Культура:

Сквозь тень и свет

10.09.2025

С 1 по 30 сентября 2025 г. Краснодарская «Художественная галерея «САНТАЛ» представляет персональную выставку кубанского художника, члена Союза художников РФ, прозаика и поэта Александра Шевеля «Сквозь тень и свет»

Автор: Татьяна Соколинская

475

В экспозицию вошли 56   произведений: символические и условно жанровые композиции и портреты, созданные за полгода (конец 2021 и начало 2022).   Выставка посвящена 77 - летию со дня рождения мастера и 33-летию образования галереи «САНТАЛ». Она работает по адресу Коммунаров, 58.

Александр Викторович Шевель - выходец из старинного казачьего рода. Он родился 17 сентября 1948 года в станице Брюховецкой. В 1969 году окончил Краснодарское художественное училище, работал в средней школе преподавателем рисования, затем 25 лет в «Художественных мастерских» отдела культуры Брюховецкого района. Член Союза художников РФ с 1992 года.   С тех пор и началась его творческая деятельность: участие в выставках и работе в Доме творчества Союза художников РФ в Горячем Ключе, восьмилетняя работа в Италии над росписями и реставрациями соборов в провинциальных итальянских городах. Он также создатель герба и флага Брюховецкого района.      

Очередной проект Александра Шевеля в Краснодарской «Художественной галерее «САНТАЛ» в той или иной степени развивает традиции символизма и модернизма   ХХ века. Идея черно-белой акриловой живописи, гризайли, на картоне возникла у художника во время бушевавшей ковидной инфекции и связанной с ней изоляции.  Несмотря на   отсутствие цвета, художник создал живописный текст: графика требует дисциплины – живопись эмоциональности и раскованности: свободные, вибрирующие линии, импровизационный характер лепки формы, фактурные, выразительные образы. Шевель умело сочетает эти два качества. А любовь к акрилу он привез из Италии, где   использовал этот материал, только в цвете, для росписи собора. Проведя 8 лет в Италии, Александр Шевель начал чувствовать родство современной южно-российской живописной школы и итальянской классической традиции. Именно такое ее качество, как стремление к гармонии, привлекло внимание настоятеля собора Девы Марии, который отдал ему предпочтение перед всемирно известным английским экспрессионистом Фрэнсисом Бэконом.

Из двухсот работ, созданных за полгода, на выставке представлены 56.  И все они воспринимаются как единое произведение, подчиненное символике числа 7 – числа Бога. Символическая концепция выставки связана с вполне конкретным событием: 17 сентября художнику исполняется 77 лет. В таком возрасте люди искусства задумываются о своем месте в мире, о вкладе в художественную копилку человечества. Художник размышляет о прожитой жизни, об истории искусства, о смысле истории и цивилизации. 

В художественном проекте «Сквозь тень и свет» Александр Шевель вступает в продуктивный диалог с   мифологией, религией (от античности до христианства) и повседневной жизнью людей, увиденной через призму вечных истин. Его инструмент – импровизация, подобная джазовой. Он действует как медиум, посредник и орудие высших сил. Сочетая в своем творчестве в разные годы искусство светское, экспериментальное с христианским, подчиненным логике иконографии, традиционного отношения к цвету, свету и системе образов, он всегда находился на средокрестии между небом и землей. Обращение его к самым разным сюжетам, темам, жанрам не помешало ему создать выставочный проект очень цельный, выразительный и по-своему красивый.  Основную мысль выставки можно определить как рождение Космоса из Хаоса. Идея одновременно античная и христианская. Он сам определяет свой замысел так: музыка линий и поэзия бликов среди мрака.

Все работы входят в 4 блока (серии) по 14 штук. В экспозиции семь картин расположены на стене внизу, семь - вверху: «Фантазия линий», «Импровизации на тему», «Лики и личины» и «Сюжеты в миражах».   При всей видимой спонтанности пластического языка в них заложена философская, культурологическая или психологическая концепция. Развитие действия в сериях идет от Земли к Небу. Они строятся по принципу увеличения экспрессии и инсайдов.

