Культура:

Первого приза юбилейного «Кинотавра» удостоен Александр Сокуров

04.06.2014

1 июня в Сочи на Театральной площади у Зимнего театра традиционная «звездная дорожка» дала старт XXV Открытому российскому кинофестивалю «Кинотавр». Наряду с главными представителями отечественной Фабрики грез на ней блистали председатель жюри Андрей З

805

1 июня в Сочи на Театральной площади у Зимнего театра традиционная "звездная дорожка" дала старт XXV Открытому российскому кинофестивалю "Кинотавр". Наряду с главными представителями отечественной Фабрики грез на ней блистали председатель жюри Андрей Звягинцев и члены жюри: актеры Юрий Колокольников ("Интимные места", "Игры престолов"), Елена Лядова ("Географ глобус пропил"), оператор Владислав Опельянц, сценарист Денис Родимин, кинокритик Алена Шумакова. По рабочим обстоятельствам в судейской коллегии место директора департамента кинематографии Министерства культуры РФ Вячеслава Тельнова (с чьим присутствием на "Кинотавре" были связаны большие планы) занял главный редактор телеканала "Культура" и продюсер Сергей Шумаков. На сцене Зимнего режиссер Андрей Звягинцев пообещал, что он и коллеги будут "выбирать сердцем" талант того, кто чувствует время и сообщает нам о нем. Что бы ни происходило на церемониях, в программе хватает фильмов, претендующих на это.

Главной темой юбилейной церемонии стала попытка подвести итоги российского кино за четверть века "Кинотавра" и вписать их в исторический контекст. Но, как выяснилось, итоги подводить рано – история глобальна, а в российском кино все только начинается. Церемонию открытия ее режиссер Алексей Агранович сделал красивой и емкой, а вел самый востребованный и кассовый актер из молодых Данила Козловский. Прологом послужило высказывание Александра Сокурова о том, как важно сохранять историю, а кинофестиваль не может создать образ настоящего, но может формировать вкус. Об истории затем говорил Козловский, на примере портняжного метра наглядно продемонстрировавший место нашего времени в исторической перспективе. Получилось, что 25 лет истории "Кинотавра" – это один миг, в который складываются предыдущие 24 года-кадра. Козловского сменил Шостакович в исполнении "Нового русского квартета"…
На открытии Сокурову вручили первый почетный приз кинофестиваля "За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию". Фильмы Александра Николаевича ("Молох", "Телец", "Русский ковчег") неоднократно участвовали в конкурсных программах Каннского кинофестиваля. В 2011 году картина "Фауст" получила "Золотого льва", Гран-при 68-го Венецианского кинофестиваля.
Следом за Александром Сокуровым на сцену вышел Дмитрий Астрахан, чтобы вручить награду "За веру в предложенные обстоятельства". Выход за призом Андрея Мерзликина оказался частью съемочного процесса фильма "Зеленая карета", в котором актер играет роль режиссера. По сценарию, этот режиссер побеждает на национальном кинофестивале...
– "Кинотавр" в 25-й редакции, – расставляет акценты президент фестиваля Александр Роднянский, – это "Кинотавр", где традиционный для фестиваля приз за творческий вклад вручается, безусловно, крупнейшему российскому имени в сегменте авторского кинематографа – Александру Николаевичу Сокурову. Это фестиваль, председателем жюри которого является международное имя российского кинематографа – Андрей Звягинцев. Для нас очень важно наличие этих двух имен в сочетании с увеличенной в количестве программой короткометражных фильмов конкурса для того, чтобы подчеркнуть свое представление о российском кинематографе как о пространстве творческих экспериментов.
По словам Роднянского, главное отличие юбилейного "Кинотавра" в том, что у восьми из 14 конкурсных картин режиссеры – женщины, такого в истории фестиваля никогда еще не было. Традиционно – несколько дебютов.

А в программе открытия вместо одного ударного кинополотна было пять короткометражных лент разных жанров. Причем, две из них сняты известными актерами. Яна Троянова ("Волчок", "Жить", "Кококо") представила свой режиссерский дебют "Рядом" – нежная история поиска любви с Ксенией Раппопорт. А Григорий Добрыгин, получивший "Серебряного медведя" на Берлинском фестивале за роль в фильме Алексея Попогребского "Как я провел этим летом" (вместе с Сергеем Пускепалисом), привез уже свою вторую режиссерскую работу – "Верпаскунген". Вместе работы Григория и Яны образуют своеобразную пару: у Добрыгина главный герой в исполнении Сергея Маковецкого тоже хочет и не может получить хоть немного счастья. Живет он в маленьком немецком городе. У Трояновой место действия – берег глухого озера и маленькая железная дорога рядом… Три остальных короткометражки – мелодрама "Внутри музыки" Юлии Нович, комедия Андрея Андрианова "Киноман" с Андреем Мерзликиным в главной роли, "Зомбокалипсис" Вячеслава Кириллова о тяжелом пути молодого режиссера короткого метра.
– Цифра изменила кинематограф, – говорит директор программ "Кинотавра" Ситора Алиева. – Каждый сегодня – режиссер. Фестиваль уже который год получает по сотне лент, снятых, в принципе, без бюджета и, что называется, "на коленке". В 2014-м мы первый раз отобрали сразу два дебютных фильма подобного типа: "Спроси меня" Веры Харыбиной и "21 день" Тамары Дондурей. Что интересно, они отражают еще одну важную черту современного кинопроцесса: стирание границ между игровым и документальным.
Помимо лент Харыбиной и Дондурей, в конкурсной программе полнометражных фильмов представлены картины: "Еще один год" Оксаны Бычковой, "Звезда" Анны Меликян, "Велкам Хом" Ангелины Никоновой, "До свидания, мама" Светланы Проскуриной, "Испытание" Александра Котта, "Кино про Алексеева" Михаила Сегала, "Дурак" Юрия Быкова, дебютные фильмы "Как меня зовут" Нигины Сайфуллаевой, "Класс коррекции" Ивана Твардовского, "Комбинат надежда" Натальи Мещаниновой, "Ч/Б" Евгения Шелякина.


Виктор ТЕРЕНТЬЕВ
Фото Сергея Лисицына