Культура:

Семинар начинающих литераторов

13.12.2020

Открытый краевой семинар молодых и начинающих литераторов, посвящённый 75-летию Великой Победы, завершил свою работу в Краснодаре

Автор: Людмила Бирюк

1421

Он проходил при поддержке министерства культуры Краснодарского края, благодаря которой в числе руководителей были не только члены правления КРО СПР Вячеслав Динека, Людмила Бирюк, Наталья Широбокова, другие кубанцы, но и титулованные Василий Дворцов, Сергей Гловюк (Москва), Елена Машукова (Орёл), что помогло семинару приобрести практически всероссийский уровень. Ведь и среди почти 50 участников, вместе с кубанцами, – жители Крыма, Калмыкии, Ростовской области.

Результаты семинара вполне убедительны. В Союз писателей России рекомендованы поэты Анастасия Фетисова (Краснодар) и Ирина Иванченко (Новокубанск). Виктория Ерух (Краснодар), начинающий поэт, сможет принять участие во Всероссийском семинаре в Химках, как и юный прозаик Даша Лакиза (Анапа). В секции прозы кандидатами в СПР стали Руслан Тосунов (Краснодар), Виталий Никитин (г. Горячий Ключ) и Леонид Барановский (Ейск).

Организатор и руководитель Открытого краевого семинара молодых и начинающих литераторов – председатель КРО СПР Светлана Макарова-Гриценко.

Над вымыслом слезами обольюсь…

(О творчестве начинающих прозаиков – участников краевого литературного семинара 2020 г.)  

Иногда приходится слышать, что литературные семинары не нужны, поскольку истинный талант сам, без посторонней помощи, пробьёт себе дорогу, а если его нет, то лучше заняться другим делом. Но практика доказала, что это не так. Как и любой профессии, писательскому мастерству надо учиться. Нередки случаи, когда обладатель скромных способностей достигал больших результатов, благодаря правильному отношению к критике и ежедневной упорной работе над своими произведениями. А бывало, тот, кому прочили большое литературное будущее, быстро «сдувался», и при первой же неудаче терял интерес к творчеству. 

Готовясь к очередному литературному семинару, мы с особым вниманием отнеслись к школьникам. Среди них были совсем юные, 12-летние Алина Галенко и Арина Митрохона, сочинившие романтические сказки о дружбе, верности, взаимовыручке и чувстве долга. Порадовали и старшеклассники, представившие на суд руководителей, членов Союза писателей России, свои рассказы и очерки. Требования к произведениям предъявлялись без всяких скидок на возраст. 

В отрывке из повести «Целебные травы» 17-летняя Даша Лакиза из Анапы рассказала о том, что интересно и близко ей самой: о конном спорте, азарте спортивных скачек, повадках лошадей, отношении людей к животным. Но прежде всего её повесть посвящена человеческим взаимоотношениям. В трудный момент соперники проявляют настоящее благородство и, жертвуя успехом в соревновании, помогают друг другу.   

Краснодарская школьница Елена Соколова, которую до сих пор мы знали как трепетного лирика, прислала суровый рассказ о войне «Все они живы», в основе которого – реальные события из жизни её прадеда Андрея, советского воина, прошедшего тяжёлые испытания: ранение, плен, партизанский отряд… Рассказ Елены подкупает любовью к Родине и гордостью за своих предков, с честью выполнивших святой воинский долг:   «Мы идём в строю «Бессмертного полка», и я знаю, мама, что все они живы. Все живы…».

Рассказ Анастасии Болдарь «Дух свободы» по идее и сюжету чем-то перекликается с поэмой М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Автор утверждает, что человек не может существовать взаперти – для нормальной жизни ему нужны свобода, радость общения с природой и другими людьми… Жаль только, что автор, сама носящая красивейшее русское имя, назвала своих героев именами из американского фильма «Трансформеры» – Бамблби и Оптимус. 

Среди школьников, приславших свои работы, хочется отметить Петра Жиглатого, написавшего большой художественный очерк о нескольких поколениях своей семьи, которым довелось пережить тяготы Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. Их судьбы чаще всего трагические, сломанные, с невосполнимыми потерями. Интересно лирическое эссе Александры Таранец «О чём плачет тополь» – размышления возле памятника Неизвестному солдату. Слушая учительницу, школьница представляет, что о герое-земляке ей рассказывает старый тополь, свидетель страшных лет войны. Однако, на войне случались не только трагические, но и курьёзные эпизоды, о чём рассказала Наташа Федоренко в очерке «100 слов о войне»: в темноте наши часовые приняли быка за нарушителя границы…

Рассказ школьницы из Кропоткина Елены Ярошенко «Выбор» состоит из двух частей, разных по времени и содержанию, но связанных между собой единым авторским замыслом. В первой части говорится о современном школьном мире, о подругах – простых девчонках, от которых героине предлагают отказаться «школьные аристократки», суля за то большие бонусы… Вторая часть – рассказ дедушки о войне, героизме, верности и предательстве. В финале звучат слова деда, обращённые к внучке: «Тебе решать, стоит ли предавать настоящую дружбу, размениваясь на призрачные надежды…». 

