Культура:

«Растерял потерял я свой голосочек, по чужим садам летучи…»

26.10.2021

Размышление критика о скандале в Кубанском казачьем хоре

Автор: Петр Ткаченко

5364

24

Это не могло, в конце концов, не произойти. И оно произошло. Случилось… Причём случилось в самый неподходящий период. Когда многие люди, во всяком случае, наиболее проницательные из них чувствуют, что теперь происходит нечто невнятное, немыслимое и невозможное. Уже с каким-то апокалиптическим отблеском. И происходит не только у нас в России, но и во всём мире. Происходит не вовне, а с самим человеком, с его природой и его духовной сущностью, что уже можно определить разве что библейскими понятиями: «Но земля растлилась пред лицом Божиим… Ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Бытие, 6: 11, 12). Пред явной и такой непонятной угрозой самому нашему существованию, люди лихорадочно ищут ответы на извечные мучительные вопросы о смысле своего существования, ищут выход из явного тупика глобализма, известного со времён древнего Рима. Напряжённо думают о том, как спастись народу в этом свирепо и жестоко навязываемом всеединстве, тлетворные язвы которого стремительно распространяются по лицу всей земли. И естественно, обращаются к культуре, к своей ментальности, народной традиции, к духовной природе человека. И с ужасом обнаруживают, что там, где должна быть спасительная культура, дух человеческий, теперь преобладают какие-то хлам и труха, оставшиеся от культуры, беспощадно пожираемой «рынком», к культуре вообще неприложимом. Последняя надежда на спасение кажется призрачной. Как живой душе человеческой не впасть при этом в уныние, растерянность и негодование?

Такое зияние бездны уже явно просматривается в каждом факте нашей нынешней жизни. Казалось бы, знаменательное событие отмечалось на Кубани, в Краснодарском крае. Но не столь же «эпохальное», чтобы в связи с ним говорить о сотрясении основ самого нашего бытия. Прославленному коллективу – Государственному Кубанскому академическому казачьему хору (ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор») исполнилось 210 лет. Готовиться к нему начали заранее. Каждому учреждению, каждой школе, библиотеке предписывалось отмечать славный юбилей хора и юбилей деятельности его генерального директора – художественного руководителя и главного дирижёра Виктора Гавриловича Захарченко. По Краснодару задолго до юбилея сновали трамваи и троллейбусы с красочными надписями о предстоящем юбилее. Кажется, ни один партийный циркуляр советской поры не навязывался столь назойливо, как юбилей хора. Реклама обещала нечто невероятное и необыкновенное…

И вот 14 октября люди пришли на юбилейный концерт хора, посвящённый его 210-летию. Тут-то и произошло, случилось это… Точнее – окончательно обнажилось во всей своей неприглядности. Информационные сети буквально взорвались возмущением: что случилось с Кубанским казачьим хором? Общий, такой единодушный, смысл и пафос возмущения, какого трудно припомнить, был таков – мы шли на юбилей прославленного хора, а попали на его кончину, на его похороны. Славная история хора уже не могла прикрыть духовной нищеты и убожества его нынешнего состояния. В этом оказались абсолютно единодушны как простые зрители разных культурных уровней и возрастов, так и хористы, артисты, по понятным причинам не называющие своих имён.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения и взорвавшей зрительскую аудиторию, стала предпринятая руководством хора его реконструкция, а по существу, его деструкция, когда хореографическая часть отделялась от вокальной, собственно от хоровой; танцевальная, балетная группа выделялась из хора в отдельный творческий коллектив.

«Мы побывали на «юбилейном концерте». Шли – как на праздник, возвращались – с похорон. Извините. Не было ни песен казачьих, ни плясок. Тягомотина редкостная. Артистам – большой респект, отработали они на все сто процентов. Но вот репертуар…» (Е.С.).

