Культура:

«Русский балет» Вячеслава Гордеева: триумфальное возвращение в Сочи

30.07.2014

В Сочи на сцене Зимнего театра после перерыва в 20 лет с большим успехом прошли гастроли Московского областного государственного театра «Русский балет» Вячеслава Гордеева. Они стартовали 23 июля аншлаговым балетом «Лебединое озеро», а завершились 27 ию

1165

В Сочи на сцене Зимнего театра после перерыва в 20 лет с большим успехом прошли гастроли Московского областного государственного театра "Русский балет" Вячеслава Гордеева. Они стартовали 23 июля аншлаговым балетом "Лебединое озеро", а завершились 27 июля одноактными балетами "Шахеризада" и "Дон Кихот" с традиционно переполненным залом (как и на "Жизели", "Спящей красавице" и "Чиполлино"). До начала итогового представления заместитель директора "Русского балета" заслуженный артист РФ Виктор Давыдов со сцены поздравил коллег и сочинцев с особым взаимопониманием и невероятной востребованностью искусства танца в Сочи, поблагодарил за организационную помощь гендиректора Сочинского концертно-филармонического объединения Владимира Мишарина, пообещав, что следующий творческий визит театра состоится в июле 2015 года.

Чарующая атмосфера восточной сказки о трагической любви прекрасной Зобеиды (Оксана Гасникова) и Золотого раба (Владимир Минеев) была пронизана жгучей страстью и светлой печалью. Безупречно выстроенное хореографическое действо, где каждый персонаж – неотъемлемая часть некоего живого организма, волшебная музыка Римского-Корсакова с ее сладковато-пряными ароматами, роскошные и одновременно воздушные декорации, богатые костюмы вместе производили неизгладимое впечатление.
Сильное чувство, объединившее хрупкую Зобеиду (в исполнении Гасниковой образ утонченно-изящен и одухотворен) со столь же изысканно-прекрасным невольником (в образе, создаваемом Минеевым, нежность и трепетность соседствует с неустрашимостью, дерзостью, отвагой), берет верх над оковами жизни и соединяет влюбленных под покровом вечности. Каждое движение выверено и отточено, сложные элементы "на 5+", однако не покидает ощущение непроизвольности происходящего. Потрясенный зал в течение балета не раз устраивал овации танцорам.
Празднично-шутливый "Дон Кихот", наполненный яркими эмоциями испанского колорита, стер с лиц и сердец собравшихся в Зимнем следы недавней печали, окунув в неудержимое веселье. Следуя за искрящейся, как шампанское, музыкой Минкуса, персонажи балета, кажется, не танцуют, а живут стилизованными шиками, моренами, зингарами. Массовые сцены, "дышащие воздухом Севильи", пьянят своей жизнерадостностью и восхищают продуманностью деталей, подлинностью чувств, "пульсацией" каждой мизансцены.
Вячеслав Гордеев творчески переработал либретто Петипа, сделав еще больший акцент на главных партиях – Китри (Юлия Сидорова) и Базиля (Артемий Пыжов), Эспады (Максим Фомин) и Уличной танцовщицы (Светлана Устюжанинова). Ничто не омрачает разворачивающейся феерии счастья. Даже шутка с мнимым самоубийством Базиля, провоцирующим отца Китри на благословение брака дочери с цирюльником. Гордеев сумел обойтись без "мрачноватых теней", представив комизм ситуаций в позитиве "чистой воды".
При этом в драматическом рисунке "Дон Кихота" все объемно: юная трактирщица у Сидоровой не просто озорная шалунья, а "с характером" и индивидуальностью, Базиль Пыжова – хитрован и проказник, ветреный и одновременно ревнивый, Уличная танцовщица Устюжаниновой – роковая красотка, пылкая и загадочная... Артисты будто вросли в архетипы, выступая на сцене со своими персонажами от первого лица. Каждый подает себя ослепительно и с размахом, невольно тесня кордебалет, беспрекословно уступающий место "рожденным летать".

Особого внимания достойна работа талантливого и разностороннего Максима Фомина, ведущего солиста "Русского балета" и заслуженного артиста Республики Коми. Его Тореадора наряду с технической и актерской стабильностью, характерной для премьера, отличают темперамент и азарт, только и ищущие выхода для мощной нерастраченной энергии. Причем, Максим не перестает постигать тонкости мастерства.
– Танцевать в 20 лет и после 30 – две разные вещи, – говорит Фомин. – С возрастом приходит переосмысление, меняется подача партии, появляются нюансы…
Выпускник Красноярского государственного хореографического училища до прихода в "Русский балет" в 2001-м работал в Сыктывкарском и Марийском театрах оперы и балета. В его репертуаре – "Лебединое озеро" (Принц Зигфрид), "Дон Кихот" (Базиль и Эспада), "Жизель" (Альберт), "Шехеразада" (Золотой раб), "Чиполлино" (Принц Лимон), "Спящая красавица" (Принц Дезире, Кавалер), "Вальпургиева ночь" (Вакх), "Черный монах" (Черный монах), "Ромео и Джульетта" (Ромео)… Сочинцы увидели Максима Фомина в образе Альберта в "Жизели" и в партии Зигфрида, когда "Лебединое озеро" по многочисленным просьбам местных жителей показали в Дагомысе.
На пресс-конференции, посвященной гастролям "Русского балета", Владимир Мишарин отметил, что востребованность хореографического искусства в Сочи – "результат системной работы". По словам гендиректора СКФО, 50 % зрительного зала заполнили именно сочинцы.
– Конкурируя с вечерним морским бризом и с огромным количеством развлекательных предложений, в частности, с ледовым шоу Ильи Авербуха в Олимпийском парке, мы всетаки заполняем зал Зимнего театра, – подчеркивает Мишарин. – Это наша общая с "Русским балетом" победа!
– Теперь хочется не только приезжать сюда каждый год со спектаклями, – признался Виктор Давыдов, – но я думаю, может быть, создать в Сочи школу русского балета Вячеслава Гордеева? Это было бы прекрасно!
В ответ Владимир Мишарин заявил, что на курорте в наличии вся инфраструктура для осуществления этой идеи. В частности, сообщил он, что есть "довольно энергично развивающийся колледж искусств". Кроме того, гендиректор СКФО выразил надежду на ежегодное проведение Молодежного хореографического конгресса в Зимнем, проходившего параллельно с Международным конкурсом Юрия Григоровича "Молодой балет мира", и на присоединение к этому проекту Владислава Гордеева.
В начале августа артисты "Русского балета" продемонстрируют свое искусство в городах Крыма.


Виктор ТЕРЕНТЬЕВ
фото Виталия ПУСТОВАЛОВА