2014 год культуры, поистине богат на юбилеи. В области изобразительного искусства это три исторические даты: 170 лет со дня рождения И.Е. Репина, 140 лет со дня рождения Н.К. Рериха и 130 лет основания «Академической дачи»
945
Слева директор галереи "Сантал"
Н.А. Стрижова, справа Нафисет Кушу,
директор Северо-Кавказского филиала
Государственного музея Востока (г. Майкоп)
2014 год культуры, поистине богат на юбилеи. В области изобразительного искусства это три исторические даты: 170 лет со дня рождения И.Е. Репина, 140 лет со дня рождения Н.К. Рериха и 130 лет основания "Академической дачи"
К азалось бы, три разных события, но их связывает одно общее – "Академическая дача", ставшая вехой в жизни великих художников Н.К. Рериха и И.Е. Репина.
28 августа в Майкопе, в Северокавказском филиале Государственного музея Востока, открывается передвижная выставка "Мифы, легенды, предания в творчестве Николая Рериха", посвященная 140-летию со дня рождения автора.
На ней представлена 51 работа из фондов ФГБУК "Государственный музей искусства народов Востока".
Н.К. Рерих – живописец, археолог, философ, путешественник, писатель и поэт, оставил потомкам богатейшее художественное, литературное, духовное, философское и научное наследие: это тысячи живописных произведений, свыше 600 научных и публицистических работ.
Художественная галерея "Сантал" тесно сотрудничает с Адыгейским республиканским отделением ВТОО "Союз художников России" и Северокавказским филиалом Государственного музея Востока.
Масштаб личности Н.К. Рериха настолько велик, что обойти вниманием это событие было нельзя, и галерея "Сантал", став партнером проекта, подготовила буклет "Академическая дача" и Бологое в жизни Н.К. Рериха".
В 1894 году студент Петербургской Академии художеств Николай Рерих приехал на "Академическую дачу" с профессором Куинджи в составе группы лучших учеников. Вместе с А.И. Куинджи студенты садились в лодки и отправлялись на живописный остров посередине озера Мстино. Здесь целый день писали этюды, а вечером у костра пели песни. Этот остров до сих пор называют "Остров Куинджи".
Для молодого художника Николая Рериха древняя вышневолоцкая земля с ее многочисленными реками и озерами, дремучими хвойными лесами и светлыми березовыми рощами стала землей обетованной. Здесь же реализовалось его увлечение археологией. Когда-то на этом месте было древнее городище, а в период действия вышневолодской водной системы – плотина, через которую осуществлялся пропуск караванов судов. Картина Н.К. Рериха "Волокут волоком" (1915) связана с историей этой местности.
Летом 1899 г. Николай Рерих снова приехал на Валдай уже по заданию Императорского Русского Археологического общества. Он посетил в Бологое имение князя П.А. Путятина (1837-1919), который в то время считался первым и единственным специалистом по каменному веку.
Этот человек впоследствии на долгие годы станет для Рериха другом и учителем.
Встреча с Путятиным и его кабинет-музей произвели сильное впечатление на молодого ученого. Это был тот самый кабинет, в котором трудился и отдыхал император Александр II, приезжая в Бологое на охоту. Но все-таки главное рериховское "открытие" было здесь не в области науки и искусства. Встреча с прекрасной девушкой стала судьбоносной и решила все!
В своем дневнике спустя годы Рерих записал емко и выразительно: "….В Бологом, в имении князя П.А. Путятина, я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!"
Ласковое именование Елены Ивановны Ладой, Ладушкой, другиней, вдохновительницей Рерих пронес через всю жизнь, посвящая ей свои книги. Судьба соединила жизни двух людей с утонченным чувством прекрасного, широкими взглядами и пытливым умом на долгие годы.
2 сентября 2014 г. в галерее "САНТАЛ" открывается выставка "Позови меня, тихая Родина", посвященная 130-летию основания "Академической дачи" и 170-летию со дня рождения И.Е. Репина. На выставке представлены 50 живописных пейзажных работ 50-ти художников Кубани и Адыгеи, написанных в период творческих поездок на "Академическую дачу", начиная с 1948 г. и по настоящее время.
С 2008 г. галерея "Сантал" проводит выставки с таким названием, меняя состав работ, дополняя новыми именами авторов, оставляя неизменным место на географической карте, ставшие для многих художников творческой родиной.
Дом творчества "Академическая дача им. И.Е. Репина" находится в Тверской области, в Вышневолоцком районе, там, где река Мста берет свое начало из озера Мстино, окруженного живописными берегами, там, где природа уже написала прекрасные картины, будто заранее подготовив все для художников. Владимиро-Мариинский приют (таково первоначальное название дачи) был открыт 22 июля 1884 г. как место летней практики студентов Академии художеств и свое название получил в честь президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, великой княгини Марии Павловны и великой княгини Марии Александровны. Идея создать приют для художников на пленэре возникла у русского предпринимателя В.А. Кокорева, который не только реализовал ее своими силами и средствами, но и до последнего дня своей жизни был бессменным попечителем приюта.
