15 июня 2017 года Президент России Владимир Владимирович Путин отвечал по прямой линии на вопросы граждан. В вопросах граждан и в ответах на них Президента затрагивались важные аспекты нашей жизни
3123
15 июня 2017 года Президент России Владимир Владимирович Путин отвечал по прямой линии на вопросы граждан. В вопросах граждан и в ответах на них Президента затрагивались важные аспекты нашей жизни.
Что же касается главного – духовно-мировоззренческих основ и устоев нашего бытия, то нынешнее общение В.В. Путина с гражданами даёт повод для серьёзных и тревожных размышлений о нашем дальнейшем государственном благополучии и народной судьбе. Остановлюсь лишь на одном, чрезвычайно важном и характерном примере. Дело в том, что в ходе общения Президента с народом было снова помянуто стихотворение «Прощай, немытая Россия…» как несомненно принадлежащее великому русскому поэту М.Ю. Лермонтову. «Снова» потому, что в год 200-летия со дня рождения поэта В.В. Путин уже не раз рассказывал по ТВ об авторстве этой идеологической и политической поделки. Мне, к примеру, дважды довелось слышать от Президента о том, что стихотворение это принадлежит М.Ю. Лермонтову. В.В. Путин, конечно, мой президент, но истина дороже. Ведь честным филологам хорошо известно, что это стихотворение М.Ю. Лермонтову не принадлежит, известно и то, почему оно приписывается поэту. Всех этих научных филологических тонкостей президент, разумеется, может и не знать. Может быть, и не должен знать. Но у него есть безграничные возможности узнать о них, есть, где и с кем проконсультироваться об этом. Есть институт Мировой литературы в Москве, есть Пушкинский Дом в Санкт-Петербурге, директор которого, выдающийся учёный Н. Скатов, уже давно и убедительно доказал в том числе и в массовых СМИ, к примеру, на страницах «Литературной газеты», что стихотворение это М.Ю. Лермонтову не принадлежит («ЛГ» № 38-39, 2004). И не потому, что не сохранилось его автографа. Здесь не место приводить эти бесспорные доказательства, доступные всякому образованному человеку. Достаточно сказать, что следов его широкого бытования, вопреки утверждениям, нет. Стихотворение появилось многие годы спустя после гибели М.Ю. Лермонтова, в 1873 году, и было опубликовано приятелем убийцы поэта Н. Мартынова П. Бартеневым на страницах его моножурнала, то есть самодеятельного журнала «Русский архив». Никаких доказательств принадлежности этого стихотворения М.Ю. Лермонтову, кроме факта публикации под его именем около ста пятидесяти лет назад, нет. Это была идеологическая и даже политическая акция, совершаемая революционными демократами для того, чтобы показать, что и великий поэт с ними заодно, с их «передовым» революционным учением. Именно поэтому это недалёкое представление «освящается» его именем. А потому он выставляется борцом с самодержавием, каким он абсолютно не был. Более того, писал о прямо противоположном. «Народным витиям», восставшим «На славу гордую России», он дерзко бросал в лицо стихи, не допускающие никакой двусмысленности: «Вам солнца Божьего не видно За солнцем русского царя». Так что речь идёт не о М.Ю. Лермонтове и не о филологической проблеме авторства стихотворения, вдруг попадающего теперь в эпицентр идеологической борьбы. Спрашивается, почему именно это самое упрощённое «творение» попадает в центр внимания, а не какой-нибудь шедевр, каких в русской литературе немало? Таков, видимо, теперь уровень осмысления нашей жизни, таковы приоритеты.
Суть ещё и в том, что истинная поэзия не переложима на язык обыденной логики, иначе в ней отпала бы всякая необходимость. Поэзия даёт то, что никакая иная форма сознания дать не может. И в этом смысле она ничем не заменима. К тому же поэзия ничем не доказуема, а потому для неразвитых умов поэзией является всё, написанное неестественной рифмованной речью. А значит, беспомощную, чуждую поэтическому миру М.Ю. Лермонтова идеологическую поделку «можно» приписать великому поэту. Но лукавство очевидно, ибо живая человеческая душа неизбежно обнаруживает обман.
Недавно в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске прошёл круглый стол об авторстве стихотворения «Прощай, немытая Россия». Можем ли мы припомнить, чтобы по поводу авторства одного небольшого стихотворения собирался Международный научный форум? Представить такое трудно. Не сомневается же никто в авторстве, скажем, стихотворения А.С. Пушкина «Клеветникам России». Но в отношении авторства стихотворения «Прощай, немытая Россия» проблема всё ещё «существует», хотя она давно научно разрешена.
