Культура:

Слог огня

15.04.2016

С 15 апреля по 15 мая в Новороссийской художественной галерее «Art-g

2924

С 15 апреля по 15 мая в Новороссийской художественной галерее «Art-geleryIN» (проспект Ленина, 13 а) представлен новый проект краснодарского художника-графика и концептуалиста Павла Мартыненко «Слог огня». В экспозицию входит скульптура, оригинальная графика и авторская книга, созданные за три года.

Если вы хотите увидеть основные этапы сотворения мира и человека: от Большого взрыва сверхновой звезды до истории древних славян — то стоит съездить в Новороссийск, чтобы посмотреть выставку Павла Мартыненко, который находит нечто общее между современными физическими теориями о происхождении Вселенной и древнейшими праславянскими мифами.

Художник осваивает новый для себя вид искусства — скульптуру и совсем необычную технику — огонь. В итоге получается соединение материи и энергии, что в космической жизни приводит к рождению новых звезд и планет, а в человеческой может произойти все что угодно, в зависимости от фантазии творца.

Восемь скульптур, которые сначала вырезаются из дерева, потом обжигаются огнем, несут в себе сплав субъективного взгляда автора на устройство мироздания. Это вольная «реконструкция» тех идолов, которых славный князь Владимир Красно Солнышко сжег, порубил или утопил в Днепре. В основе её — культ предков («7Я». Дерево. 2015. 180х73х4), тотемных божеств («Утка». Дерево. 2015. 50х54х30), языческих кумиров («Дух огня». Дерево. 2015. 60х33х33). Автор возвращает скульптурным образам «прикладной» характер, создавая устройство для извлечения воды из колодца («Журавэль». Дерево, металл, камни. 2015. 190х150х35). Стремясь к своеобразной (постмодернистской) аутентичности, Павел раскрашивает свои скульптуры, как это было принято в древних культурах, создавая свой личный «пантеон», архаический по пластике, языку и содержанию. Эта тема присутствует и в графических работах.

«Я не знаю, как устроена жизнь, я пытаюсь понять, как устроена моя жизнь»,— утверждает Павел, создавая ТЕОРИЮ СВОГО СУЩЕГО, космогоническую в своей основе.

Идеи Гераклита о сотворении мира из огня сочетаются с выводами современной физики о том, что Солнечная система сотворена из праха взорвавшихся звезд («Целый мир». Аутентичная бочка. Резьба, акрил. 2015. 135х125). Мы возникли из огня и вернемся в огонь, и снова замкнется круг мироздания — об этом можно «прочитать» на «карте» мира, похожей на бочку. Циклическая картина мира присутствует и в книге художника «Круг» (Бумага авторского литья, картонография, акрил. Обложка: дерево, металл, бечевка. 2015. 61х25х5). Основой его работ могут быть наблюдения над жизнью утки домашней (графический триптих «Ковтё-Бовтё». Бумага авторского литья, шариковая ручка, акрил. 2015. 42х59), а в скульптуре «Пришелец» (Дерево. 2015. 35х12) угадываются черты его младшего сына. Знаковой работой является графический лист «Яростный собор» (Бумага авторского литья, шариковая ручка, акрил. 2015. 53х73), в которой воплощена архетипическая мечта о богатырях — заступниках за землю русскую.

Обращаясь к дописьменной славянской культуре, художник создает свой вариант «протописи». У него присутствует ностальгия по древнеславянскому сознанию, когда весь мир был открытой книгой. Мир для него — это текст. И каждый слог наделен своим сакральным смыслом, поэтому многие работы выглядят как древние артефакты, только что найденные в раскопках Х века.

Мартыненко страстно защищает традиционные ценности и нормы (патриархальная семья, ручной труд, письмо гусиным пером по самодельной бумаге или железной палочкой по дереву, жизнь в сельской местности), при этом пользуется ультрасовременным языком. Он сочетает в себе идею сохранения национально-региональной кубанской идентичности и современные интернациональные формы передачи информации. Психологическому и социокультурному типу странника, принадлежащего культуре Нового и Новейшего времени, Павел противопоставляет образ земледельца-созерцателя, Бог знает из каких временных глубин донесших свою Правду в наши загазованные мегаполисы. Он является «медиумом», репрезентирующим миф о родной земле. То, что этот миф строится из «осколков» археологического происхождения и поэтому не предполагает однозначного толкования, не смущает художника. Его работы, как и археологические слои, имеют несколько уровней прочтения — уровень сюжета, символа, предвидения...

Он создает что-то синкретическое, изначальное, реставрирующее времена, когда еще не было разделения Единого на составные части, и когда нужный в жизни текст о сроках выращивания капусты мог быть написан на дне ритуальной чаши. То, что произведения Мартыненко имеют ритуальный характер, не вызывает сомнений. А стихи его подобны заговорам древних волхвов:

Живший — бывший мужичок

К роще просьбу приволок:

— Даж бук знаков букв,

Даж вишня воли вышней,

Даж ясень язык ясен,

Даж кедр тайну недр,

Даж слива слова силу,

Даж орех с низом верх,

С правом лево даж древо.

Текст, орнамент, фигуры людей и тотемных животных сливаются в единый звук, подключающий зрителя к информационному полю Вселенной или, как говорили древние, музыке сфер. Поэтому смотреть на работы краснодарского художника все равно, что, вглядываясь в звездное небо над головой, пытаться найти внутри себя нечто равноценное.

Член АИС Татьяна Соколинская
На фото: "7Я" (2015)  и "УМЫТЫЙ ОГНЁМ" (2015) 

 

"ДУХ ОГНЯ" (2015)

"КРУГ КНИГА ХУДОЖНИКА" (2014) 

"ОБОРОТЕНЬ"  (2015)

"ЖУРАВЭЛЬ" (2015) 

"ПРИШЕЛЕЦ"  (2015)

"ЦЕЛЫЙ МИР" (2015)

"УТКА" (2015)