Василий Александрович Кокорев (1817-1889) – выдающийся общественный деятель, меценат, коллекционер, был известен тем, что в 1862 г. открыл в Москве первый национальный музей. Основатель Владимиро-Мариинского приюта, он еще в 1887 г. в своей книге "Экономические провалы" предсказал ей большое будущее в развитии национального искусства. Детище Кокорева, по существу, – "Русский Барбизон", было первой творческой базой для многих студентов-художников в России. И на протяжении всего 20 века внесло существенный вклад в отечественную культуру. Здесь русские, а затем советские художники обрели свою творческую Родину.
Слух об "Академической даче" как благодатном месте для работы на пленэре быстро распространялся. Сюда потянулись лучшие студенты, впоследствии известные русские и советские художники, преимущественно, пейзажисты: С.А. Виноградов, В.Н. Бакшеев, И.И. Бродский…. Приезжал на дачу профессор А.И. Куинджи со своими учениками: А.А. Рыловым, Н.К. Рерихом, К.Ф. Богаевским, Е.И. Столицей, Н.П. Химоной. В этой местности работали: А.Г. Венецианов, И.И. Левитан, С.Ю. Жуковский, К.А. Коровин, А.П. Рябушкин, И.Е. Репин….
И.Е. Репин (1844-1930) – гениальный русский живописец, постоянно заботился об "Академической даче" и ее питомцах, вникая в решение любых возникающих вопросов, до полного их разрешения. И вполне закономерно, что в 1964 году к 80-летнему юбилею "Академической даче" было присвоено имя великого художника и установлен памятник И.Е. Репину, выполненный скульптором О.К. Комовым. Второе рождение "Академической дачи" произошло в 1948 г., после ВОв, когда со стороны Советского правительства особое внимание уделялось изобразительному искусству. Вся история "Академической дачи" с момента ее восстановления и до конца 1990-х годов связана с именем бессменного ее директора Петра Николаевича Козельского, бывшего фронтовика-танкиста и неизменного единомышленника художников. В короткий срок ему удалось проделать огромный объем ремонтных работ, несмотря на большие трудности. Восстановленный Дом творчества стал функционировать круглый год. Художники получили те условия, какие существовали в период ее создания: государственную поддержку и покровительство. Сюда приезжали художники из разных городов страны, в т.ч. и из Краснодара. Это способствовало взаимному обогащению и обмену опытом. Особое место принадлежало мастерам старшего поколения, они были руководителями потоков, принимали участие в обсуждении результатов работы, помогали советами. Это были известные профессора, академики, и понятно, что их участие в формировании молодых художников было огромным.
Гражданственность и народность, высокая культура цвета, точность рисунка, глубокое и тщательное изучение материала определяют в значительной степени творческий метод этих мастеров, который был передан молодым художникам. Руководителем первого потока был П.Н. Крылов, о нем часто вспоминал Г.А. Булгаков, когда он в середине 50-х, на "Академической даче" писал свою работу "Колумб российский. Г.Шелехов на Дальнем Востоке", а П.Н. Крылов, заходя в мастерскую, тонко и деликатно давал советы, не вмешиваясь в творческий процесс.
По воспоминаниям художников-кубанцев, побывавших на "Академичке", а среди них целая когорта ветеранов В.И. Бирюков, Г.А. Булгаков, Г.И. Митрофанов, П.С. Калягин, Д.Н. Мельников, Г. Аракельян, Г.У. Кравченко, В.М. Мехед, много времени там работал В. Кухно, 3 года прожил на даче И.Н. Сыромолотов, восторженно вспоминают о своих поездках Н.П. Калугина, М.В. Архангельский, А.М. Мельников, В. Андрющенко, Б.Н. Воронкин, Г.Т. Клюжин, В.А. Черный, Ю.Н. Пономаренко и многие, многие другие – это время стало для них одним из самых плодотворных в творческой биографии.
Не просто красивые места, с многочисленными реками и озерами, покоряли вновь приезжающих, но поистине уникальная атмосфера, царившая на "Академичке", общение с мастерами, поиски, открытия, утверждение собственного стиля, совершенствование мастерства. И потому тверская глубинка величается многими творческой родиной художников, где состоялись их университеты. 130 лет "Русскому Барбизону" – это серьезная дата, но это еще и ответственность перед историей.
В 90-е годы много что изменилось, а главное, изменилось понимание роли художника в жизни государства. "Академическая дача", сопротивляясь времени, живет, благодаря усилиям тех, кого поистине можно назвать хранителями истории и традиций. Как бессменный часовой на посту В.М. Сидоров – почетный председатель ВТОО "Союз художников России", народный художник РФ, и Н.В. Прошкина – директор дачи, мечтающая: "Нам бы трактор небольшой для содержания территории, да микроавтобус, чтобы встречать группы на вокзале". Сила нынешних руководителей "Академички" не в деньгах, а в правде, хотя материальная поддержка им очень нужна.
Воспитать настоящего художника, созидателя – это целая наука, а "Академическая дача" имеет вековой опыт, прошедший испытание временем. Здесь известные художники протоптали тропинки, и каждый камень – молчаливый свидетель истории.
Наша задача – сберечь то, что создали великие энтузиасты-подвижники за 130 лет и сохранили для нас.
Н.А. СТРИЖОВА
Директор
галереи "Сантал",
эксперт МАНЭБ