Культура:

Поэт и киноактер

22.03.2019

Свои произведения члены Союза писателей и начинающие авторы в год 220-летия А.С. Пушкина посвятили русскому гению

8958

Но если обо мне потомок поздний мой

Узнав, придет искать в стране сей отдаленной

Близ праха славного мой след уединенный,

Брегов забвения оставя хладну сень,

К нему слетит моя признательная тень,

И будет мило мне его воспоминанье!..

А.С. Пушкин

 

Поэт и киноактер

 

В Международный день поэзии в Художественной галерее «САНТАЛ» звучали стихи. Свои произведения члены Союза писателей и начинающие авторы в год 220-летия А.С. Пушкина посвятили русскому гению. Праздник открыла директор Художественной галереи Н.А. Стрижова, рассказавшая об актрисе немого кино И.Н. Володко, сыгравшей роль жены поэта – впервые в отечественном кинематографе – в фильме «Поэт и царь». Мемориальная доска, увековечившая память актрисы в образе Натали, установлена на здании галереи. На празднике звучали не только авторские произведения, но и стихи любимых поэтов – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина. Литературный праздник в день поэзии стал началом мероприятий, приуроченных краевой писательской организацией, Художественной галереей «САНТАЛ», АНО «Наследие поколений» к 220-летию гения русской поэзии – А.С. Пушкина.

Сплетенье судеб

6 июня 2019 года исполняется 220 лет со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. За два века много отмечалось юбилейных дат и собрано архивных свидетельств о его жизни и творчестве.

На разных исторических этапах подходы к личности А.С. Пушкина, соединившего в себе Русь и мировую культуру своего времени, менялись в зависимости от сферы интересов исследователей, ведь перед ними всегда были Пушкин-человек и Пушкин – «питомец чистых муз». И поныне пушкиниана пополняется новыми произведениями художников и поэтов.

В судьбах русских людей живет неумирающий Пушкин, и истории, связанные с его именем, продолжаются. Одна из них уходит корнями в далекий от нас 1899 год. В этот год пушкинские торжества в честь 100-летней годовщины со дня рождения поэта проходили во всех городах России, и каждый старался сделать что-то особенное.

Высокая значимость и глубокое понимание роли А.С. Пуш­кина для России сформировались не одним поколением – еще живы были его дети, хранившие память о жизни и творчестве отца. Печатные источники тех лет сообщали о пышности и грандиозности празднеств. Это было в период правления последнего российского императора Николая Александровича Романова (Николая II), который, несмотря на политическую нестабильность в стране, раздираемой противоречиями и конфликтами, ценил существенную воспитательную функцию русской литературы и осознавал роль для России творений А.С. Пушкина.

Главная цель проводимых мероприятий заключалась в том, чтобы великий народ знал и ценил выразителей своих чувств и мощи, знал не понаслышке имя своих славных сынов, один из которых – А.С. Пушкин, вдохновенный поэт своего народа, своей Родины, национальная гордость России.

В плане мероприятий были учреждены стипендии для воспитанников, достигших наибольших успехов по русской словесности, изданы сочинения А.С. Пушкина для бесплатного распространения среди учеников церковно-приходских школ в день 100-летия со дня рождения поэта. Во многих храмах России 26 мая 1899 года служили заупокойную литургию и панихиду по погибшему поэту. В императорских театрах играли драматические и оперные спектакли, поставленные по произведениям А.С. Пушкина. Напечатанные в большом количестве графические портреты поэта распространялись по всей России, при Императорской Академии наук было учреждено отделение русского языка и изящной словесности.

Кроме того, в здании Академии наук была открыта выставка, посвященная великому Пушкину, включавшая различные экспонаты и артефакты: автографы, журналы, сочинения, альманахи, портреты и др. Среди них – три его перстня: знаменитый «Талисман», подаренный поэту княгиней Воронцовой, впоследствии перешедший его другу и учителю В.А. Жуковскому; перстень Пушкина, принадлежащий В.И. Далю; перстень Пушкина, пожертвованный им для домашней лотереи, устроенной в доме Раевских.