Нетрудно заметить, что большинство рассказов юных и взрослых авторов посвящены Великой Отечественной войне. Это неудивительно, ведь нынешний год особенный: мы отметили 75-летний юбилей Великой Победы. Той самой, которая у нас «одна на всех», за которую заплачена безмерно высокая цена: десятки миллионов жизней советских людей. Кто мог подумать, что настанет время, когда великий подвиг нашего народа будут поливать ложью и грязью? И кто? Наши союзники по антигитлеровской коалиции, а также страны, которые Красная Армия когда-то освободила от фашизма. 

О войне рассказывают в своих произведениях и взрослые участники семинара: Роза Воеводина («Плата за проезд…»), Любовь Ишунькина («Память сердца» и другие рассказы), Владимир Капуста («Русишь партизанен»), Марина Мелихова («Дети войны»), Ольга Сергань («Их было шестеро»), Людмила Чекменева («Обычная история»), Александр Шахлай («Воспоминания о детстве»)… Руководители семинара испытывают глубокую благодарность ко всем авторам, написавшим о великом подвиге нашего народа. Пусть герои, павшие за нас на полях сражений, живут в произведениях наших земляков-современников, правдивых, художественных, неравнодушных… 

Но, к сожалению, некоторые произведения о войне портят литературные погрешности, возникшие в результате слабого знания военного дела. Приведу примеры: в маленькой трогательной повести о своём детстве Александр Шахлай практически не допускает ошибок, когда описывает мирную жизнь, но в описании войны встречаются стилистические неточности: «Однажды, перед наступлением нашей армии, батарея моего отца получила приказ обработать снарядами территорию, где потом пройдёт пехота». Во-первых, словосочетание «батарея моего отца» может означать, что отец был командиром батареи, а это не так. Поэтому лучше написать: «батарея, в которой служил отец». Во-вторых, что значит: «обработать снарядами территорию»? Вероятно, «провести артподготовку территории»? 

А вот, ни дать ни взять, кадры старого советского кино, где немцев показывали недотёпами и придурками: «взбешённые упорством советских воинов, гитлеровцы открыли ожесточённую стрельбу. Потом начали бросать гранаты в окна. Но их гранаты с длинными ручками задевали рамы и падали обратно. Одна граната влетела в комнату. Макеев схватил её и выбросил обратно фашистам» (Зоя Сизова «Их было шестеро»). Заметьте, ни одна граната не разорвалась! 

Очень любят авторы рассказывать, как тяжелораненые солдаты проходят расстояния в десятки километров: «Несколько суток, тяжело раненный в ногу, днём прячась в камышах вдоль Дуная, Петр добирался до госпиталя. К несчастью, все его документы утонули. Когда он приполз в госпиталь, его хотели отправить куда-то для выяснения личности. В отчаянии он выхватил пистолет и направил на врача» (Пётр Жиглатый «Из глубины веков. Истории и легенды моей семьи»). У Елены Соколовой герой, так же «тяжело раненный в ногу осколком снаряда», идёт в колонне военнопленных «через Украину и Польшу до Восточной Пруссии. Идти приходилось пешком, преодолевая за день огромные расстояния». 

Конечно, литературные «блошки» можно найти даже у опытных писателей, никто от них не застрахован. Но в произведениях о войне нужно быть особенно осторожным: ведь любую неточность наши политические противники могут использовать против нас.  

Итак, почти половина работ, присланных участниками семинара, прямо или косвенно затрагивает тему Великой Отечественной войны. А остальные? Признаться, каждый раз, приступая к чтению рукописей, руководители втайне надеются открыть «звезду». Скажу с уверенностью: звёзды в нашем семинаре есть, но их дальнейшая писательская судьба полностью зависит от трудолюбия и преданности своему делу. Важно следовать своей натуре: писать о том, что тебя волнует. Руслан Тосунов – один из самых талантливых писателей-натуралистов Кубани, мы помним его по прошлым семинарам, когда не только участники, но и руководители не могли сдержать слез, читая о судьбе его четвероногих друзей. В своей новой повести «Вольная воля или стиль кубанских охотников» Тосунов рисует все радости охоты: развлечения, розыгрыши, выпивку на привале у костра, доверительные беседы «за жизнь». Словом, всего вдоволь… кроме животных. Зверьё в романе встречается крайне редко. Где же захватывающие рассказы о братьях наших меньших?

Разумеется, мы не призываем к тому, чтобы автор следовал лишь одному жанру и не пробовал себя в других. Виталий Никитин, который ещё недавно увлекался мистикой и невнятной абстракцией, вдруг совершил, как говорят моряки, решительный «поворот-оверштаг». Теперь произведения Никитина населены обычными людьми, сельскими жителями, со своими заботами и повседневной работой. В его новом рассказе «Сельские будни» мы вместе с героями всю ночь принимаем тяжёлые роды у коровы Зорьки, и, поверьте, волнений испытываем не меньше, чем от встречи с мистическими чудищами в его прежних рассказах.

