформление и аксессуары подыскивала просто: за основу было взято то, что нам предлагает фирма IKEA. Для кого-то из нас это недостижимая роскошь, для шведов очень средняя, почти скромная жизнь. На этом различия заканчиваются: юные, школьники старших классов, и там и здесь похожи. Впрочем, если прочитать произведение, отличия будут заметны. Режиссер их явно нивелирует. И это правильно: в зале будет сидеть наш зритель. И кому какое дело, что у шведов больше сексуальных свобод и начинаются они раньше. В значительной степени это нюанс. Важным становится другое: дети порой получают такие вызовы судьбы, что справиться в одиночку они просто не могут. А ближние, взрослые, подчас и старые – бабушки, дедушки – здесь не помощники. И тогда возникает потребность решать какие-то задачи вместе с теми, кого еще вчера ощущал если не врагом, то антагонистом. Приходится выбирать кого-то из сверстников. И, как ни странно, здесь опять поиск дружбы ведется вдалеке. Девочка, с которой дружишь с детского сада, уже чужая. Время требует перемен.
Итак, подросток Йенна Вильсон попала в турбулентность своих 14 лет. Ей и так не просто, а тут ещё и мама заболела. Впрочем, жестокость молодости пока не позволяет сконцентрировать всё своё внимание на этом факте. Ей кажется, что завтрашний день подарит позитивный выход из ситуации. Увы, так бывает не всегда. И с этим обстоятельством театр решил познакомить зрителя внятно и жёстко. Заслуженная артистка Кубани Людмила Дорошева, умеющая быть красивой на сцене, в роли мамы Йенны не боится быть и другой. Бледное, вытравленное лицо, напоминающее маску, пластика человека, которому всё время больно, экономия в движении и эмоциях – всё говорит о том, что перед нами тяжело больной человек. Некоторым показалось, что здесь присутствует излишний натурализм. Лично я эти мнения не разделяю. Это направление в искусстве давно отошло у нас как-то на второй план. А жаль. При всей своей жёсткости на самом деле искусство натуралистическое очень хрупкое и подчас грозит перейти в так называемую чернуху. Спектакль от этой тенденции, к счастью, остался в стороне. Чернуха была популярна в конце 80-х, на неё был запрос общества, как результат лакировки советских времён. Сегодня её время истекло. Натурализм же, глубокий и вдумчивый, аналитичный и философский, у нас, как мне кажется, встречается редко. И совсем он уместен в спектакле для молодых, которым надо рассказывать о том, что в жизни есть трудные, трагические моменты. Надо ли показывать смерть на сцене? Вопрос дискуссионный. Мне кажется, здесь всё определено мерой вкуса. Режиссеру он в данном случае не изменил. В Древней Греции считалось, что трагедия должна быть сухая. Здесь эта мера соблюдена. На сцене мало слез, зато полно в зале.
Театр должен говорить о сложном. Это одна из его насущных обязанностей. В последние годы развлекательное и гламурное брало верх. Теперь запрос на другое. Может, в этом и заключается популярность повести Йоханны Тидель, уже пережившей экранизацию. Но трагизм здесь сочетается и с яркостью. Молодые демонстрируют невыносимую легкость бытия, допустимую только в определенные годы. Но доступна она не всем. Перед нами два полюса проживания юности, две её философии. Главная героиня Йенна в исполнении Полины Шипулиной ещё не ощутила бодрости и бешеной энергии молодости. Она вся в своих подростковых переживаниях и комплексах, обращена внутрь себя, в то время как её одноклассница Улисс полна жизненной энергии, является центром притяжения для одноклассников. Несмотря на некоторую распущенность, в исполнении Анастасии Радул мы видим и ранимость, и тщательно скрываемую бесприютность. Мы понимаем, что за бравадой скрывается боль. Это даёт образу Улисс объем и глубину. Она и для нас привлекательна и обаятельна. И нам её всерьёз жаль.
На знаменитый вопрос «Легко ли быть молодым?» ответ совсем не очевиден. Он имеет много версий. Да и само название культового документального фильма середины 80-х в вопросе уже содержало ответ: конечно же, нелегко. Но, как осуществляется это «нелегко», искусство объясняет многими словами и примерами. Из чего и рождается череда историй. И вот спустя более 30 лет мы снова прикасаемся к этой теме. А до того был роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (он, кстати, имел свою версию в Молодежном театре), а до того… Да вот, пожалуй, и всё. Ну, разве что «Портрет художника в юности» Джойса, но это мало кто читал. При всей своей кажущейся простоте, достоверности добиться на этом пространстве очень трудно. Потому и удачных примеров так мало.
И, тем не менее, Молодежный театр не может не браться за эту тему. И он это делает. На мой взгляд, вполне убедительно. Перед нами проходит жизнь не только молодых поколений. Помимо их бытия, здесь еще и жизнь мам двух девочек, жизнь которых совсем не проста. Но если Лив борется за жизнь и достойна сострадания, то мама Улисс в исполнении Светланы Кухарь, кажется, не очень утруждает себя борьбой с алкоголизмом, который представлен зрителю в самой экспрессивной форме. И, как водится у такой породы людей, едва оторвавшись от стакана, они начинают морализировать и учить попавшихся под руку людей, в данном случае собственного ребёнка, жизни. Автор нам даёт понять, что у обеих женщин жизнь начиналась так же на бурных вечеринках, у обеих откуда-то взялись дети с отцами-мифами, живущими где-то там. Но в определенной точке каждая по-своему решает свою ситуацию. И выбор этот делается как раз в юности, в тех годах, что и у их дочерей. И те начинают меняться на наших глазах. Какой выбор будет правильным?
Старики – отдельная тема спектакля. Между ними и молодыми огромный возрастной разрыв. И это тоже не просто преодолеть. Но жизнь устроена так, что это становится необходимым. На какой-то момент сострадание сводит их вместе. Это хрупкая основа, но за ней своя жизненная сила, что проявится для молодых с годами. Это то, что останется за рамками спектакля, а для зрителя есть две блестящие актерские работы бабушки – заслуженной артистки Чеченской республики Татьяны Епифанцевой и дедушки – заслуженного артиста России Дмитрия Морщакова. Возрастные артисты в Молодежном театре или ТЮЗе – статья особая. К ним предъявляются более высокие требования, чем просто в драматическом театре. Дуэт двух артистов интересен, правдив и сложен. О возрасте, в котором оказались их персонажи, говорят: судьба закончилась, начинается жизнь. Бабушка и дедушка приготовились к спокойной, комфортной череде лет, как вдруг всё изменилось. Мы видим беззащитных перед превратностями рока людей, у которых уже мало сил, не готовых к новым вызовам судьбы. Они теряют любимую дочь, и это трагедия, но этим дело, как выяснилось, не закончилось. На их руках оказывается внучка, проблемный подросток, не особенно способная на сострадание. Грустно видеть их беспомощность, которую они пытаются прикрыть оптимизмом. Как-то у них всё сложится?
Есть такое понятие в искусстве, литературе, театре – открытый финал. Он всегда даёт повод к размышлениям. Каким? Пусть зритель узнает сам.
Елена Петрова
Театровед
Фото Марины Богдан