С 10 декабря 2024 по 31 января 2025 г. Краснодарская «Художественная галерея «САНТАЛ» представляет ретроспективную выставку живописи краснодарского художника Юрия Пономаренко «Снега России»
388
В экспозицию вошли 32 живописные работы, созданные с конца 90 -х годов по 2024 год. Это зимние городские и сельские пейзажи русского Севера, Республики Коми, Алтая, Байкала, Ленинградской, Тверской областей, Краснодарского края. Выставка завершает год, объявленный в России Годом семьи, и посвящена жене — Ирине Петровне Пономаренко, которая 54 года поддерживала его во всех его начинаниях.
Торжественное открытие пройдёт 10 декабря, в день праздника «Знамение Божьей Матери», когда Русская Православная Церковь чествует Чудотворную Икону Знамение. Список Иконы Знамение выполнен для галереи «САНТАЛ» краснодарскими иконописцами Ольгой и Никитой Томилиными и занимает почётное место на выставке «Снега России».
Юрий Николаевич Пономаренко родился в 1951 году в Ленинграде в семье военнослужащего. Вместе с родителями переехал в Краснодар, где окончил среднюю школу, а в 1973 году — художественно-графический факультет Кубанского госуниверситета. С начала восьмидесятых стал принимать участие в городских, краевых, зональных, республиканских и зарубежных выставках. В 1993 году вступил в Союз художников РФ.
Пономаренко — практически единственный из кубанских пейзажистов, который предпочитает писать зимние пейзажи. Он создает образ провинциальной, северной, глубинной России, которая сохраняет в себе древние архетипы русской культуры. Пейзаж у него больше чем пейзаж. Пономаренко развивает одну из важных идей русской философии (Владимира Соловьева, Николая Бердяева) и поэзии серебряного века, в которой Россия несет в себе женское начало. Изображая безбрежные северные просторы, словно иллюстрирует слова Александра Блока:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Будучи реалистическими, работы Пономаренко несут в себе высокую степень идеализации природы, сельского и городского пейзажа. Русские ландшафты персонифицируются в женский образ, и это не конкретное лицо — это лик, родственный Богоматери. Отношение к Родине и отношение к женщине для него — явления одного порядка. Он идеализирует Родину, потому что нельзя не идеализировать Мадонну.
На выставке представлены работы, большинство из которых написано в суровых условиях крайнего Севера — Республике Коми, Архангельской и Ленинградской, Вологодской и Тверской областях, на озере Байкал. В районы лесотундры доехать можно только по зимнику, а вернуться до таяния снега. Пленэр при температурах минус 40, когда замерзают не только руки в перчатках, но и краски, — это экстремальная работа, требующая мужества. И жить приходится там, где нет гостиниц, чтобы отогреться хотя бы ночью. «Холодно, а душа поет, чем сложнее жизнь, тем люди интереснее», — утверждает художник. Именно они принимают приехавших пейзажистов на постой, позволяют им чувствовать себя комфортно вдали от цивилизации и бытовых удобств. Пономаренко говорит, что в картине зритель должен чувствовать холод, тогда его цель достигнута: довести конкретный пейзаж до уровня символа, создать ощущение безбрежных, почти космических пространств. Снег, по мнению живописца, стал одним из центральных образов русского искусства еще с ХIХ века, когда сформировалась российская национальная идентичность, объединившая огромную империю. В этом смысле белый снег несет в себе семантический смысл чистоты и святости, тех качеств, которых всегда ждут от женщины:
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты.
И вот, она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Николай Бердяев называл Россию «невестой», ожидающей женихов. Но нет такого, чтобы понравился ей. Она самодостаточна и не принадлежит ни Западу, ни Востоку. Ее, возможно, трудно понять, но нельзя не любить. Именно любовь в основе творчества краснодарского художника Юрия Пономаренко.
Член АИС Татьяна Соколинская