В той же витрине представлена прядь волос Пушкина в серебряном медальоне; его чернильница, изображающая гробницу Наполеона I, простое гусиное перо с его стола и др. И среди этих вещей – маленький темный шарик, изящно обрамленный золотом в виде брелока. Это была пуля, так жестоко и преждевременно оборвавшая жизнь поэта. На этот предмет, как писали в прессе, «без содрогания невозможно смотреть, пуля производила самое грустное впечатление».

Пушкинские юбилейные праздники послужили подъему общих чувств и дали надежду, что когда-нибудь придет действительный и желанный день, перед которым мрак отступит перед светом.

Именно в том 1899 году, в селе Абдулино Самарской губернии, 27 декабря родился человек, которому было суждено связать свою жизнь с именем гения.

Евгений Вениаминович Червяков вошел в историю как герой Великой Отечественной войны, российский режиссер, актер и сценарист, ставший первым исполнителем экранной роли А.С. Пушкина в немом фильме «Поэт и царь» (1927 г.).

Евгений Червяков окончил мужскую гимназию, в 1918 году – актерское отделение драматургической школы Уфы. В 1919 – 1921 годах служил в рабочем театре Ейска. В этом же городе началась его творческая биография. Здание театра, где ему приходилось играть, было построено в начале XX века как Народный дом и располагалось недалеко от Соборной (Михайловской) площади – на Воронцовском проспекте (ныне улица Карла Маркса).

В то время это было одно из самых больших общественных зданий Ейска. В двухэтажном особняке размещались театральный зал на 600 мест, библиотека с читальным залом, репетиционные и служебные помещения, гримерки.

Здесь же, в этом коллективе, под руководством одаренного актера М.А. Раксанова, в 1920 году начинала свой творческий путь совсем юная Татьяна Ивановна Пельцер (1904 – 1992 гг.), известная советская актриса.

В настоящее время от здания театра сохранилась лишь часть фасада, напоминающего о славных именах заслуженных актеров, которые начинали карьеру на его подмостках.

В 1924 году Евгений Червяков переехал в Ленинград, где работал актером и ассистентом режиссера «Севзапкино». В 1925 году окончил Государственный техникум кинематографии (ныне – ВГИК).

Им были поставлены такие замечательные ленты, как «Девушка с далекой реки», «Золотой клюв», «Мой сын», «Города и годы», «Поэт и царь», «Заключенные», «Станица Дальняя».

Фильм «Поэт и царь» в 1926 году задумал снять известный кинорежиссер и актер Владимир Гардин, работавший вместе с Евгением Червяковым. Это была первая советская кинопостановка на историко-биографическую тематику. Кинорежиссер осознавал ответственность перед историей, поскольку предстояло впервые воплотить на экране образ А.С. Пушкина, и ошибки с выбором кандидатуры актера быть не могло. В. Гардин остановил свой выбор на Е. Червякове; актер с головой окунулся в сложнейшую, но интересную работу. С этого момента он стал режиссером, киноактером и сценаристом.

Ирина Николаевна Володко, тогда –18-летняя талантливая красавица из Краснодара, выпускница Краснодарского художественного училища 1924 года, утвержденная из 300 претенденток на роль Натали – жены Пушкина, – вспоминала о титанической работоспособности Евгения Червякова, о том, что он был душой и совестью всего съемочного коллектива.

В Краснодаре, в старинном доме по ул. Коммунаров, 58, на центральном фасаде здания, в котором сегодня размещается «Художественная галерея «САНАТАЛ», можно увидеть мемориальную доску, установленную в честь актрисы немого кино Ирины Николаевны Володко (урожденной Кулешовой, 1908 – 1988 гг.), исполнившей первую экранную роль Натальи Гончаровой, жены А.С. Пушкина в фильме Владимира Гардина «Поэт и царь».

Мемориальная доска с образом актрисы в романтической шляпке Пушкинской эпохи навсегда увековечила ее и опять связала с судьбой Натальи Николаевны Гончаровой (Пушкиной).

