На днях в Сочинском органном зале Сочинский симфонический оркестр под управлением главного дирижера лауреата премии Правительства РФ Олега Солдатова завершил концертный сезон, исполнив шедевры величайшего немецкого композитора-романтика Иоганнеса Брамс
11501
На днях в Сочинском органном зале Сочинский симфонический оркестр под управлением главного дирижера лауреата премии Правительства РФ Олега Солдатова завершил концертный сезон, исполнив шедевры величайшего немецкого композитора-романтика Иоганнеса Брамса. Прозвучали Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 15, а также Симфония № 4 ми минор, соч. 98. Солировал дипломант российского конкурса Сурен Вартанян (фортепиано)
Собственно, ради вдохновенной игры маэстро Вартаняна многие сведущие в музыке люди и собрались в переполненном зале. И не обманулись в ожиданиях, т. к. самой близкой к подлинному искусству составляющей концерта стало выступление пианиста – героя-спасителя положения. Откровенно опечалил знатоков оркестр.
Нет, были среди публики и те, кто оглушительно кричал музыкантам "браво!", и готов был неистово аплодировать дирижеру уже за то, что тот вышел к пюпитру и взмахнул дирижерской палочкой. А вот, к примеру, преподаватели Сочинского колледжа искусств лишь скорбно поджимали губы и покидали зал, стараясь из приличия не вдаваться в оценки.
Ну, не принято в доме повешенного говорить о веревке – о "клубном" уровне в стенах филармонического учреждения культуры. И только в разговорах между собой они "выпускали пар", пересказывая в деталях, что "вытворял" оркестр. Мол, оркестрантам необходимо репетировать и репетировать круглые сутки, а они "с легкой руки" Олега Юрьевича систематически сокращают и без того немногочисленные репетиционные отрезки. В результате, на концерте, например, духовая группа фальшивила так, что уши сворачивались в трубочку. Но мимо нот играли не одни духовики. Отсутствовали и единая музыкальная форма, и какие бы то ни было эмоции на лицах. Музыканты, напоминающие со стороны героев картины Ильи Репина "Бурлаки на Волге", были подчас не способны вместе вступить или одновременно закончить игру! Однако главный дирижер этого будто не замечал, излучая счастье и гордость за коллег.
При этом послушать хорошую музыку пришли разбирающиеся в ней! И они, естественно, испытывали чувство стыда. И твердили в один голос, что оркестра как коллектива инструменталистов, слаженно играющих в унисон, к сожалению, нет. Чтобы он был, каждому надо работать и работать над собой, а дирижеру – репетировать по группам!
Чья игра "по гамбургскому счету" не вызывала нареканий строгих, но справедливых слушателей? Игра виолончелистов и контрабасистов. Хотя не исключено, что после концерта вместо необходимого разбора полетов ливень из комплиментов обрушился на всех оркестрантов без исключения. Ведь хвалить всегда легче, чем ругать. Не нужны доказательства. Да и кому их искать? Складывается впечатление, что в местной сфере искусства почти не осталось принципиальных Оценщиков, способных объективно назвать вещи своими именами и сказать, что плохо, а что хорошо.
Вот и получается, что закрытие сезона Сочинского симфонического оркестра – очень оптимистическая трагедия. Для полного отчаяния не хватало лишь традиционного вручения наград за вклад в развитие и за особые заслуги…
Виктор ТЕРЕНТЬЕВ