В Общественной палате города Краснодара прошло заседание дискуссионного клуба «Особняк» на тему: «Краснодар – театральная столица юга России
1375
О развитии театров в краевом центре, проблемах и достижениях. Частные театры Краснодара, попытка осмысления пройденного пути. Их роль в культурной жизни краевой столицы»
Галина Ташматова, председатель дискуссионного клуба, в самом начале попросила сконцентрироваться на обсуждении театрального репертуара за прошедший год. Как отозвались кубанские театры на вызовы нового времени, какую лепту внесли театральные деятели Кубани в решение задач, которые стоят сегодня перед страной и её гражданами?
Забегая вперед, скажем, что это был трудный разговор. Дискуссия показала, что кубанские театры продолжают жить обособленной довоенной жизнью. Между тем запрос в обществе на патриотическую тему несоизмеримо за этот год вырос.
– Мы, будучи школьниками, ещё при Советском Союзе, ходили всем классом в театр. Патриотическое воспитание с помощью театрального искусства было настолько органично тогда, что никто из нас не чувствовал на себе воспитательный момент. Конечно, патриотизм не стоит понимать слишком однозначно – это очень глубокое понятие. Это и уважение к старшим, и внимание к младшим, и любовь к Родине. А сейчас, как я вижу, театры у нас живут спокойной и размеренной жизнью, будто ничего вокруг не происходит», – высказала мнение Татьяна Аркадьева, руководитель штаба Захара Прилепина в Краснодарском крае. Татьяна Владимировна также рассказала о том, что их лидер обратился с письмом к руководителям российских театров, в котором он призывает деятелей культуры проявить гражданскую активность.
На вопрос, какие постановки из нынешнего репертуара вы могли бы отнести к патриотическому воспитанию, ответил Николай Табашников, директор Краснодарского молодёжного театра. Он заявил, что в каждом спектакле молодёжного театра просматривается патриотическая направленность, так как они пропитаны вечными темами, такими как «человек», «личность», «что стоит за человеческим выбором».
– Перестроение театров уже началось, но для этого процесса требуется время. Многие требуют изменений здесь и сейчас, не понимая последствий. Если начать радикальную перестройку театральной жизни, то мы получим не единомышленников, а людей, которые будут противостоять всему, потому что всё новое всегда поначалу воспринимается в штыки», – отметил Николай Александрович.
Ирина Удовицкая, начальник управления культуры администрации муниципального образования город Краснодар, напомнила присутствующим, что патриотических мероприятий в городе Краснодаре всегда проводилось немалое количество, есть они и в программе учреждений культуры города на этот год. Но Ирина Ивановна также считает, что их внедрение должно быть постепенным, чтобы не вызвать отрицания:
– В соответствии с указом президента, наши учреждения культуры в своих мероприятиях стараются уделить максимальное внимание теме «семейных ценностей», «патриотизма», «сохранения русского языка». Вы правы, в советские времена, посещая театральные постановки, мы действительно не выделяли в них отдельно патриотическое воспитание. Но стоит помнить, что раньше это была идеология, которая выражалась во всём, везде и всюду. Поэтому сейчас эту работу нужно возрождать на самом высоком государственном уровне, – высказала своё видение решения проблемы представитель исполнительной власти.
Театровед, член Союза театральных деятелей России Елена Петрова считает, что руководство театров попросту ждёт каких-то указаний, когда давно уже нужно предлагать зрителю постановки о том, что сегодня волнует всех, – о патриотизме в нынешних условиях СВО:
– Новые обстоятельства, несомненно, рано или поздно повлияют на положение дел в области театрального искусства. Так было всегда, вне зависимости от того, есть ли конкретный государственный заказ или нет. Так с началом Первой мировой войны, в которую вступила и Россия, Всеволод Мейерхольд берётся за работу над одной из сложнейших пьес Педро Кальдерона «Стойкий принц», которая рассказывает о доблести принца Фернандо в условиях войны. Премьера состоялась в 1915 году, в тот момент, когда требовалось нечто духоподъемное, пусть взятое из далёкого прошлого. Сам Кальдерон уже погружался в этой истории вглубь веков, в эпоху Реконкисты. В ту же эпоху и Корнель пишет своего «Сида», где война, в которой участвует главный герой, отнесена в то же прошлое. Брать сюжет из современности было совсем необязательно. А отстранённый взгляд имел другую оптику. Этот приём был особенно популярен в эпоху романтизма.
Трудно сразу требовать от искусства театра, чтобы оно тут же немедленно ответило полноценной драматургией. Вспомним ВОВ. Песни сочиняются порой сразу, вдруг. И только через полтора десятка лет появляется так называемая «лейтенантская проза». Но пройти мимо изменяющейся реальности на фоне войны практически невозможно.