«Очень жаль, что не было балетной труппы на юбилейном концерте. Шли на праздник, а попали на похороны. Это – не юбилейный концерт, а творческий вечер Виктора Захарченко. Было много лишних разговоров. Хор стоял и ждал, пока выговорится Виктор Гаврилович. Что говорил, было не слышно». (К. Г.).

Какое действительно невнятное время: шли на юбилей хора, а попали на его похороны. Это, как в известном присловье, когда невозможно сказать что-либо определённое – то ли стакан наполовину полон, то ли стакан наполовину пуст. В нашем же случае, несмотря на такой оптический обман, – он кажется и вовсе порожним…

Не ставлю полные имена людей, отозвавшихся о юбилейном концерте, дабы не прибавить им проблем, которых и без того у каждого из нас предостаточно. Я же подписываюсь, так как нисколько не сомневаюсь в том, что правда в воде не тонет и в огне не горит, «чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса» (Ф. Тютчев). Это уж моя юдоль критика. Вот уже второй год, как в родной станице Старонижестеблиевской, в моём доме варварски обрезали сетевой газ, несмотря на постоянную переплату… Как мне не думать, что это наказание за мою литературно-критическую деятельность? Других ведь дел, кроме литературных, у меня на Кубани нет.

«Так что, теперь мы будем ходить на концерты – отдельно на хор и отдельно на танцевальную группу? Ну вы даёте!» (Л.К.)

Примечательно то, что такую радикальную перемену в хоре зрители связывают с тем, что пришло «новое руководство» хора, хотя никакой «смены» караула и стражи официально и юридически не было. «Новое руководство ККХ, очнитесь, как можно делить неделимое. Это история Кубани. Песни, танцы, колорит, разве они могут существовать раздельно? У всех бывают трудные времена. И в такое время, наоборот, надо держаться вместе. Вы же как семья, как можно выкинуть одного члена семьи в трудное время. Нельзя мириться с произволом людей, которыми, вероятнее всего, движет материальная составляющая…» (М.К.).

Но оказывается, что фактически «смена руководства» произошла при её отсутствии, при всём при том, что руководителем остаётся Виктор Гаврилович Захарченко. Просто дедушка передал «по наследству» Государственный академический хор внуку, как передают всякую частную собственность.

22 октября первый заместитель генерального директора ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор» Виктор Витальевич Захарченко провёл встречу с артистами танцевальной группы Кубанского казачьего хора. Основным поводом для встречи является создание самостоятельного коллектива, состоящего из танцевальной группы ККХ.

Планируется, что с января 2022 г. танцевальная группа станет самостоятельным структурным подразделением в составе ГБНТУК КК. Генеральный директор – художественный руководитель В.Г. Захарченко в рамках концепции творческого развития ККХ считает, что данное изменение является необходимостью в целях развития творческого потенциала коллектива. Выделение позволит танцевальной группе создавать собственные концертные программы, иметь сольные концерты. В то же время, совместные программы ККХ и танцевальная группа будут и дальше показываться как в Краснодаре, так и на гастролях. Но в таком случае, зачем разделять, раскалывать коллектив?!

«О каком развитии речь? Артисты прекрасно могут развиваться и развиваются только в составе Кубанского казачьего хора. О каких совместных концертах может идти речь, если балетную группу уже исключили из юбилейных концертов Кубанского казачьего хора. Если хочется экспериментов, можно создавать новое и экспериментировать, а то, что создавалось и приумножалось годами, нужно только сохранять» (Т. М.)

Но знающие люди, как видно по всему, из состава хора или ушедшие из коллектива, не желавшие переносить деспотию руководителя, говорят, что всё дело гораздо проще. Танцевальная группа не просто ведь выделяется в отдельный коллектив, но и лишается грантов. То есть, их денежные гранты переходят теперь только к хору. Вот и всё: «Некоторые не молчали, а после того, как не молчали, мы просто ушли. Уже 15 лет, как ушли. Все ждали, ждали, когда зритель возмутится. Не дождались, не промолчали и ушли… и конец карьере. Другие поумнее: молчат и ждут чуда. И зарплаты». (В. В.).

