«Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена. Кто её не читал в детстве? Но далеко не все задумывались о смыслах, которые заложены в этом тексте.
2193
«Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена. Кто её не читал в детстве? Но далеко не все задумывались о смыслах, которые заложены в этом тексте. Здесь добрый сказочник выступает как настоящий пророк-провидец. Ниже мы приводим лишь некоторые фрагменты для размышления.
Итак, враг рода человеческого, злющий тролль создал чудо-зеркало, в котором все искажалось: красивое казалось безобразным, высокое – низким. И понесли его подельники-тролли на небо, чтоб поиздеваться над самим Богом. Разумеется, затея провалилась, зеркало разбилось, и осколки его попали людям в сердце и голову. Люди тут же принялись искать изъяны во всём живом и славить совершенство мёртвого. Нужно сказать, что этим они занимаются до сих пор.
До того, как осколок «прилетел» Каю, они жили с Гердой, бедно, но счастливо. В ладу с миром, в подобии райского Сада, между небом и Землёй. Они наслаждались красотой, городом, друг другом. В их горшочках росли розы – старинный символ райского сада, изображённый на центральных витражах готических соборов.
После инцидента с осколком поведение Кая резко изменилось: появилось множество проблем, которые он приписывает несовершенству мира. Такой подход привёл человечество к бесконечным попыткам изменить мир и т. о. решить свои проблемы. Их, однако, меньше не становится. Просто они кроются в самом человеке, а не во внешнем мире. Чего он до сих пор не признает.
Итак, действия человека (и человечества в целом), пораженных злом, только внешне выглядят разумными. В действительности они совершенно не способны осознать свои интересы и, подобно бешеной собаке, во весь опор несутся куда-то в неизвестность. У этой гонки нет ни цели, ни смысла, ни даже осознания себя в этом потоке. Какая уж тут разумность.
Как и многие обычные люди, где угодно и когда угодно, Кай начинает изводить окружающих своими нелепыми претензиями ко всему подряд.
Даже абсолютно ангельское отношение Герды к нему не приводит ни к чему хорошему. Похоже, он специально провоцирует её на ответное действие, чтобы потом использовать его как оправдание своей агрессии. Она не отвечает, плачет, что ещё более поднимает градус хамства.Но оно очень гордо собой, ведь прогресс идет всё быстрее, – маленькими санками Каю удалось зацепиться за великолепные сани Снежной королевы и разогнаться как следует. Правда, эта дорога прогресса ведёт прямо в ад.
Но шансов, похоже, нет. По крайней мере, надо испить эту чашу до конца. Завороженные люди с ледяным сердцем ничего не в состоянии предпринять для своего спасения и идут, как крысы за дудочкой Нильса. Так и Кай, несясь за санями и испугавшись, пытается прочесть «Отче наш», но в уме у него вертится одна таблица умножения. Т.е. безжалостная рациональность уже вытеснила из сердца саму возможность спасения. Так наступает мир без Бога. Помните ницшеанского безумца: «Мы все убили его, вы и я». Этот мальчик, Кай, и есть человеческая цивилизация, которой всецело правит наука и технологии. Неспособная даже на своё собственное спасение, она уехала в адское царство льда и рабски восхищается «правильностью» его построения. Оно уже даже не замечает свою покинутость не только Богом, но и дьяволом, дьявольской ледяной красавицей.
Человечество сидит в ледяном аду, восторгается технологическими чудесами и пытается собрать слово вечность. Почему именно его? Может быть потому, что туда летит вся современная цивилизация, у которой нет ответа о целях и смысле её существования. Просто тупое совершенствование технологий, уходящее в вечность. Также нет целей, идеалов у наций, обществ, государств, науки, отдельных людей? А поскольку нет цели, значит, твоё существование растворяется в ледяном холоде бесконечности.
Дальше мы видим картины комфортной деградации личности. Кай забывает свою семью, у него нет друзей, нет любви, но он трудится без устали, грезя о мировом господстве. Ведь сложив слово Вечность, он получит весь мир и пару коньков в придачу. Он рабски прикован к своему бессмысленному занятию, теряет память и индивидуальность, – словом, полный распад.
Трон Снежной королевы стоит на замёрзшем огромном озере, лёд которого расколот на идеально ровные кусочки. Это озеро она называет «сердцем разума», и ценит в нём именно расколотость, которая никогда не даёт верного отображения. Это аллюзия на современную науку, которая пытается познать мир, предварительно «разбив» его на миллиарды частей, изучить каждую, а после – собрать в единое целое. Это невозможно, намекает Андерсен, целое – всегда больше суммы его частей. Сколько угодно, к примеру, изучайте части коровы, но вы никогда не поймёте, что такое, когда она целиком и живая.
А где ещё встречался нам образ ледяного озера? Конечно, у Данте. Это же самое дно, девятый круг Ада, озеро Коцит, где скован сам Дьявол.
Герда же в заключительных картинах сказки напоминает деву Марию –заступницу за весь род человеческий в понимании средневековых людей. Там, где она идёт в поисках брата, весь мир преображается. Даже разбойники и прочие не совсем хорошие персонажи. Так действительно преображала мир Любовь, а вовсе не изобретения технического разума. Хотя, конечно, разум сложен и великолепен, он завораживает. А простота – свойство Бога.
Герда, такая беззащитная, но когда просят ей дать что-нибудь для победы над Снежной королевой, великая волшебница говорит поразительные слова:
«Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Разве ты не видишь, как велика ее сила? Разве ты не видишь, как ей служат люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Она не должна думать, что силу ей дали мы: сила эта в ее сердце, сила ее в том, что она милое, невинное дитя. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и вынуть осколки из сердца и из глаза Кая, мы ей ничем не сможем помочь».
