Культура:

Пастораль Евгения Казицына

06.04.2016

Известный краснодарский художник Евгений Казицын представляет в Художественной галерее «Сантал» с 3 по 17 апреля 2016 г. свой новый юбилейный живописно-графический проект «Пастораль Евгения Казицына&r

2749

Известный краснодарский художник Евгений Казицын представляет в Художественной галерее «Сантал»  с 3 по 17 апреля  2016 г.   свой  новый юбилейный живописно-графический  проект «Пастораль Евгения Казицына».

В экспозиции представлены  22 новые работы  в технике   масляной  пастели на холсте. Идея выставки  повторяет одну из стержневых социокультурных  концепций  современности,  которую еще в  начале ХХ века  Марсель Пруст сформулировал, как «поиски утраченного времени». 
Тени  незабытых автором  предков, любимых женщин, друзей, случайных знакомых становятся  персонажами его холстов. Память детства и юности, проведенной  в Сибири  (в селе  Сухово   и  г. Красноярске), годы зрелости, совпавшие с работой в Краснодарском художественном музее им. Ф.А.  Коваленко, словно остановленные   кинокадры  из  многосерийного фильма.
Первым «телевизором» для маленького Жени было окно, за которым шла разнообразная, таинственная и такая заманчивая жизнь. Именно окно становится главным  героем и композиционным центром всех картин. Все   персонажи помещены по ту сторону от окна, а на переднем плане художник изображает натюрморты, связанные по смыслу и пластически с происходящим действием за окном. 
В  молодости казалось, что окно отделяет два мира: большой, настоящий и  интимный, домашний, но ближе к финалу становится  ясно, что эти миры не могут существовать друг без друга. 
Сюжеты, происходящие за окном, разнообразны: первый  поход мальчика в гости («Меня взяли»),  воспоминание о матери («Подруги, которые»),будни работников Красноярского речного пароходства («Обед»), рождение сына («Сашка»), память о солдатах Великой Отечественной  войны («Долг Родине»).  Видим мы и встречи друзей у памятника Репину в Краснодаре («Тут были»), и ностальгию по уехавшему на чужбину другу («Аркадий уехал»). Не избегает он темы любви и дружбы («Ох, гитара»), первых детских впечатлений («Приехали гости») и любовных переживаний («Прости,  Наташка»). А традиционную русскую алкогольную тему   иронически обыгрывает в работе  («За Корни»), изображая на переднем плане деревянную кадушку, в которой  бродит традиционный  древнерусский напиток – брага (кстати,  напиток слабоалкогольный). 
Образная система художника построена на ассоциациях, узнаваемых ситуациях, фрагментах  его личной биографии и жизни эпохи конца ХХ – начала ХХI веков, философских  взглядов.  Он  считает, что задача художника – заставить публику не любоваться картиной,  а  поразмыслить о  собственной  жизни.  Легкая ирония  соединяется с  любовью и состраданием к человеку.
Казицын  опирается на  наиболее демократические  культурные традиции Древней Руси – лубок, народную картину, анекдот, песню-частушку, но  переводит это на язык современного   неосимволизма и постмодерна,   трансформируя  грубоватый  просторечный  юмор в подчеркнуто   изысканные   пластические формы. В этом смысле Казицын – матерый  постмодернист, который не может обойтись без собственного прочтения старых текстов, деконструкции  и  легкой пародийности. Его творчество – это диалог  с древнерусским  народным искусством Допетровского времени, сохранившемся в Сибири  лучше, чем в Центральной России.  «У меня  юмор   сибирский», – говорит художник.   

Другая культурная традиция – это область высокого, сакрального, проявляющегося  в использовании контражура, чем-то родственного православной иконе. Можно понимать мотив окна, за которым течет идиллическая жизнь, как информационный Портал между низким и высоким, прошлым,  настоящим и будущим. Евгений Казицын,  как принц  Гамлет, словно говорит нам:  «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить!»
Вот так просто, без назидания он умеет быть нравственным, без философствования – философом, без пафоса – патриотом. Умеет быть художником, то есть вносить в мир гармонию.

Член АИС Татьяна СОКОЛИНСКАЯ 

ул. Коммунаров, 58
Выставка работает  до 03 апреля. Без выходных. Вход свободный.
Тел. для справок: 267-11-37; 267-11-57 www.santalcompany.ru