Мы тоже не молчали изначально, как только заметили первые признаки деградации, да что там – перерождения хора и его разложения. Для меня первым таким недобрым звоночком стало выступление хора в Москве, в Кремлёвском дворце в 1993 году. В распространявшихся буклетах излагалась целая теоретическая база «нового качества» хора, по убеждению его руководителя. Сводилась она к тому, что «рамки народной песни стали тесными» для руководителя хора. И он переходит к песне авторской. То есть, свой сомнительный композиторский талант поставил выше народной песни. Словом, не только художественным руководителем, но и выдающимся композитором В. Г. Захарченко захотел стать. Взять, так сказать, «ширше». Это обернулось тем, что вскоре хор стал приезжать в Москву, по сути, без народных песен, а уцелевшие подвергались «обработке».

Неоднократно приходилось наблюдать в столице то же самое, как в этом отзыве на юбилейный концерт: «Репертуар состоял из песен Виктора Гавриловича Захарченко. Народ начал возмущаться. «Мы пришли на концерт хора, а не на проповеди Захарченко». Он людям грубо ответил: «Это моё дело. Что хочу, то и ставлю». Люди вставали и уходили. Он начал рассказывать про свои болезни, про мамины рецепты. Люди очень расстроились».

Естественно. Я не мог умолчать о деградации прославленного коллектива, о чём пришлось неоднократно писать на страницах «Новой газеты Кубани». Было совершенно очевидно, что марши, гимны и …молитвы, которые являл хор, не могли заменить уникальных кубанских народных песен.

Кое-кто из зрителей говорит, что В. Г. Захарченко хочет Государственный академический народный хор сделать снова Певческим, а в таком случае, танцы ему и вовсе ни к чему, как действо «бесовское». Не могу сказать в какой мере нынешняя реконструкция, то есть деструкция хора, выходила из такой «теоретической» основы. Но репертуар юбилейного концерта 14 октября однозначно свидетельствует о том, что, если не предпринять экстренных мер, у нас не будет больше Кубанского казачьего хора, каким мы его знали многие годы и десятилетия. (Останется лишь одно его название). Каким его создал сам В. Г. Захарченко в лучшие свои творческие годы… Это, безусловно, трагедия человека. Но ведь не только его одного… Так бывает. Произошло то, о чём так печально жалуется донская народная песня «Ты, воспой, ты воспой в саду соловейко»: «Растерял, потерял я свой голосочек, по чужим садам летучи…». А «чужие сады» эти известны – коммерция и рынок, опять-таки, к культуре неприложимые вообще, ибо являются ничем иным, как формой её уничтожения… Помнится, когда я писал о провальных выступлениях хора в Москве и задавался неразрешимым для себя вопросом о том, как и почему из Государственного академического народного хора может быть изгнана народная песня, один очень известный на Кубани деятель музыкальной культуры всё объяснил мне и даже упрекнул в наивности: «Потому что народная песня не оплачивается, а авторская оплачивается».

Репертуар же юбилейного концерта не мог не вызвать у зрителей негодования. Из около тридцати номеров, я нашёл только четыре, и то, разумеется, «в обработках», которые можно было отнести к народным. Особенно меня поразила песня «Никто, кроме нас» А. Мелехова, «барда» с аккордеоном, без голоса, выкрикивавшего свои «патриотические» речетативы в Москве, в Кремлёвском дворце (исполнитель Д. Селезнёв).

Неужто это должно было венчать славный и долгий путь хора: от К. Россинского, Г. Концевича до… А. Мелехова?..

