Культура:

Плодотворный союз во славу Клио

30.07.2014

На прошлой неделе Фанагорийская археологическая экспедиция отметила знаковую дату – десять лет со времени сотрудничества ученых археологов и фонда «Вольное Дело» промышленника Олега Дерипаски

820

На прошлой неделе Фанагорийская археологическая экспедиция отметила знаковую дату – десять лет со времени сотрудничества ученых археологов и фонда "Вольное Дело" промышленника Олега Дерипаски

На раскопки прибыла большая группа российских журналистов и блогеров. Пресс-тур был организован фондом "Вольное Дело", пресс-службой компании "Базовый Элемент" и НП "Историко-культурное наследие Кубани".
Прикоснуться к античной древности журналисты и блогеры могли непосредственно на месте раскопа, куда их отвезли сразу по приезду. Подробно об уникальности археологического памятника более чем 2500-летней давности рассказал руководитель фанагорийской археологической экспедиции Владимир Кузнецов.
– Мы находимся сейчас на территории одного из крупнейших археологических памятников страны, – прямо у края раскопа рассказывал руководитель экспедиции, – настоящей "русской Атлантиды". Фанагория существовала как жилой город около полутора тысяч лет, из которых тысяча лет пришлась на античность и еще пятьсот – на Средневековье. После того как жители покинули Фанагорию( причины чего не выяснены по сей день), это место никем не застраивалось и не заселялось – этот город, полностью свободный от современной застройки. По этой причине тут сохранился мощный культурный слой – около семи метров – от античности и до эпохи Хазарского каганата.
Сейчас раскопки ведутся на глубине около шести метров, в культурном слое пятого века до нашей эры. Фактически Фанагория является древнейшим городом из всех когда-либо существовавших на территории России. Столица "азиатского Боспора" была одним из крупнейших городов античного Причерноморья, основанная около 543 г. до нашей эры жителями города Теос, вытесненными из родных мест нашествием персидского царя Кира. Свое название город получил по имени одного из их предводителей, Фанагора. В период своего расцвета город занимал площадь более чем 65 гектаров (а окружающий его самый большой в России античный некрополь занимает площадь более трехсот гектаров). Раскоп ведется и в некрополе, и в самом центре города. Арехологи копают меж остатков мостовых, общественных зданий, храмов.
Здесь же, в раскопе, на высоте около полутора метров от земли видны следы пожара – свидетельство исторического события, подтверждённого недавними находками. Здесь, на полу крупного здания, нашли множество монет и украшений, датировка которых указывала на то, что пожар происходил в I веке до нашей эры. Это совпадало с указанным античными историками трагическим событием в жизни города: в 63 году Фанагория восстала против понтийского царя Митридата, правившего тогда Боспорским царством и ведшим изнурительную войну с великим Римом. Фанагорийцы осадили в царском дворце жену Митридата и его детей, в результате чего и вспыхнул пожар. Сам Митридат отправил на выручку царице свой флот – с этим фактом связана археологическая сенсация сезона: находка бронзового тарана боевого корабля подводным отрядом экспедиции. Таран, помеченный личным знаком царя – полумесяцем и звездой – был обнаружен рядом с самим кораблем, найденным подводными археологами еще в позапрошлом году. Ранее предполагалось, что это византийское торговое судно, однако новая находка все расставила по своим местам. Корабль оказался биремой – боевым гребным судном с двумя рядами весел по каждому борту, размером 16 на 3,5 метров. Горожане сожгли корабль в акватории порта во время штурма – его сохранившиеся части сильно обгорели.
Во время восстания в осажденном акрополе находилась жена царя и его дети. Царица Гипсикратия погибла – за ее мужество сам Митридат обращался к жене в мужском роде, что подтвердила найденная археологами еще в 2006 году мраморная надгробная плита с надписью: "Гипсикрат, жена царя Митридата, прощай". Эта находка вошла в 2009 году в топ-10 самых выдающихся открытий археологов в мире, по версии Американского археологического института. Дети же царя попали в плен и были проданы в рабство. Историю с фанагорийским восстанием описывали античные историки Плутарх и Аппиан, однако до сих пор не было никаких материальных подтверждений этому. Находка же биремы, пожара в акрополе, надгробной плиты и, наконец, самого тарана позволили окончательно установить истинность сообщений древних историков. Фанагорийское восстание стало, своего рода, цепной реакцией, после него против Митридата восстали другие города, а потом и его сын Фарнак. Фанагория же за помощь Риму получила автономию и статус "друга и союзника римского народа".
В нынешнем году в раскопках на Таманском полуострове принимают участие более двухсот человек – в основном, студенты, аспиранты и преподаватели. Студенты тут, кстати, не только с Кубани, есть люди из Москвы и даже из Магнитогорска. Двадцать восемь человек из Магнитогорского государственного университета – МаГУ.