В 1927 году фильм «Поэт и царь» с огромным успехом прошел не только на экранах нашей страны, но и за рубежом. Картина месяцами не сходила с экранов, люди смотрели ее по несколько раз, всех привлекал образ любимого поэта. А.С. Пушкин в исполнении Е. Червякова был живым, экспансивным, горячим и даже резким, и при всем этом – веселым, обаятельным, каким его, вероятно, представляет большинство людей.

Всеобщее зрительское признание и широкую популярность приобрели главные герои фильма, одни критики хвалили актера Червякова за эмоционально сыгранную роль, особенно – в сцене дуэли у Черной речки, другие – отмечали отсутствие портретного сходства Е. Червякова с Пушкиным.

Бесспорно, фильм имел высокое культурно-просветительское значение, привлекал зрителя своей темой и был одним из наиболее посещаемых в те годы. По прошествии 90 лет экранные роли Пушкина и Натали, сыгранные Евгением Червяковым и Ириной Володко, оказались первыми и лучшими в отечественном кинематографе.

Всё последующее творчество Евгения Червякова – кинопоста­новщика было посвящено созданию характерных образов героев, популяризации добра и любви. Его личность как человека, актера формировалась по образу великого русского поэта, прозаика и драматурга Пушкина: его мысли, отношение к миру, ответственность за судьбу Родины.

Учиться у Пушкина – огромное счастье для многих поколений нашего народа, для всех нас, ныне живущих. А Евгений Червяков не только учился – он эту жизнь прожил, до конца выполнив свой духовный подвиг.

В начале Великой Отечественной войны Е. Червяков мог, как и другие, эвакуироваться в тыл вместе с киностудией «Ленфильм», но он решил добровольно остаться в Ленинграде и защищать его от врага. В августе 1941 года Евгений в качестве актера последний раз снялся в главной роли в короткометражном сюжете «Случай на телеграфе» (французский император посылает Гитлеру телеграмму: «Не советую зпт пробовал зпт не вышло тчк Наполеон»).

В сентябре 1941 года Евгений Червяков добровольцем ушел на фронт, был помощником командира взвода, младшим командиром. Ему приходилось выполнять самые трудные и ответственные задания. Неуловимый мститель-партизан «Ч» в форме немецкого полковника, прекрасно владевший немецким языком, совершал неожиданные и стремительные маневры, появляясь по ту сторону фронта, в тылах противника, захватывая важные документы и сведения. Комиссар партизанского отряда С.Н. Соколов писал жене героя Н.М. Червяковой о том, что «благодаря его бесстрашию и находчивости отряд выходил из боя без потерь».

В декабре 1941 года Е. Червяков был назначен командиром стрелковой роты 163-го стрелкового полка 11-й стрелковой дивизии 54-й армии и в звании лейтенанта продолжал воевать с фашистами под Ленинградом.

16 февраля 1942 года Евгений Червяков получил в бою пулевое ранение живота, тяжело умирал в медсанбате. Его жизнь, как и жизнь А.С. Пушкина, оборвала зловещая пуля – это случилось тоже в феврале, под Ленинградом (Санкт-Петербургом).

На мемориальной плите братской могилы в поселке Новая Малукса Ленинградской области высечено: «Старший лейтенант Евгений Червяков, кинорежиссер». На главной площади киностудии «Мосфильм» установлен монумент и памятная стела со словами: «Нашим друзьям, отдавшим жизнь за Отчизну». Среди 141 имени значится имя артиста и кинорежиссера Евгения Червякова.

Так, незримой нитью история прочно связала судьбы Александра Сергеевича Пушкина и Евгения Вениаминовича Червякова – первого экранного Пушкина. И родились они с разницей в 100 лет…

Память человечества каждый раз будет возвращать в холодный февраль, под Ленинград, и… в выставочный зал, к маленькому темному шарику – пуле, оборвавшей жизнь одного из самых значимых литературных деятелей первой трети XIX века, на которую без содрогания невозможно смотреть.

Н.А. Стрижова, директор Художественной галереи «САНТАЛ»