Что касается молитв на сцене, (кондак Богородице и др.) видимо, только люди, жившие в атеистической среде, вдруг уверовавшие, ставшие «воцерковленными» до неприличия, могли додуматься до того, чтобы привнести молитву на сцену. Это так же недопустимо, как и привнесение народной песни в храм. Ведь это, по сути, всё то же смешение, тот пресловутый «синтез», которым пытали и терзали человека в революционную эпоху, на рубеже ХIХ- ХХ веков. Но то были «дети страшных лет России»: «Здесь ресторан, как храмы, светел/ И храм открыт как ресторан» (А. Блок). Но теперь-то мы хорошо знаем, чем закончилось такое смешение и такой «синтез» – революционным крушением страны. Да это ведь и нарушение заповеди Божией: «И кто не берёт креста своего, и следует за мною, тот не достоин Меня» (Евангелие от Матфея, 10: 38). Креста своего, а не Его креста. То есть, только исполняя честно и исправно свою миссию на любом поприще, можно послужить Богу… Вот уж поистине всё свершается в нашей жизни по Божией заповеди, неведомой начётчикам и фарисеям: «Многие же будут первые последними, а последние первыми» (Евангелие от Матфея, 19; 30).

А пока вся надежда на разумных людей, которые всегда отыскивались в нашем обществе, да на саму песню, которая остаётся нередко умнее нас. Как эта, старинная кубанская народная песня, записанная в станице Новоминской Петром Кирилловым: «А покы музыкы гралы – то й нас люды зналы; а як пэрэсталы, то й лаяты сталы» («Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа», выпуск четвёртый, Тифлис, 1884). То есть, пока была у нас культура, нас в мире знали люди, а когда не стало культуры, нас стали «лаять», то есть ставить ни во что, пренебрегать нами, не считаясь с нашими интересами. Ведь всякий произвол и беззаконие в любой области жизни – хозяйственной или культурной – разъедают душу, ибо «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Евангелие от Матфея, 24; 12), ослабляет общество и страну в такой роковой период нашей народной судьбы, когда определяются дальнейшие пути России, нашего бытия. Никакие псевдопатриотические речитативы на этом тернистом пути – нам не помощники. Скорее, наоборот.

Комментарии

Написать комментарий

Отмена

Андрей

16.11.2021 12:03

Уважаемые журналисты "Новаой газеты Кубани" , зхадайте , пожалуйста, вопрос губернатору Кондратьеву, почему нет официальной реакции губернатора на происходящие вопиющие события в Казенном учреждении Кубанский казачий хор. Вся Россия обсуждает, а губернатор, как в рот воды набрал! Мы не в крепостном театре Захарченко работаем, он не является собственником брэнда "Кубанский казачий хор" , его поставили порулить хопром на время. Обязаны были контролировать и соглосовывать политику хора с краем. Губернатора устраивает такое положение дел в хоре и его репертуарная политика. Пусть нам ответят. Мы просто вынуждены будем напрямую обратиться к Владимиру Вдадимировичу Путину на прямую линию с нашими проблемами. Замолчать у власти не получится!

Дмитрий

21.11.2021 20:30

В краснодаре везде одно и тоже, родственик на родственике и власть передается по наследству....вы возьмите все назначения замов нового мэра краснодара....власть по наследству от отца к сыну, родственикам, сыновьям, внукам, зятьям и дочерям депутатов и бывших губернаторов....и еще кумовья.... И губернатор Это все не хочет видеть.....и не видит.

дмитрию.

22.11.2021 17:26

Но они, слава богу, не поют. Не подменяют народное творчество собственным. А суть, конечно, одна - деградация.

Люба

14.11.2021 09:29

Пора отдыхать и не ..

саша.

31.10.2021 21:08

Прослушали выступление руководителя хора с ответом критикам. Впечатление тяжёлое. Где логика. Если танцевальная группа в кризисе, не имеет хореографа и новых постановок, то зачем её выделять. Не лучше ли сначала преодолеть кризис. И вопрос - почему столько лет нет хореографа. Не идут или не ищут. Далее. Если танцы появились только в 1936 году, то и женщины-певицы тогда же. В войсковом хоре их не было. Их тоже погонят? И речь ведь шла не о духовных концертах хора, а о светских. Которые без танцев и народного репертуара померкли. Проще всего объявить оппонентов врагами...