– Здесь я в первый раз, – рассказывает студентка третьего курса Диана Зубайдуллина, – сюда мечтала попасть давно, но раньше как-то не получалось. Я учусь на коммерческом отделении, а такие поездки ранее оплачивались университетом только для бюджетников. И только в этом году стали оплачивать всем. Мне здесь очень нравится, надеюсь приехать и в следующем году.
В отличие от Дианы выпускник истфака МаГУ Антон Черемисин здесь уже пятый раз.
– Раньше приезжал сюда за бюджетный счет, сейчас вот – за свой, – рассказывает он, – мне тут все интересно. Студенты из Магнитогорска тут чуть ли не основная рабочая сила, – шутит он.
Антон окончил пятый курс, собирается учиться дальше в магистратуре и поступать в аспирантуру. Связь Магнитогорска с Фанагорийской экспедицией вполне объяснима. Главный нумизмат экспедиции – проректор МаГУ, профессор, доктор исторических наук Михаил Абрамзон. Впрочем, тут работают студенты из многих вузов страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Воронежа, Крыма, учащиеся КубГУ и Екатеринодарской семинарии. Здесь проходят практику и студенты созданного на базе факультета истории, социологии и международных отношений КубГУ отделения археологии.
– Это отделение было создано еще в 2010 году, – рассказывает руководитель фонда "Вольное Дело" Тамара Румянцева, – для того чтобы на Кубани были свои археологи. Раньше подобного рода курсы были только в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Сейчас на отделении учатся двенадцать человек на четвертом курсе, после чего они будут поступать в магистратуры. Самые же способные продолжат обучение в Москве в институте археологии РАН в МГУ.

Все археологи: и студенты и преподаватели – работают в достаточно комфортных условиях, по меркам полевых экспедиций. После того как при содействии фонда "Вольное Дело" в районе раскопок была создана современная и комфортная база – Научно-культурный центр "Фанагория", начались работы и по обустройству стационарного полевого лагеря Фанагорийской экспедиции. К началу полевого сезона на его территории установлены здания столовой и небольшого лабораторного корпуса, оборудованы туалеты с септиками, высажено несколько десятков деревьев, разбиты дорожки, к лагерю подведены водовод и электрокабель. Оценить благоустройство новой территории журналисты могли, посетив археологическую столовую. Желание наладить тут комфортный быт вполне объяснимо. Археологи тут "всерьез и надолго", работы на раскопе еще, ой как много! Хотя экспедиция работает тут с 1936 года, а первые бессистемные раскопки начались еще до революции, все же до сих пор обследовано только два процента территории города. По словам руководителя проекта "Историко-культурное наследие Кубани" Георгия Кокунько, для того чтобы полностью обследовать Фанагорию, потребуется чуть ли не столько же времени, сколько лет самому городу. Только в этом году был заложен новый раскоп на так называемом нижнем плато. И, конечно, работ такого масштаба не было бы без поддержки фонда Олега Дерипаски "Вольное Дело".
– Начало всему этому было положено еще в 2002 году после подписания между администрацией Краснодарского края и компанией "Базовый элемент" соглашения о сотрудничестве в плане социально-экономического развития Краснодарского края, – напомнила Тамара Румянцева. – А в 2004 году, после обращения известного российского востоковеда и специалиста по античности академика Григория Бонгард-Левина к Олегу Дерипаске, началось и сотрудничество фонда "Вольное Дело" с Фанагорийской комплексной археологической экспедицией. Олег Владимирович поддержал экспедицию в довольно тяжелые для археологов времена. А потом, когда мы все больше осознавали, какого масштаба находится здесь памятник, родилась идея создания научного центра. Эту идею поддержал и Президент РФ Владимир Путин во время своего визита на раскопки в 2011 году, когда он еще был премьер-министром. Тогда же им было дано распоряжение Правительству РФ подготовить проект создания историко-археологического музея-заповедника Фанагории. Фанагория, вообще, по нашей мысли, должна стать своего рода отправной точкой для развития этой территории, всех местных поселений. Создавая этот центр, мы ставили для себя несколько задач. Первая – создание своего рода базы для экспедиции, для обработки и первичного хранения всех находок. Вторая цель – создание огромной лаборатории: ведь тут, кроме археологов, работает еще множество самых разных специалистов: биохимиков, палеозоологов, ботаников и других. Здесь, в Центре, мы планируем принимать ученых со всего мира, для которых уже оборудовано несколько гостиничных номеров, здесь также проводятся регулярные археологические конференции. Наконец, мы создаем тут обширную библиотеку по античной истории, для которой мы уже сейчас собираем специализированную литературу по всему миру. В нее вошло и наше издание "Античное наследие Кубани", – поделилась планами руководитель фонда "Вольное Дело" Тамара Румянцева.

