Культура:

Повешенный за вешалкой

07.10.2013

Что имеем - не храним

1200

Что имеем - не храним

Среди художников, вернувшихся с фронта и трудившихся над восстановлением Краснодара, был и художник Иван Яковлевич Коновалов. В этом году его не стало. Две войны: гражданская и Великая Отечественная – во многом определили его судьбу.
В гражданскую он родился и потерял мать. Отечественная война стала основой понимания истории, собственной жизни и одной из тем в его творчестве. Война для И.Я. Коновалова началась в 599-м стрелковом полку 145-й стрелковой дивизии в боях между Смоленском и Брянском. Потом было самое тяжелое время хаоса и отступления. Кошмар первых дней войны навсегда отпечатался в памяти художника и остался в его стихотворных строках:

Сорок первый, самый страшный…
Безнадежный рукопашный,
Дым пожарищ, женский крик…
И повешенный старик.

Потом было ранение в 1942-м, госпитали, возможность остаться в тылу. Но И.Я. Коновалов выбрал фронт. Он участвовал в Сталинградской битве, горел в танке в Прохоровском сражении на Курской Дуге, освобождал города Европы. Победу художник встретил в Чехословакии. Был демобилизован только в 1946 году. За участие в Великой Отечественной войне И.Я. Коновалов был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями "За отвагу", "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда", "За взятие Берлина", "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За освобождение Праги", знаком "Курская Дуга".
После демобилизации в 1949 году Иван Яковлевич Коновалов обучался в Краснодарском художественном училище. Это время было окрашено любовью к однокурснице Нине Андреевне Петренко, впоследствии ставшей его супругой. После окончания училища в 1949 году Коновалов с супругой уехал в Курск, где работал преподавателем в местном художественном училище. Одновременно он учился в Московском полиграфическом институте . По окончании института в 1956 году семья навсегда вернулась в Краснодар, глава которой стал преподавать в родном училище. Коновалов воспитал целую плеяду талантливых художников, одновременно принимая активное участие в выставках самого высокого художественного уровня, в общественной жизни. В Краснодарском художественном училище художник и поэт вел любимый студентами кружок по художественному оформлению книги. Его посещали известные художники М. Архангельский, Л. Макарова и другие.
В 1972 году И. Я. Коновалов стал лауреатом премии им. Н. А. Островского Краснодарского крайкома ВЛКСМ, награждался дипломами республиканских, всесоюзных, международных выставок и конкурсов. Уход Ивана Яковлевича с преподавательской работы был связан с предложением руководства Краснодарского книжного издательства вплотную заняться оформлением книг. Результатом творческого сотрудничества Коновалова с писателями и поэтами Кубани и Адыгеи с конца 1950-х годов стало художественное оформление около ста книг, восемь из которых были поэтическими сборниками собственных произведений. За успехи в области книжной графики, полиграфии, станковой графики И.Я. Коновалов неоднократно награждался Почетными грамотами и дипломами Министерства культуры РСФСР, Союза художников РСФСР и ВДНХ СССР, а также медалью "За шефство над селом". В 1980 году ему было присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры РСФСР".
И. Я. Коновалов о своем увлечении поэзией писал так: "Всю жизнь я считал это (ред. литературное творчество и поэзию) помехой главному и, видимо, зря. Кто знает, где наше главное? Стихи не вымучиваю, не сижу за столом, навострив ум и авторучку. Это бесполезное для меня дело. Они приходят часто нежданно где попало и требуют: запиши!" Иван Яковлевич был всесторонне одаренным человеком. Ему удавалось даже техническую литературу сделать интересной с точки зрения художественного оформления, уходить от трафаретных решений. Понимание книги, как целостного произведения, способствовало разработке им нового оформления альманаха "Кубань". Среди оформленных им книг – краеведческая литература, издания русских и советских писателей на адыгейском языке. Он иллюстрировал книги стихов своего друга И. Вараввы, В. Бакалдина, повести Т. Керашева, П. Игнатова, В. Пальмана, Ю. Абдашева, А. Мищика, К. Проймина, произведения Г. Соколова, П. Иншакова, И. Белякова, литературные этюды Н. Веленгурина и многих других авторов, выполнял самые сложные заказы Краснодарского книжного издательства.
Коновалов был одним из разработчиков советского плаката. Он фактически заведовал наглядной агитацией в крае. Для этой работы ему был выделен кабинет на Красной, 3. В разные годы он занимался также разработкой эскизов нагрудных значков и брошей, создав более 60-ти уникальных работ. Большой след в развитии искусства экслибриса на Кубани И.Я. Коновалов оставил наряду со своим однокурсником, знаменитым советским художником Е. Голяховским, кубанскими графиками В. Пташинским, Ф. Молибоженко, Г.А. Булгаковым. В перестроечное время основным видом творчества И. Я. Коновалова была живопись. Портреты выдающихся деятелей отечественной культуры, жанровые работы на темы Великой Отечественной войны, традиций русского народа, крестьянских праздников захватывали художника все больше и больше. "То ли годы, то ли происхождение стали часто возвращать меня в прошлое. Величественная, загадочная и необъятная Русь видением встает на моей тропе. Все мы ее дети, но не все относимся к ней благосклонно", – писал он в своих воспоминаниях. До последнего дня своей жизни, а умер он в возрасте 94 лет, ветеран, художник, поэт, общественный деятель продолжал творческую, выставочную и общественную деятельность, считая необходимым выступать в защиту культуры и художников Краснодарского края.
Живописные работы И.Я. Коновалова сегодня находятся в фондах Краснодарского художественного музея им. Ф. А. Коваленко, Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского, народной картинной галерее РГПЗ "Красноармейский" им. А. И. Майстренко, где занимают достойное место. А вот в Краснодарском краевом отделении Союза художников наследием именитого коллеги не дорожат. Его полотна пылятся в запасниках Союза художников на улице Рашпилевской, 32, в помещении, которое не убирается годами.
В Пушкинской библиотеке, которую Иван Яковлевич посещал многие годы, его портрет "выставили" под лестницей в раздевалке.
Вероятно, потому что наряду с другими деятелями культуры он резко выступил против обряжения памятника А.С. Пушкину в Деда Мороза. И вот теперь работа ветерана на пушкинскую тему висит в вечно холодном гардеробе за вешалками в Пушкинской библиотеке. Художник Коновалов вместе с опальным поэтом словно подвергнуты остракизму!
В краевой организации ВТОО "Союз художников России" 9 октября в среду будут отмечать 75-летний юбилей. Ожидаются гости из Москвы, будет много, как водится, слов о возвышающей силе искусства, о заслугах и заслуженных. Но пока картины ветерана Коновалова будут пребывать в забвении в запасниках, обреченные на верную гибель, высокие слова его коллег будут восприниматься как фальшь и лицемерие, которых Иван Яковлевич боялся при жизни больше всего.
В последние месяцы Коновалов много общался по телефону, тяжело переживая за судьбу родного художественного комбината, над которым нависла угроза рейдерского захвата. Душу художника грели звонки из Воронежского музея, приглашения на творческие вечера, которые он получал от художественной галереи "Сантал". А на самом видном месте в его квартире на улице Атарбекова в Краснодаре лежало письмо, полученное им незадолго до смерти из музея-заповедника А.С. Пушкина "Михайловское", о том, что сборники его стихов приняты на вечное хранение в качестве предметов основного фонда музея. И только Кубань, которой он отдал свой талант без остатка, не спешит проявить к его наследию внимание и уважение.


Наталья ЩУРИК
к.и.н., старший научный сотрудник Краснодарского краевого выставочного зала изобразительных искусств