Сармат

01.11.2021 10:26

Логике в этом выступлении нет никакой. Есть только ложь и лицемерии. Захарченко до этого сам везде говорил, что балет хору не нужен, он не вписывается в его концепцию развития хора в сторону Войскового певческого. Поэтому какого бы хореографа не назначили, он априори будет бездарным. Это первая ложь в его вытуплении. Вторая - что он никого не увольняет. Возможно. Но все знают, какая атмосфера в хоре царит. Нормальные люди просто не выдерживают и уходят. За этот сегмент деятельности отвечает его внук - фантастический дурак и хам. Но главная цель Захарченко передать хозяйство своим близким родственникам, которые не в состоянии в силу своей тупости и некомпетентности руководить сложным и многочисленным коллективом. Под них и организовано избавление от "не нужных" структур.

Саше

31.10.2021 23:39

Всё верно. И оригинально.

Роза

31.10.2021 11:40

А кого там слушать? Умер Лизвинский, ушёл Сорокин. Мальчишки были классные, Момот и Беседин - тоже нет.
Возраст у Захарченки, на покой пора

Владимир Мороз

30.10.2021 17:52

5 лет назад в интервью изданию Православие.ру Виктор Захарченко сказал: «Очень важно, чтобы народная песня звучала постоянно, причем самая разная. Вот в наших концертах есть и духовные песнопения – у нас их много, есть и «авторские» песни, мои например.» Уже тогда он называл свои «авторские» песни народными. Но ведь народные песни те, что поют в народе. Всё меньше в концертных программах Кубанского казачьего хора народных песен. Всё больше «авторских». Вот только в памяти народной места им нет.

Читателю

29.10.2021 10:12

Над страстью к юбилеям худрука Кубанского казачьего хора народ добродушно посмеивался с начала двухтысячных. Как показало время – совершенно зря. Пытаюсь представить, что испытывали мои земляки на себе с марта месяца и по октябрь 2021 года, когда их мордовали, двумя юбилеями? Поразмышляем о двух последних, которые свежи в памяти нашей.
Хору-то правда - 210 лет. Но Захарченко В.Г. им руководит - 47 лет. Здравомыслящему человеку совершенно очевидно, что даты несопоставимы и несоизмеримы. Поэтому совершенно неоправданно было объединять два юбилея. За этим торжественным маршем двух юбилеев изначально предчувствовалось, что 210-летний юбилей станет лишь пьедесталом для очередного неоправданного возвеличивания худрука. Добрые народные традиции предполагали приглашение на торжество всех известных и ещё оставшихся в живых артистов, которые выковали славу хору. Вместо них, то есть ветеранов хора, награду получил… внук худрука. И гнев народный сегодня своевременен, уместен и справедлив.
Воюют на фронтах одни, а награды получают и пользуются плодами победы другие. К сожалению, подобная несправедливость кочует в истории и проявляет себя в разных областях жизни народной. Но в добрые времена общество устанавливало заслон ей. Создавало ревизионную комиссию и с помощью этой комиссии возвращали справедливость в жизнь общества. Нынешняя трагическая ситуация с хором убеждает нас в том, что должна быть создана такая ревизионная комиссия.

читателю

02.11.2021 18:39

А юбилейная реклама - подарок сатирику! Интересно, какой же бедной головушке пришло озарение типа надписи на трамвае о трудовом стажа руководителя хора? Совсем в духе советского агитпропа 1920-х годов, рассчитанного на безграмотных крестьян. Только ведь таких нет. Жалко хор, коллектив мирового уровня.

