Мы можем радоваться, что весь этот товар не осквернил на этот раз стены музея им. Ф.А. Коваленко
1228
«Нет худа без добра» – гласит русская народная мудрость. Карантинные мероприятия, похоже, избавили старейший художественный музей края, основанный выдающимся коллекционером и патриотом Ф.А. Коваленко, от выставки и аукциона «MOST». Напомним, не один год «MOST» регулярно проходил в краевом художественном музее и оскорбительный контекст представлявшихся на нём лотов, вызывал возмущение даже у видавших самые худшие проявления современного акционизма с провокационными названиями типа «Путин и воры». Низкий уровень продаваемого тоже не смущал кураторов из властных структур.
Никто не станет возражать тому, что современный акционизм типа «MOSTа» – это, прежде всего, бизнес. Но причём тут музей? А притом, что музеи в современной экономической ситуации принуждают стать частью этого бизнеса. Приглашённых зрителей, а значит, и потенциальных покупателей, здесь пытаются убедить в высоком качестве продаваемого. Что, в конечном счёте, должно повысить рейтинг, а за ним и стоимость выставленного на продажу. В прежние времена музей был гарантом качества представляемого в нём искусства. Теперь наоборот: нам навязывают мысль то, что экспонируется в музее – уже произведение искусства: будь то памперс из мусорного контейнера или старая клизма, водруженная на подиум.
Нынешние музейщики редко работают на таких выставках в качестве экспертов. Их роль сводится к воспроизведению написанных чужих текстов во время экскурсий по этому театру абсурда. Мнения искусствоведов в музее никто не спрашивает. А несогласным начальство неминуемо предложит уйти на заслуженный отдых, чтобы не мешали торговать.
Нам методично навязывают новые культурные коды, делая ставку на незрелую молодежь. Незыблемые символы государственности и высокой культуры на подобных выставках демонстративно подвергаются унижению. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на сами «экспонаты».
Последняя выставка «MOSTа» в этом году переместилась на частную территорию одного из краснодарских ИП и отличалась особенным радикализмом взглядов и высказываний.
Так, российский триколор, подвергшийся недвусмысленной трансформации, обозвали «Криминальной Россией», снабдив соответствующим текстом «…Объект социальной и политической репрезентации, критической рефлексии, базирующейся на системе современного искусства, которая не просто комментирует и обнажает насилие, но и стремится воспроизвести его».
В другом объекте под названием «Маржа с персиками» животное, по словам автора, «примеряет на себя образ» Веры Саввишны Мамонтовой, дочери известного русского мецената и создателя Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова.
Не меньшее отвращение вызывает и холст с Шариковым, оскорбляющий память о великих столпах отечественной культуры – Г.Р. Державине, А.С. Пушкине, И.Е. Репине.
Мы можем радоваться тому, что весь этот хлам не осквернил на этот раз стены музея им. Ф.А. Коваленко. Но избавился ли музей от подобных «мостов» навсегда? Есть ли гарантия, что кто-нибудь из наших чиновников не даст команду, по прошествии времени, принять всё выше перечисленное, как дар музею? Ведь таких примеров немало по стране. А музейщики вынуждены будут принять этот мусор, дабы не быть уволенными…
Илья Ляшенко
Используются материалы с портала «Яндекс картинки».