Военные победы провоцируют появление новых сюжетов. Эсхил практически первый из великих драматургов древней Греции был кадровым военным, морским офицером. Вернувшись после победы при острове Соломин в Афины, он обратился через некоторое время к написанию пьес. И первый дошедший до нас из его сюжетов посвящён одному из главных героев этой войны. Но в пьесе «Персы» им становится не соотечественник, а противник – царь Ксеркс. Он вызывает сострадание, он является носителем трагической вины.
Военные победы испанцев, завоевания новых территорий в XVI веке совпадают с расцветом театра в Мадриде, следствием которого становятся пьесы Сервантеса, Лопе де Вега, Тирсо де Молины, Кальдерона. Проходит время, и победы уже одерживает Англия. И появляются театры, а затем и драматурги, такие как Кристофер Марло и Уильям Шекспир. Почему так случилось? Военные получали большой доход и соответственно могли потратиться на изысканное развлечение. Вот почему у Шекспира так много сцен боёв, этого требовала его публика.
В гражданскую войну в России на фронтах красноармейцам показывали также спектакли. С большим успехом шёл спектакль по пьесе Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна», о борьбе крестьян против командора. Основан он на реальных событиях. Эффект превзошёл ожидания. О влиянии театра на умы людей прекрасно знал и Георгий Товстоногов. В своё время произошло его обращение к военной теме в его спектакле на сцене учебного театра ЛГИТМиКа «Зримая песня». Постановка стала легендарной. Песни военных лет или о войне, театрально осмысленные мастером и его студентами, произвели мощное впечатление. Многие пытались и пытаются повторить тот опыт. Думается, великий режиссёр делал это не из конъюнктурных соображений, иначе бы ничего не получилось.
Это разные воспоминания из истории театра. И объединяет одно: во всех случаях война воздействовала на искусство самым положительным образом. Видно, что она провоцировала творческих людей на нестандартные решения. Думается, война и театр – это сообщающиеся сосуды, взаимодополняющие друг друга. Сильная армия – сильный театр, театр формирует психологию армии, буквально направляя её в бой. Учитывая, в каких обстоятельствах мы сегодня находимся, нашим театрам придётся в скором времени вносить в свой репертуар определённые коррективы. Но и государство должно понять, что театр необходим обществу, и нужно поддерживать театр материально и морально, – провела исторический экскурс театровед Елена Петрова.
– Разумеется, репертуар детских, молодёжных и взрослых театров должен отличаться. В работе с детьми и молодёжью не нужно искать специального языка. Не нужно подстраиваться, они сами этого не принимают.
Я твёрдо убеждена, что с молодёжью и даже детьми нужно говорить уважительно, по-взрослому. Нужно стараться донести информацию в понятном для них формате, искать драматургический материл, который будет им интересен и понятен, – попыталась вывести обсуждение в несколько иное русло Галина Ташматова.
Арсений Фогелев, главный режиссёр Краснодарского академического театра драмы им. Горького, пояснил, что при составлении репертуара театры сегодня делают ставку на классику, потому что такой материал никогда не устареет.
– Время не стоит на месте, и зрителю нужны новые эмоции, ощущения, нужны новые лица, обстановка. Первая театральная школа открылась в Краснодаре в 2009 году, она называлась «Ф-Арт». В 2012 году показал премьеру Один театр – первый в городе независимый театр, в котором играют профессиональные актеры. В последующие годы появились другие театры и театральные студии. Сейчас их в крае с десяток, продолжают открываться новые, – высказал свой взгляд на обсуждаемую проблему режиссёр ведущего театра Кубани.
Руководитель благотворительного фонда «Премьер-Фонд» им. Л. Г. Гатова Татьяна Гатова изначально не планировала выступать, но в конце дискуссии всё же высказалась:
– Я слушаю вас, уважаемые коллеги, и задаюсь вопросом, а как бы поступил в этой ситуации Леонард Григорьевич? Уверена, что он бы не ждал особых указаний, а действовал, искал новые яркие формы, чтобы поднимать дух кубанцев, воспевать подвиги героев нашего времени, вселять уверенность в нашей общей Победе.
Вопрос о необходимости корректировать репертуарную политику кубанских театров одним разговором не исчерпать. Ведущая дискуссионного клуба «Особняк» Галина Ташматова выразила надежду на то, что заинтересованный обмен мнениями подтолкнёт театральных деятелей к творческим поискам. Главное, что истинный патриотизм у наших земляков есть.