Первая серия «Фантазии линий» - наиболее лирическая. Здесь художник осваивает наследие кубизма.    Его линии плавные, не экспрессивные, но выразительные, из них возникают   – инь и ян, мужское и женское, в основном все-таки женское. В отличие от одного из родоначальников кубизма Пабло Пикассо, который рационально относился к форме, кубанский мастер не аналитически, а синтетически строит образы. «Поцелуй», «Танец», «Монахиня», «Возвращение с рынка», «Дуэт», «Невеста» - эти темы свидетельствуют о любви Шевеля к женщине, восхищению женской плотью.   Упрощенная форма позволяет акцентировать внимание на значимом, как в палеолитических Венерах.  

Материя есть форма энергии – этот тезис, относящийся скорее к физике, стал инструментом искусства, которое стремится лишить материю видимого покоя. И художник таким образом становится (как сказал поэт и теоретик русского футуризма А. Крученых о Павле Филонове) «очевидцем незримого». Это   подходит к пониманию творчества кубанского мастера.          

Александр Шевель – не только живописец и график, он еще   писатель и поэт, член Союза журналистов, автор нескольких поэтических и прозаических сборников о земляках-кубанцах и о работе над росписями итальянских соборов («Итальянский дневник»). Но как художник он мыслит пластически и избегает литературности. Для второй серии «Импровизация на тему» он создал очень своеобразный пластический язык – нечто среднее между барокко и абстрактным экспрессионизмом!  Оба они – экспрессивные, эмоциональные, динамичные. Если первая серия «женская», спокойная, то вторая – о том, как трудно на свете быть мужчиной.  О работе «Летающие мужчины» он говорит так: «Здесь литературного подтекста нет и не будет. Они (мужики) испытывают чувство полета. И хай себе летают. Когда Корнелиу Баба спросили, куда идут его крестьяне с мотыгами (типа к светлому будущему), он ответил, что крестьяне идут из левого края картины к правому». В этих словах основные принципы изобразительного искусства ХХ века, которое перестает быть иллюстрацией к литературным текстам, а осознает свою природу и язык.

Сначала рождается картина, потом приходит название к ней. «Укрощение строптивого» навеяно, казалось бы, комедией Шекспира, в самом деле работа посвящена извечному занятию кубанских казаков, не представляющих своей жизни без лошади, - укрощению коня. В центре композиции вставший на дыбы конь и казак, набрасывающий  на него уздечку. Другой человек падает под ударами копыт. Персонажи композиционно заключены в овал, внутри которого разыгрывается драматическая сцена. Движение художник передает мощными динамичными линиями, создающими своего рода вихрь, переплетающий людей и животное в единое целое. «Охота на павлина» - одна из тех работ, композиция которых подчинена логике орнамента или рельефа. Множество персонажей охотятся на птиц, и среди них не только люди, но и собаки – и все это образует орнаментальный хоровод образов. Аналогична работа «Танцующий медведь», на которой медведь скорее плюшевый, и акцент делается не на главном персонаже, а на «хоре», как сказали бы древние греки. Медведь одет в женскую одежду – это своеобразный артист перед публикой.

В «Этюде с осликом» центральным персонажем является животное, чем-то напоминающее осла, вокруг которого разворачивается действие: погонщица с прутом в руках и в туфлях на высоких каблуках не столько погоняет его, сколько взаимодействует с упавшим мужчиной, который пытается приподнять подол ее платья. Еще одна женская фигуры фланкирует композицию слева.  Художник отдает на суд зрителя возможность пофантазировать о том, что он хотел сказать. 

Александр Шевель строит свои композиции, не оставляя на плоскости пустого пространства. По свидетельству психологов, это крайняя степень сублимации своего эго, эротических и других личностных переживаний.   Как в джазе, ритм и импровизация становятся основой композиции.  