Феврония

29.10.2021 10:30

Справедливости ради
Среди хоров в музыкальном мире, коллектив, под руководством В.Г. Захарченко, был отмечен в шестом номере «Советской музыки» в 1976 году. О широком же, народном признании хора, свидетельствует одна из первых публикаций в СМИ в 1987 году, принадлежащая перу журналиста центральной военной газеты «Красная звезда» Петра Ткаченко. И длилась, действительно заслуженная народная слава коллектива не далее 1993 года. Выходит, что чуть больше пятилетки советской. Правомерным ли было решение, когда на вагончике трамвайном нанесли красочную надпись о двух несоизмеримых юбилеях: 210 лет Войсковому певческому хору и 60 лет творческой деятельности. В.Г. Захарченко. Из 60-ти лет только одна десятая была отдана служению традиционной народной песне. Но и это ещё не главное. Прежде, чем раздувать миф о маэстро, хорошо бы ответить на следующие и главные для нас вопросы. Остался ли он верен традициям Г.М. Концевича, которыми клялся в начале своего творческого поприща и остался ли он верен народной песне, благодаря которой, получил признание народа?

Феврония

29.10.2021 14:43

Как только произошла либерально-криминальная революция в России, так наш любимый худрук государственного коллектива тут же запамятовал, что славу он коллективу добыл на народных песнях, и заявил обществу о новой концепции деятельности и репертуарной политики хора. Чем и был серьёзно обеспокоен Пётр Ткаченко. Захарченко после критики пытался маневрировать. Корректировал репертуарную политику, но потом снова ломал хор. Падение хора с 1993 года было для многих не столь очевидно. Сознание народа консервативно. Потому слава хора жила ещё в памяти зрителя и катилась какое-то время по инерции.
В 2011 году вышли в издательстве "Традиция" "Кубанские песни" (второе издание), где в предисловии к песням П. Ткаченко дал серьёзную оценку репертуарной политике хора. В 2014 в «Кубанском ладе» снова был поднят этот вопрос. Читать-то читали. Но услышать не захотели.
Только осложнялась жизнь лишь у Петра Ткаченко на Кубани. В 2016 и 2018 годах статьи о провальных концертах в Кремлёвском дворце.
Странно, но чем хуже обстояли дела с репертуаром и народной песней, танцами, тем больше сыпалось на В.Г. заслуг, званий, грамот, наград и т.д. и т.п. ...
Завершилось же это тем, что хор для многочисленной семьи Захарченко и В.Г. стал всего лишь источником извлечения материальных благ. Чтобы иметь миллионные прибыли надо же подымать статус ещё дальше, ещё выше.
Пошли новые идеи и т.д., и т.д. И вот что наблюдаем в течение последней пятилетки. Если коллаборационист Лихоносов В.И. рядился в тогу патриота, то гениальному композитору стали рамки хора тесны, и рядится он в православные одежды. Не без оснований появились подозрения на то, что сам Захарченко В.Г. впал в прелесть.

Евфросиния

31.10.2021 00:38

Вот именно! Мысль о духовной прелести мне давно уже приходила! Это ужасно.

Феврония

29.10.2021 14:57

Казалось бы под самыми благовидными предлогами поднимается вопрос о канонизации о. Кирилла Россинского. Зачем?
Кому принадлежит идея оформления сцены нам не известно. Но ещё в Кремлёвском Дворце наглядно зрителям продемонстрировано в 2016 году впадение в прелесть. Над сценой Кремлёвского Дворца во время концертного выступления Кубанского казачьего хора был размещён лик Божией Матери. А потом изображения стали листаться, подменяться фотографиями. И на месте, где была икона Пресвятой Богородицы оказалось фото В.Г. Захарченко. А по Краснодару сегодня уже поползли слухи, что В.Г. рассказывает о том, что его родимой матушке являлась сама Богородица...
На днях прочитала буквально следующее: "Дай, Господи, нам осознавать немощи свои. Немощи всех борют без исключения. И юность беснуется...и в старости бывает, дуреют..." Схиархимандрит Зосима (Сокур).
Цитата от В.Г. Захарченко: ««Мама была очень верующая, но потом Бог спросил: «Так теперь ты веруешь?».
Бог беседовал с Авелем, Каином, Ноем и Моисеем, принесшим заповеди. Остальные - по Евангелию: «Бога не видел никто никогда».

