Культура:

«Осенние эскизы» Дмитрия Фоменко

19.11.2014

Одним из наиболее ярких и эмоциональных подарков Сочинской филармонии для поклонников поэзии и классической музыки нынешней осенью стал литературно-музыкальный вечер «Осенние эскизы», подготовленный солистом Сочинской филармонии лауреатом всероссийског

700

Одним из наиболее ярких и эмоциональных подарков Сочинской филармонии для поклонников поэзии и классической музыки нынешней осенью стал литературно-музыкальный вечер "Осенние эскизы", подготовленный солистом Сочинской филармонии лауреатом всероссийского конкурса Суреном Вартаняном (фортепиано) и известным сочинским телеведущим Дмитрием Фоменко. Под музыку Скрябина и Грига со сцены Органного зала в стихах и в дневниковых записках, цитатах из писем, архивных свидетельствах раскрылись, пульсируя вневременной болью и страстью, благословленные осенью истории любви Александра Блока и Любови Менделеевой, Николая Гумилева и Анны Ахматовой, Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, Сергея Есенина и Айседоры Дункан, Осипа Мандельштама и Марины Цветаевой. "Время желтой листвы" – "время любви", ставшее поворотным в судьбах многих поэтов серебряного века, распахнуло свои объятия для жителей и гостей постолимпийского Сочи, пробудив раздумья и согрев мыслью: ничто на Земле не проходит бесследно

Автор программы Дмитрий Фоменко не стал идти по проторенному пути подобных культурно-просветительских мероприятий, где формальный набор "назывных" поэтических произведений соседствует с произвольной выборкой фактов и дат из биографии. Нет, здесь перед публикой в каждом конкретном случае поэтапно и неспешно разворачивалась история возникновения Чувства –
во всей полноте эмпирической палитры. Мы становились свидетелями и немножко судьями сложившихся или не сложившихся отношений. Причем, подбор блистательно исполненных Суреном Вартаняном музыкальных произведений был тесно связан с судьбами героев вечера. Например, в контексте романа Менделеевой и Блока ведущий цитировал дневник Любови Дмитриевны: "Он любил музыку Грига и Скрябина. Она была для него спасением. Мы слушали "Ноктюрн" и понимали друг друга лучше, чем в моменты близости. "Ноктюрн" звучал в те вечера, когда он был в одиноких раздумьях".
И под вдохновенными пальцами пианиста рождался тот самый "Ноктюрн", воссоздавая атмосферу абсолютного взаимопонимания двух любящих сердец. И нам вдруг становились особенно близки слова "Прекрасной дамы" Александра Александровича: "Милый, милый мой, ненаглядный! Не надо в письмах целовать мои ноги и платье. Целуй губы, как я хочу целовать твои: горячо и долго". И слова самого поэта: "У меня женщин не сто, не двести, триста или больше. А всего две: одна – Люба, другая – все остальные".
Фоменко напомнил и о полувековом споре блоковедов, кому была послана "черная роза в бокале золотого, как небо, аи", и о намеке Ахматовой, высказанном в "Поэме без героя", – поэтессе Олечке Глебовой-Судейкиной. С нею Блок встретился одним осенним вечером в литературном клубе, а на следующее утро написал знаменитое "Никогда не забуду…" Наряду с этим стихотворением в контексте блоковской истории любви Дмитрий своим бархатным баритоном оживил немало прекрасных поэтических образов: некоторые – в тишине, а какие-то – под музыку. К примеру, "Шаги Командора" сопровождала Прелюдия Скрябина Ор. 67.
Все пять осенних документальных новелл в филигранной стихотворно-музыкальной оправе изобиловали любопытными историческими подробностями, увлекательными эпизодами и новыми действующими лицами. Так, рассказывая о Зинаиде Гиппиус и Дмитрии Мережковском, ведущий поведал о случае, когда супруги в Париже прогуливались по набережной Сены и случайно повстречали трех подруг – легендарную драматическую актрису Сару Бернар, музу Маяковского Лилю Брик и ее сестру известную французскую романистку Эльзу Триоле. Гиппиус, отвернувшись от прогуливавшихся, сказала Мережковскому: "Как сейчас кстати издалека доносится музыка Грига! И Чехов прав: нет ничего хуже провинциальных артисток". А вернувшись домой, она описала этот случай в стихотворении "Мудрость" ("Сошлись три чертовки на перекрестке…"). Стихотворение тут же было в красках исполнено Дмитрием Фоменко, а вслед за ним Суреном Вартаняном – "Шествие гномов" из сюиты Грига "Пер Гюнт".
Полуторачасовая программа, пролетевшая на одном дыхании, оказалась одинаково полезна и юным, и зрелым, без устали аплодировавших в паузах. Каждый услышал в ней свое. Литературоведение, искусство декламации и музицирования шли рука об руку с психологией, позволив публике не только усладить слух, но и примерить ситуативные модели "вечного чувства" на себя, обогатиться жизненным опытом великих. Материала для этого в "Осенних эскизах" было предложено достаточно – основательность подготовки вызывает уважение.
Нельзя не отметить, что восхождению новой сценической звезды Сочи и успеху сольного дебюта способствовал Его величество случай – заявленный в афише Сочинской филармонии концерт солистов и камерного хора "Мелодии осеннего вечера" по организационно-техническим причинам не мог состояться, возникла необходимость срочно заполнить брешь в репертуарном графике. Впрочем, популярный на курорте телевизионный и радиоведущий Дмитрий Фоменко и так хорошо известен слушателям проводного радио циклом авторских литературно-поэтических программ.
Алексей ГАЛКИН