45 лет монументальному панно В.Ф. Папко «Книга. Время. Люди»
2064
Ко Дню Ейского района и г.Ейска
1960-1970 годы в СССР были периодом расцвета монументального искусства – живописи, мозаики и скульптуры. Наполненное глубоким содержанием и представленное на всеобщее обозрение монументальное искусство способствовало развитию художественного вкуса, воспитанию нравственности и патриотических чувств к своей Родине. На Кубани значительную лепту в этот вид искусства внес заслуженный художник РФ Валентин Фёдорович Папко - автор живописных и мозаичных панно в Краснодаре и Краснодарском крае. Героический пафос строительства нового мира уже в юности был близок художнику, пережившему в детстве оккупацию нацистами станицы Новоминской, где прошло его детство.
После окончания в 1970 году отделения монументальной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского) Валентин Папко был готов к свершениям в искусстве. Судьбоносной для него оказалась встреча с первым секретарём Ейского Горкома КПСС Меняйловым Николаем Ивановичем - человеком редкого дарования и широкого кругозора.
Это произошло в 1974 году. Краснодарский край переживал строительный бум. Шло грандиозное строительство и в курортном Ейске. Был сдан в эксплуатацию новый Дворец культуры. Была поставлена задача украсить его стены росписями, которые должны были увековечить прошлое и рассказать о современности и протянуть связующую нить к будущему. Устремления молодого художника и дальновидного руководителя совпали. Когда художник представил в Москву на утверждение экспертного совета СХ РСФСР грандиозный по размеру эскиз (0,7 м x 6 м., состоящий из трёх планшетов) с многофигурной композицией из нескольких сотен фигур, то потребовалась специальная оценка и утверждение. Всех изумил размах его замысла. Тема роли знания и книги в развитии человечества вызвала одобрение, позже она стала одной из ведущих в творчестве мастера. Монументальная роспись в технике энкаустики, посвященная истории книгопечатания, «Книга. Время. Люди» была создана за три года (1974-1977 гг.)
В 1977 году уже смонтированную в Ейске монументальную работу автора-исполнителя В.Ф. Папко принимал экспертный художественный совет по монументальному искусству СХ РСФСР из Москвы. Для такого случая была приглашена Татьяна Васильевна Хвостенко (1928-2005 гг.) - художник-реставратор, автор научных изданий, дочь В.В. Хвостенко, возродившего в СССР энкаустическую живопись. Оценка была самая высокая. Экспертов восхитила глубина творческого замысла художника, уникальность исполнения и огромный объём работ, выполненный одним человеком. В то время эта огромная роспись (3,3 м x 28 м.) была единственной, выполненной в технике энкаустики на территории нашей страны. Художник смог воспроизвести эпохальные сцены приобщения славян к книжной мудрости, воссоздав образы Кирилла и Мефодия, создателей старославянской азбуки, почитаемых в православии равноапостольными святыми.
С тех пор прошло 45 лет. 4 августа 2022 года гости из Краснодара прибыли в Ейск. Валентин Фёдорович приехал на встречу со своим детищем. Для него это была встреча с молодостью. Дела, работа, новые идеи, а годы летят так быстро… Умудрённый жизнью мастер, пристально всматривался в панно, выполненного в технике энкаустика, отмечал свежесть красок, которые не тронуло время, прикасался рукой, будто гладил поверхность своего творения и не переставал удивляться: «Неужели это всё сделал я, не может быть!»
Художника, конечно же, ждали, на встречу собрались директор Ейского городского центра народной культуры Ивахненко Александр Анатольевич, начальник отдела культуры Бибикова Татьяна Геннадьевна, заведующая отделом Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова Найдёнова Ирина Александровна. Валентину Папко подарили книги по истории Ейска и вручили медаль им. Ивана Поддубного. Рассказы и воспоминания художника о начале работ были связаны с людьми, которые внесли весомый вклад в историю и культуру этого города.
Валентин Фёдорович считает, что понимание и поддержка тогдашних руководителей города, добавили ему творческого вдохновения на все три года работы. Тогда ему было 35 лет и он не думал о проблемах со здоровьем, которые могут появиться у художника, работающего с горячими красками, которые выделяют пары сложных химических соединений. Именно после этой работы у него появилась аритмия, но мастер по-прежнему продолжал творить. За ходом работы над панно, по поручению Меняйлова Н.И., наблюдала начальник управления культуры г. Ейска Сенюкайц Л.А. Все требования художника по подготовке и доставке материалов исполнялись неукоснительно.
В те годы мастерская Валентина Папко находилась в Краснодаре, в Свято-Троицком соборе на ул. Фрунзе, куда и были завезены щиты ДСП, которые после специальной заводской обработки приобрели розовато-дымчатый цвет и стали походить на плиты из розового мрамора. Именно там на протяжении трёх лет и происходил процесс работы в предельно сложной технике горячей и холодной энкаустики.
Этот способ восковой живописи появился в Древней Греции, он использовался в Помпеях, в Египте Римского периода (знаменитые Фаюмские портреты) и требовал от художника высочайшего мастерства, потому что горячая краска быстро остывала, следовало быстро и точно класть нужный мазок.
Многие годы учёные безуспешно пытались возродить эту уникальную технику монументальной живописи, при которой цвет столетиями не менял своей первоначальной яркости и интенсивности. Утерянную технику античной восковой живописи удалось возродить Василию Вениаминовичу Хвостенко (1896-1960), советскому художнику, потомственному русскому живописцу (его прадед и дед были иконописцами). Он занимался 30 лет поиском технологии, пережившей тысячелетия, разрабатывал приёмы современной энкаустики. Валентин Папко, ещё будучи студентом, заинтересовался этой техникой привлекательной своим таинством и древностью. Книга В.В. Хвостенко «Энкаустика. Искусство, пережившее тысячелетия», в которой описаны проводимые автором опыты и способы работы, зародила у Папко тайную мечту - освоить эту технику и применить в монументальном искусстве. Очень хотелось связать античность с современностью. Так из мечты рождалась реальность, осуществившаяся благодаря большой любви художника к профессии, настойчивости и трудолюбию.
Городу Ейску есть чем гордиться. Дом культуры, стараниями Валентина Папко, представляет собой своего рода музей одного художника, ставшего лауреатом Международной премии «Имперская культура» в номинации «Изобразительное искусство» - «За художественный образ России» (2015 г.). Уникальная монументальная роспись «Книга. Время. Люди» повествует не только о значимости книжного знания, но и о тысячелетней истории России, в которой было место и трагическим событиям, и славным победам.
Последние десятилетия Ейский городской центр народной культуры стал центром проведения самых различных мероприятий: кинофестивалей, конференций, концертов, конкурсов детского творчества. Входя в фойе, люди чувствуют себя соучастниками своего рода храмового действа, некой мистерии. Развёрнутый свиток в руках святых Кирилла и Мефодия напоминает о величии человеческого духа и силе Знания.
Н.А. Стрижова, директор Художественной галереи «САНТАЛ»