Когда совершается немыслимое и, казалось, невозможное – изгнание русской литературы, от имени её «можно» выдвигать какие угодно несообразности. И вот уже президент Украины П. Порошенко с каким-то безумным восторгом и злорадством декламирует «лермонтовское» стихотворение «Прощай, немытая Россия», указуя рукой в сторону «агрессора». Но с ним всё ясно. Для него, русофоба, Россия действительно «немытая», то есть «непутёвая». А как же, ведь сам великий М.Ю. Лермонтов, пророк, теперь как бы с ним заодно. Так политик пытается внушить народу, что его дело борьбы с Россией правое. В действительности же оно ложно, так как для его идеологического обоснования понадобился ложный аргумент, обман – не принадлежащие М.Ю. Лермонтову стихи. Но кто мог представить, что для столь бесцеремонной политической манипуляции понадобится тревожить светлый образ великого поэта? Так прочно русская литература связана с самим существом народной жизни. Потому-то она столь настойчиво и изгоняется. И вместо неё людей пытаются убедить в том, что их Родина – «страна рабов», и что это – лишь о «порочном самодержавии, а не о «дурной» природе народа… Речь, мол, о социальной справедливости, а не о русофобии. Но использование этих уничижительных строк президентом Украины в политических целях доказывает то, что в стихотворении – именно русофобия, а не «святой» протест против самодержавия. Будь стихи только о самодержавии, почему они вдруг всплывают из небытия, когда того самодержавия давно уже нет…
Но почему наш Президент соглашается, по сути, с украинским, пускаясь в «филологическое» объяснение авторства стихотворения, вопреки фактам, утверждая, что стихотворение это принадлежит М.Ю. Лермонтову? В крайнем случае мог бы сослаться на то, что в науке, мол, существуют разные точки зрения. К такой уловке – с одной стороны, с другой стороны – нередко прибегают историки, дабы показать, что истины вроде бы и нет на свете.
Ведь если мы считаем свою страну Россию, свою Родину, которую не выбирают, «немытой», если у нас, вопреки заповедям Господним, мать «не такая» и её надо «мыть», то есть «исправлять» по своему усмотрению, разумеется, «перековывать», как было не столь уж давно, это свидетельствует не о Родине, а о нас. Значит, такова не Родина, а мы – её непутёвые и неблагодарные дети.
Александр Блок в своё трудное время, сходное с нашим, писал, что «кого ждёте, те к вам и придут». Если будем считать вослед за идеологическими и политическими лукавцами свою страну «немытой», такой она и станет, такой она и будет. Это уж закономерность жизни, ибо в начале было слово.
Хорошо известно, что всякое общественное настроение, всякий анархизм отражаются на душевном, психологическом и даже психическом состоянии людей. Потому революции и вызывают, по словам И. Бунина, «повальное сумасшествие». А утрата смысла существования, бесцельность бытия вызывают духовную и социальную деградацию личности, а то и добровольный уход из жизни. Суицид стал прямо-таки зловещим явлением в провинции. Причём, среди деловых людей: взял кредит, не рассчитал свои возможности, попал в тупик… Какая уж тут социальная активность, когда чуть ли не четверть трудоспособного населения остаётся невостребованной (как это соотносится с намерением продления пенсионного возраста?), не находит работы…
Эта психологическая проблема не разрешается никакими, даже самыми продуманными разовыми решениями. Из такого болезненного постреволюционного состояния народ трудно и мучительно выходит работой души – обращением к своей народной культуре, к своей исконной вере, своей истинной истории, к своей природной ментальности, без насилий над ними, когда есть высокий человеческий смысл существования.
Небольшой, но характерный и даже символический факт. В моей родной станице появилось новое заведение, какого ранее не было. Это приют для душевнобольных, умалишённых, как здесь говорят, для «дуриков». Но примечательно то, что новое учреждение образовано на базе, по сути, взамен и вместо приюта для престарелых. Конечно, необходима теперь забота и об этих несчастных людях, светильник разума которых пошатнулся по причине умножения беззакония. Но более необходимы меры для того, чтобы их число пугающе не увеличивалось. А меры эти хорошо известны – пресекать насилие над духовной природой человека и над народным самосознанием; держать в чистоте свою исконную веру, помня о том, что демонстративные поиски «дороги к храму», как правило, не приводят к нему; не выдавать за искусство то, что им не является; прекратить вытеснение русской литературы из общественного сознания и изгнание её из образования: не допускать такого масштабного и бесцеремонного искажения, как теперь, нашей многотрудной истории. Тогда и социальные, и коммунальные, и всякие другие преходящие проблемы по всей стране не надо будет выносить на президентский уровень, так как президент не должен, да и не может чисто физически их разрешать.
Наверное, такие общения главы государства с народом будут проходить и впредь. Они ведь действительно необходимы. Но при всём умении нашего президента располагать людей к себе, при всей его деликатности и осмотрительности в суждениях о сложнейших аспектах нашей жизни такие прямые линии в полном смысле слова будут прямыми, то есть правыми и полезными при условии не только искренности, но и справедливости, правды исторической и духовной.
Пётр ТКАЧЕНКО
г. Москва – станица Старонижестеблиевская