В чём ещё её сила? Ну, например, в том, что на протяжении всей сказки Герда ни разу не вспомнила Кая недобрым словом, несмотря на то, что в последнее время он был злым, насмешливым, надменным, несмотря на то, что ей грозила смертельная опасность, и пришлось преодолевать огромные трудности. Маленькая разбойница даже резонно сомневается, что есть на Земле кто-нибудь, кто может быть достоин таких усилий.
Что же лучше всего позволит нам по достоинству оценить этот маленький, но поразительно важный фрагмент? Как ни странно, святой Франциск Ассизский. У него в книге есть разговор на проселочной дороге с братом Львом на тему: «Что есть совершенная радость?». В ходе него выясняется, что даже если ты «говоришь на языке ангелов, толкуешь положение звезд, разбираешься в травах, владеешь всеми сокровищами земли, знаешь всех птиц, рыб, животных, людей, деревья, камни, обращаешь проповедью всех неверных в веру Христову, не в этом совершенная радость». Брат Лев, естественно, заинтригован, спрашивает, в чём же, и в ответ слышит такую странную историю. Мол, если мы ночью дойдем до аббатства, куда путь держим, а на наш стук выйдет привратник, не поверит нам, и скажет: «Вы просто самозванцы, пришедшие, чтобы обмануть и украсть милостыню у нищих. Идите, откуда пришли». И мы ночью, беззащитные, под снегом и дождём, уйдём, страдая от холода и голода. А через некоторое время вновь постучимся. И он в ярости выгонит нас взашей, обругав, надавав пинков. И, вконец уже замерзнув и обессилев, мы постучим ещё раз. Тогда он, взяв узловатую палку, схватит нас за капюшоны, повалит на землю, вываляет в снегу и будет бить и ранить сучками палки. Так вот, если мы, даже видя, что он узнал нас, снесём все эти несправедливости с терпением и радостью, без досады и ворчания, смиренно и милостиво, – это и есть совершенная радость. Тогда мы поймём, что он просто действует и говорит против нас по воле Бога.
О том же свидетельствовал великий суфий Мансур аль Халадж, когда на эшафоте воскликнул, обращаясь к небесам: «Ты не обманешь меня, я узнаю Тебя даже в них (своих палачах), потому что я познал Тебя».
Эта умение во всём видеть Его свет, готовность всё прощать есть признак не слабохарактерности, который видят в образе Герды некоторые современные идиоты-психологи и полоумные феминистки, а великой святой. Постоянная открытость миру, готовность воспринимать его здесь и сейчас, без «задних мыслей», без теорий и концепций, – есть великий и уникально редкий дар.
Те же вышеупомянутые авторы снисходительно оценивают Герду как чересчур эмоциональную, они быстро подсчитали, когда и сколько раз она плакала и т. д. Но тем самым лишь продемонстрировали собственную интеллектуальную нищету и днище, в которое превратилась немалая часть современных наук и «учёных». Это такие шаманы от науки, которые заучили базовую терминологию да несколько концепций, и теперь с видом оракула готовы объяснить все на свете.
Мы же посмотрим на слезы Герды, в историческом контексте. Помните, когда Данте добрался до Рая и, наконец, встретил любимую Беатриче, она бросает ему обвинение в предательстве. Он уже готовился праздновать победу и вдруг понимает, что всё проиграно, шансов больше нет. Рыдает. И вдруг охватившее его искреннее раскаяние смывает этот страшный грех. Он постепенно становится способным смотреть на Солнце и даже, перейдя через реку забвения, забывает о случившемся.
И гении, и аристократы, и высшая знать в то средневековое время не стеснялись проявлять свои эмоции. Ведь слёзы – это крыла молитвы, или, по словам св. Бернарда, вино ангелов, через них сам Господь посылает знак, что услышал твоё раскаяние. И это, пожалуй, самое важное. Слёзы – признак эффективности обратной связи между человеком и Богом! Как писал известный историк Мишле, «В этом вся тайна Средневековья, секрет неиссякаемых слез и его глубокий гений. Драгоценные слёзы, они струились в чистых легендах, в волшебных стихах и, устремляясь к небу, кристаллизовались в гигантских соборах, вздымавшихся навстречу Господу».
Слёзы были уделом далеко не слабых людей. Самый знаменитый из рыцарей Круглого стола Ланселот рыдает, уткнувшись в плечо своей любимой, королеве Гвиневере, то из-за пропуска очередного турнира, то из-за кратковременной разлуки. А она утешает его. Настоящие мужчины не стесняются проявлять свои чувства ни перед возлюбленной, ни в переполненных залах, ни на площадях. И всё же существовало одно место, где плачи и стоны были попросту недопустимы. Это – поле боя.
Да, рыцари Круглого Стола, Данте, Герда, слёзы, раскаяния, – именно так ведёт себя живая душа, со всеми взлётами и падениями, в противоположность цинизму ледяного осколка, уже не первый век покоящегося на месте сердца человека.
Вернувшись домой, Кай и Герда неожиданно обнаруживают, что стали совсем взрослыми. Мотив иного, замедленного течения времени в отдалённых и волшебных краях, и резкого его ускорения, буквально скачка по возвращении обратно, присутствует во многих повествованиях о путешествиях в стародавние времена. Достаточно вспомнить сказание о плавании святого Брендана, в котором он со своими спутниками плавали вместо девяти 300 лет и, вернувшись, умерли буквально за несколько месяцев.
Герда совершила подвиг, спася сердце брата. Может ли кто-то повторить его в масштабе современной цивилизации? Узнает ли она своего Спасителя? Захочет ли спастись?