В столице Кубани 4, 5 и 6 октября при полном аншлаге прошли постановки драмтеатра из Симферополя
1757
В столице Кубани 4, 5 и 6 октября при полном аншлаге прошли постановки драмтеатра из Симферополя
Гастроли проходили на сцене Краснодарского академического театра Драмы, артисты которого давно и плодотворно дружат со своими крымскими коллегами.
40 лет – ровно столько краснодарская публика не имела возможности лицезреть один из самых ярких и самобытных провинциальных театров, которые еще кое-где продолжают жить и творить на постсоветском пространстве.
Правда, ныне волею судьбы и неоднозначных политических решений Крымский академический русский драматический театр им. М. Горького влился в огромную семью российских театральных коллективов, да не просто влился, а засветился сверхновой звездой на нашем театральном небосклоне, показав все, на что способен и что умеет.
В этом на прошлой неделе убедились краснодарские театралы, посмотрев три совершенно фантастические постановки в исполнении очень хороших актеров из крымской столицы.
Представляя свой театр краснодарскому зрителю, директор симферопольского драмтеатра Александр Ермачков сказал, что в репертуаре коллектива, помимо классических, немало пьес современных авторов, в том числе, и российских драматургов.
– Несмотря на это, мы все же считаем себя приверженцами классической драматургии. Поэтому среди спектаклей, которые мы привезли в Краснодар, есть и классика, – заметил Александр Ермачков и пожелал зрителям приятного просмотра.
В первый день гастролей краснодарцы увидели совершенно потрясающий по накалу страстей спектакль, поставленный по пьесе русского писателя, публициста, сценариста и драматурга Юрия Полякова – «Жить как боги». Сам автор назвал свою пьесу «произведением о столкновении поколений и их страстей», но я бы охарактеризовал ее, как трагический фарс современного поколения.
В основе спектакля – динамика человеческих отношений («от любви до ненависти») в нашем современном, слишком уж материальном мире. Молодой дерзкий парень – «самородок из Сибири» Артем Бударин (Дмитрий Кудрюцкий) по протекции московского бизнесмена Эдуарда Никитича Непочатого (н. а. Украины Валерий Юрченко), чтобы влиться в столичный свет, берет уроки манер и этикета у жены экс-дипломата, страдающего алкоголизмом, Леонида Ивановича Гаврюшина (н. а. Украины Анатолий Бондаренко) – Веры Николаевны (Нина Станиславская). Так Бударин оказывается в доме столичного аристократа, где быстро адаптируется к обстановке, крутит роман с взбалмошной дочерью Гаврюшина – Аленой (Юлия Дудченко), а затем и с его женой – своим репетитором по этикету. Он с детских лет мечтает жить, как жили греческие боги: «Хочешь – бери, нравится – делай». Поэтому не останавливается ни перед чем, идя к намеченной цели. Он твердо убежден, что от жизни надо брать все, и берет: сначала сердца двух несчастных женщин, а потом деньги своего благодетеля Непочатого.
Бесконечно жить во лжи, идти напролом к благополучию, оставляя за спиной разбитые сердца невозможно. Рано или поздно развязка наступит, иногда с трагическим концом.
Бударин хотел жить, как боги, и не думал о том, что такая жизнь – любой ценой добиваться желаемого – не приносит счастья ни тебе, ни окружающим. И у зрителя не осталось в этом ни тени сомнения, благодаря блестящей игре ансамбля артистов крымского театра, ансамбля, в котором одинаково великолепно смотрелись и заслуженные, титулованные актеры, и их более молодые, но не менее талантливые коллеги.
На второй день гастролей зрителей от души порадовал спектакль симферопольцев «Женитьба Андрюши», поставленный по мотивам драмы Александра Островского.
Один из лучших образцов русской классической драматургии, эта пьеса Островского, как сказал режиссер-постановщик спектакля народный артист Украины, лауреат государственной премии СССР Анатолий Новиков, «это самая нравственная пьеса в русской классике, и особенно нужна она сегодня, когда расчет и цинизм стали нормой жизни».
«Мир погибает от равнодушия, от нравственного краха, от попрания законов божьих, от утраты семейных ценностей – таков лейтмотив нашего спектакля», – говорит режиссер, а коллектив актеров разыгрывают классическую пьесу настолько убедительно, что Станиславский не осмелился бы воскликнуть свое знаменитое «Не верю!».
Нашлось место в репертуаре театра и пьесам известного московского драматурга (в прошлом актера) Александра Коровкина, который стал российским продолжателем традиций комедии положений – направления в европейской драматургии, известного еще со времен Шекспира и Гольдони, и столь популярного сегодня, благодаря произведениям Рэя Куни, Дерека Черчилла, Франсиса Вебера, Клода Манье, Робера Тома.
В репертуаре Крымского драмтеатра насчитывается уже 10 пьес Александра Коровкина, но одна из них – «Осторожно, тетки!» – пользуется по сей день особенной любовью театральной публики и давно получила зрительское признание. С восторгом эту постановку восприняли и в Краснодаре.
До банального знакомый сюжет, который перекликается с обошедшими все сцены мира пьесами «Номер 13» Рэя Куни, «Попугаиха и Цыпленок» Робера Тома и др. (запутанная комическая ситуация с убийством, которого на самом деле не было) обыгран актерами так проникновенно и мастерски, что спектакль не оставил равнодушным ни одного зрителя в переполненном зале. Весь зал от души посмеялся, а после финала долго не отпускал артистов со сцены, которые просто здорово отыграли спектакль. Надо отметить, что и в этой постановке были заняты актеры из «золотой обоймы» театра – это заслуженные артисты Украины Сергей Ющук, Виктория Милиенко и Людмила Могилева, а также молодые, но очень талантливые Андрей Навроцкий и Елена Ципилева.
Впрочем, после того как директор театра Александр Ермачков рассказал, что из себя представляет русский драматический театр из 300-тысячного Симферополя, таким мощным гастрольным коллективом вряд ли можно было удивить. Представьте себе, в труппе театра служат пять народных артистов Украины, десять заслуженных и такая обаятельная талантливая молодежь, среди которой есть и выпускники собственной школы-студии. И им всем есть, где «разгуляться»: театр, которому в этом году исполнится 195 лет, имеет шесть (!) сцен, это не просто театр, а настоящий театрально-художественный комплекс, не имеющий аналогов в Европе, со своим музеем, филиалами, школой-студией.
И это тоже говорит о многом. У театра огромный потенциал, который он использует на все сто, чтобы прогрессировать, и, поверьте, в бескрайнем бушующем море российской театральной жизни он не потеряется.
Сергей ЛАДОЖСКИЙ