Анна

27.10.2021 23:14

Неужели нет хоть одного человека в этой стране, готового взять за Кубанский казачий хор? Петиции, митинги в его поддержку, что угодно. Народ поддержит, я убеждена.
Последний концерт - это просто личная боль, плевок в душу всем присутствовавшим в зале и на сцене.
Люблю хор всей душой и ощущаю чудовищную беспомощность, потому что не понимаю, чем могу помочь.

Вера

27.10.2021 18:34

Все это так. Но минкультуры почему самоустранилось. В хор надо для начала запустить счетную палату, господа. Или у нас хозяйство на паях?

Алекс

27.10.2021 17:35

На самом деле это беда всех коллективов. Костенелость взглядов, семейность, творческое чаславие, звездность и возрастная изменчивось восприятия реальности. Нет это не правильно народные коллективы едины в составе это факт, они так создавались! Синтез и единство искусств это сила коллектива. Кубанский хор является фаворитом среди переферицных коллективов, но когда происходит регресс - это всегда падение и затухание. Не думал, что это произойдёт с таким коллективом. Но однако произошло. Это печальная ветвь в развитии коллективного творчества. Рано или поздно приходит закат цивилизации. Наверно цивилизация Кубанского хора это и переживает.

Татьяна

27.10.2021 16:19

Да....короновирус делает....""чудеса"""На счёт репертуара,конечно обработки и аранжировки,это хорошо,но они ни каждому зрителю'доступны'.Не надо забывать,что именно зритель--оценивает искусство артиста.

Антон Головатый

27.10.2021 10:52

Ай да, молодец Петр Иванович! Любо! Давно необходимо было говорить об этом и обличать творческую деятельность личности Захарченко! Ибо вводит он нас всех в заблуждение, говоря со сцены о высоком патриотизме, вере и любви, а сам вместе со своим семейством решает только вопросы собственного обогащения за счет бюджетных средств, президентского гранта и авторских отчислений за свои тоскливые песни, коих все больше и больше в программе концерта вместо народных песен! Вы только взгляните на заработные платы этого клана, которые в отчетах у них на сайте учреждения выложены! Это же чистой воды коррупция - назначать самим себе такие оклады! Где вышестоящие организации? Где контролирующие органы?!

Головатому

27.10.2021 10:56

Давно убличали… с 1993 года. Это я как раз про Петра Ивановича. Да никто же видел, или не хотел видеть. А сейчас, когда все красные линии перейдены, ситуация сама себя выплеснула на берег. Посмотрим, чем дело кончится..!

Татьяна Алехмна

27.10.2021 16:21

Не надо наблюлать Давайте поддержим всех Артистов Кубанского Казачьего Хора Они работали честно, делясь с нами своим мастерством.А Зазарченко и его команлу нужно поставить на вид перед Президентом, так как он является Советником по Культуре , и перед Министерством Культуры РФ. Балет и Хор не отьемлемая часть , и должны пользоваться всеми правами и получать выплаты и вощнаграждегия как и все.

Нина Кузьминична

28.10.2021 11:56

Очень люблю Кубанский хор и танцы. Я против разделения, Захарченко видно умом тронулся.

саша

31.10.2021 15:26

Нет. Это его трагедия, и хора тоже. Он умный и опытный человек. В своё время награды и чины,по-видимому, помогали защищать народную песню. А сейчас показная религиозность и патриотизм вкупе с регалиями защищают совсем другое. Когда человек переходит старшие рубежи, он неизбежно понимает, что будущего уже мало. Старается успеть обеспечить потомков. А в заложниках - все, и артисты, и зрители, и министерские начальники. Однако необходимо остановиться. Очистить репертуар. Прекратить клоунады с юбилеями. Уважать артистов, беречь все опытные кадры. Сказать твердое нет волюнтаристским реформам и некомпетентному управлению. А Виктору гавриловичу искать таланты и готовить достойных преемников. Семье же - проявить разум и угомониться.