В третьей серии - «Лики и личины» - художник исследует природу человеческой идентичности. Кто ты, человек, носитель света или тьмы? Что являет миру и окружающим людям твое лицо- божеский лик или дьявольскую личину? Автор обращается к жанру своеобразного «портрета». Кто выступает в качестве прообразов его персонажей? Реальные люди или созданные его воображением?!  Одни идеализированные («Венера») другие – гротесковые («Работница»), ироничные («Гуманоид») и предельно выразительные (все). Часть работ написаны по мотивам русских народных пословиц и поговорок. Например, «Кривое зеркало» — это иллюстрация поговорки «на зеркало неча пенять, коли рожа крива». В этой серии мы видим суровых мужчин и раскрепощенных женщин.  Для красивой мелодии используют и черные, и белые клавиши – это   жизненное и творческое кредо Шевеля, который показывает нам амбивалентность человеческой натуры, в которой помещается Бог и дьявол, Рай и ад, счастье и горе, добро и зло, трагедия и комедия… Серия «Лики и личины» — это размышление об амбивалентной природе   человека – идея, которую разработал   философ Николай Бердяев, видевший  в русских людях двойственность, не позволяющую однозначно сделать выбор, к примеру,  между индивидуальной свободой и необходимостью коллективной жертвенности. Стихотворение Шевеля «Красил», написанное еще раньше, посвящено противоречивости творческого поведения художника, который с одной стороны не может не творить, а с другой- мучается и страдает. Счастье и горе – два в одном:

 Рисовал на белом мелом-

 Синим отдавало.

 Все красиво и по делу –

Цвета не хватало.

 

Красной краской по малине,

С розовым разводом,

Красил кистью на холстине

Широко, свободно.

 

Синий взял с зеленым, разом –

Бросил в голубое.

Потеряв на время разум,

Был лишен покоя.

 

Жизнь прошла в дурной работе:

Красил, красил, красил.

Был я по своей охоте

В этой ипостаси.  

Четвертая серия «Сюжеты в миражах» выходит за рамки бытового и психологического состояния человека. Здесь автор обращается к мифологическим, библейским и современным социокультурным проблемам. Как и многие европейские живописцы, Шевель пишет «Похищение Европы», но он не иллюстрирует древнегреческий миф. Это скорее похищение невесты казаком, а бык только наблюдатель, а не участник действия. «Проснувшийся Сфинкс» чем-то сродни современным фэнтези в кино и литературе и представляет собой своего рода визуальный сценарий для будущего фильма. Работа «Сотворение мира» написана на тему   Ветхого Завета. Художник представил, как «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Мы видим также   как из линий и пятен материализуются силуэты   животных и людей – Евы и Адама.

Но чаще названия не помогают дешифровке, а еще более запутывают зрителя. «Встреча с ангелом» — это не ангелы Апокалипсиса, а встреча всадников с «ангелом», одетым в античный хитон. «Игры с Солнцем» - работа скорее трагическая, заставляющая вспомнить о том, что человечество часто устраивает соревнования с   космическими силами, создавая условия для появления процессов энтропии в природе и обществе. Разномасштабные фантастические фигуры   бросают вызов Солнцу – источнику вечной энергии.  «Скачки скелетов» - наиболее динамичная работа, близкая абстрактному экспрессионизму. Как и Василий Кандинский, который не до конца отказывался от фигуративности в работах 1910 – х годов, Шевель изображает среди линий и пятен фигуру коня, выступающего единственным мудрым собеседником, философски наблюдающим за круговертью человеческой комедии.  

Работы Александра Шевеля нужно смотреть не спеша, вглядываясь в каждую. Они не открываются зрителю, который в искусстве ищет развлечения. Здесь нет поверхностных эффектов, красивостей, стремления понравится. Его искусство для думающих. В одном из своих стихотворений художник и поэт пишет так:

И не в краску кисть макал,

А в мембраны нервов личных.

Но при этом по своему темпераменту, полноте жизненных сил Шевель – художник   южный, мажорный, светлый.  Его интересуют люди.   И он всегда готов увидеть в них их лучшее.   17 сентября 2025 года его День рождения.   77 лет – не только цифры Бога, но и две кочерги, как говорят в кубанских станицах. Шевель умеет шутить не только над своими персонажами, но и над собой. 

Член АИС Татьяна Соколинская