После обеда в столовой археологов пресс-тур продолжился непосредственно в здании Центра. Журналистам показали лабораторию реставрации, где найденные находки превращаются в музейные экспонаты: монеты, изображения на фресках, обрывки корабельных канатов... По словам реставраторов, на саму реставрацию может уйти от пятнадцати-двадцати минут до полугода.
После пресс-тур продолжился по залам, где представлены различные находки как этого, так и прошлого сезона. Журналистам показали коллекцию античных монет, в том числе, золотых и медных. Обломки чернолаковой керамики, плиты с надгробий и различных строений древнего города. Вот огромная плита с замысловатым знаком, напоминающим огромную каракатицу. Оказалось – тамга боспорского царя Савромата, украшавшая ранее въездные ворота в город. Тут же лежат многочисленные надгробные плиты с изображением иудейского семисвечника – свидетельство владычества в этих местах Хазарского каганата, чьей государственной религией был иудаизм. Впрочем, возможно, это было вторичное использование памятников еще начала нашей эры – уже тогда на берегах Боспора Киммерийского находилась большая иудейская община. Вследствие чего, как говорит Георгий Кокунько, в Израиле и по сей день считают Фанагорию одним из древних еврейских городов.
Выйдя во двор, журналисты смогли увидеть и пресловутый бронзовый таран – лежавшее в баке с дистиллированной водой массивное бронзовое орудие, почерневшее от времени, даже отдельно от корабля выглядело весьма внушительно. О том, как находили сам корабль, рассказал на состоявшейся в завершение пресс-тура конференции руководитель подводного отряда Фанагорийской экспедиции Сергей Ольховский, сопровождая свой показ подробными слайдами и кадрами съемки. Он подробно рассказывал, как нашли корабль, что делается для того, чтобы сохранить его нынешнее состояние. Сергей Ольховский также рассказал и о том, как в целом ведутся подводные исследования в экспедиции.
– Сама по себе подводная археология появилась довольно давно, – объяснил Сергей Ольховский, – еще с 60-х годов прошлого века. Для Фанагории это особенно актуально, ведь примерно треть античного города находится сейчас под водой. Впрочем, тогда подводная археология проводилась, скорее, на любительском уровне с соответствующей отдачей. Работы нашего отряда Фанагорийской археологической экспедиции начались в 1998-99 годах, и на сегодняшний день подводные исследования выполняются на высоком профессиональном уровне. Поскольку у нас нет специализированных научных учреждений, занимающихся подготовкой подводных археологов, многие наши специалисты обучались за рубежом: я, например, проходил стажировку во французском Центре исследований Александрии.

По итогам посещения генеральный директор фонда "Вольное Дело" Тамара Румянцева и руководитель Фанагорийской археологической экспедиции Владимир Кузнецов ответили на вопросы журналистов. Вкратце было рассказано и о том, как именно развивалось сотрудничество между фондом "Вольное дело" Олега Дерипаски и Фанагорийской археологической экспедицией за эти десять лет. За это время фонд выделил на поддержку Фанагорийской комплексной археологической экспедиции 340 миллионов рублей, именно он несет основные расходы по содержанию экспедиции. Это приобретение необходимого оборудования и инвентаря, работы по камеральной обработке материалов и подготовке ежегодных научных отчетов в РАН, издательские расходы, транспортные расходы и питание участников экспедиции. Благодаря поддержке Олега Дерипаски, на сегодня Фанагорийская экспедиция – одна из самых мощных и укомплектованных как по научному составу, так и по оснащению во всей России.
Было рассказано и о том, что несколько месяцев назад , 18 апреля 2014 г., было подписано распоряжение Правительства РФ о создании историко-археологического музея-заповедника Фанагория.
– Как ожидается, юридическое оформление музея и создание его временной дирекции произойдут в ближайшие несколько месяцев, – пояснила Тамара Румянцева, – после чего будет объявлен международный конкурс на архитектурное решение этого музея.
Археологи надеются пополнить музей не только уже найденными экспонатами, но и новыми находками, очередными подарками на которые столь щедра в этом древнем городе капризная муза истории Клио.

Денис ШУЛЬГАТЫЙ
Фото автора