Рассказы разных жанров представил прозаик из Ейска Леонид Барановский. В житейской повести «Ведунья Ираиада» тоже не обошлось без мистики. Ну, не могут без неё наши прозаики, и всё тут! Небольшая юмореска «Слон» написана с натуры – это сразу видно по слогу и деталям. А в романтической новелле «Последнее письмо» автор ведёт рассказ от имени шестилетней девочки, на которую неожиданно свалились совсем не детские переживания и раздумья о любви и верности, о жизни и смерти, о сострадании и святой памяти о тех, кто ушел, честно исполнив свой долг.

Отрывок из романа Виктора Озерского «Клятва президента, или бесплатный сыр» представляет собой зарисовку обычной жизни нашего края начала 90-х годов. Картина получилась узнаваемая, особенно для старшего поколения. Автору удалось точно подметить «времени приметы». Читая, мы вспоминаем и бардак на автостанциях, и давку возле касс, и очереди в гастрономах за маслом и колбасой и, конечно, мошенников-наперсточников, в сети которых угодили наивные девчонки…

Рассказ «Бытовуха» Владимира Гущина написан слишком лаконично: не хватает в нём деталей, подробностей, многие сцены не проработаны, складывается впечатление, что автор их просто не представляет... Но есть в рассказе эпизод, за который хочется простить все недочёты и промахи: собаки в тайге отогрели замерзающего ребенка. Такое забыть невозможно. А вот Сергею Кропотину из Анапы ничего прощать не хочется. Милый моему сердцу детективный жанр он упростил настолько, что читателю не над чем голову поломать! Всё расследование построено на одной-единственной улике. Где же замысловатая интрига, где ложные ходы, по которым вначале автор ведёт своего читателя? Это только кажется, что сочинять детективные рассказы очень легко. Кто не верит, пусть сам попробует!

Как обычно, прозаиков-мужчин на литературном семинаре оказалось гораздо меньше, чем женщин. Вероятно, потому что мужчины ревнивей и болезненней относятся к препарированию своих произведений. И зря! Именно постоянные участники семинаров, закалённые строгой придирчивой критикой, чаще всего становятся настоящими профессиональными писателями.  Среди прозаиков-женщин хочется отметить Татьяну Куткину из Горячего Ключа. Её рассказ «Джека» – грустная история о том, как люди предали своего верного друга. Причём никто из них даже не понял, что совершил предательство. Все соседи дома – милые сердобольные люди, которые все вместе любили, подкармливали, а потом бросили на произвол судьбы ничейную собачку Джеку. Когда любят все, это часто означает, что не любит никто. Рассказ написан так жизненно и так мастерски, что не обращаешь внимания на стиль, на метафоры, сравнения и прочие художественные средства. Кажется, что из сотен тысяч слов автор выбрал единственно правильные слова. 

К представительницам так называемой «женской прозы» можно отнести: Татьяну Буденкову («Елизавета»), Елену Зализецкую (цикл рассказов о сыне), Марию Казаковцеву («Я не одна»), Лору Козловскую (отрывок из романа «Звезда Серафима Саровского… Звезда любви»), Ольгу Лисовенко («Дыханье ласточки», «Карантин, Маша и море», «Подарите мне цветы»), Ольгу Сергань («Светлой памяти моих родных»), Людмилу Шарову (цикл миниатюр «Мгновенья»). Многие литературные критики не одобряют разделения писателей по гендерному признаку, но я не критик, и считаю, что женская литература имеет право на существование. Книги, написанные женщинами, не лучше и не хуже, чем у мужчин, они просто другие, более романтические и утонченные, что иногда играет с ними злую шутку. Например, в рассказе Марии Казаковцевой «Я не одна» откровенно романтизируется героиня-наркоманка. Автор старается вызвать к ней сочувствие, показывает её на фоне взволнованного моря, рассказывает библейскую легенду о Варваре-мученице, которая якобы приходит на помощь девушке, умирающей от передозировки. Наркомания – страшное, отвратительное, смертельное зло. И те, кто употребляют или распространяют наркотики, должны сидеть в тюрьме, а не забавляться на берегу моря. И никакие святые не должны им помогать. Пусть мне докажут обратное, если я не права.    
 
Краевой семинар – способ обучения литературному мастерству. Это своего рода открытый урок, который ведут не один, а несколько учителей, да и сами ученики, высказывая свое мнение, тоже являются источниками информации. Руководители не только выявляют в рукописях участников некие стилистические погрешности, но и делятся своим мироощущением, высказывают свою точку зрения на многие острые проблемы. Задача семинара – не только отыскать таланты, но и объяснить участникам, особенно молодым, что истинная ценность современной русской литературы – в её высокой нравственности, в гуманистических традициях и чувстве ответственности за своих читателей.