В минувшую среду кубанская столица могла отметить одну из круглых дат своей архитектурной истории: 8 октября исполнилось 120 лет со времени принятия Екатеринодарской городской думой решения об отводе места на Крепостной площади в Екатеринодаре для со
976
В минувшую среду кубанская столица могла отметить одну из круглых дат своей архитектурной истории: 8 октября исполнилось 120 лет со времени принятия Екатеринодарской городской думой решения об отводе места на Крепостной площади в Екатеринодаре для сооружения памятника Екатерине II
Идея возведения этого памятника прозвучала еще в 80-х годах 19 века в преддверии празднования столетия со дня переселения запорожских казаков на Кубань. Предложение соорудить в Екатеринодаре монумент, достойный подобного события, поступило от офицера Кубанского казачьего войска, историка, археолога и краеведа Евгения Фелицына. Еще в 1882 году на заседании Кубанского областного Статистического комитета Фелицын выступил с сообщением о предстоящем столетнем юбилее переселения Черноморского казачьего войска на Кубань, столетии основания Екатеринодар. Фелицыным была предложена идея памятника Екатерине II –императрица в окружении с группой её сподвижников и основателей Черноморского войска: князем Потёмкиным, кошевым атаманом Чепигой, войсковым судьей Антоном Головатым с текстом жалованной грамоты. При этом историк представил подробную, составленную им программу истории Кубанского казачьего войска, которая содержала все стороны боевой, гражданской и экономической жизни казачества. Предложение было одобрено статкомитетом, и Фелицын подал его наказному атаману. Все расходы по возведению памятника планировалось возложить на войсковой капитал.
С предложением выполнить заказ обратились к известному в то время художнику и скульптору Михаилу Микешину, на счету которого уже было довольно много проектов памятников по всей России. Идея его увлекла, и в своем ответе на это предложение он писал: "Такой памятник будет вместе с тем и наглядной историей Кубанского казачьего войска от его начала до нынешних дней". Микешин писал далее, что, по его мнению, "памятник должен выразить собою и исторический смысл и передать в отдалённое потомство не только благодарную память кубанского казачества своей великой основательнице, на этом памятнике, как на исторических скрижалях, должна быть выражена вместе с тем и рыцарская доблесть самого казачества".
28 декабря 1892 года Микешин получает письменное сообщение, что "предложение о сооружении памятника в Екатеринодаре обоснованно на его предложении". На следующий день Микешин исполнил карандашные наброски эскиза памятника. 10 октября 1893 года датирует Микешин своё описание проекта памятника. В этом же году он отправляет в Кубанское областное правление описание проекта памятника, рисунок, смету общей стоимости и прошение разрешения на представление государю составленного им проекта.
И, наконец, 8 октября 1894 года, 120 лет назад, городская Дума Екатеринодара приняла решение об отводе места на Крепостной площади для сооружения памятника Екатерине II. Спустя несколько месяцев проект монумента был готов. Вот как сообщала об этом газета "Кубанские областные ведомости" в номере от 15 июля 1895 года: "Дело о постройке памятника Екатерине II на Крепостной площади продвигается вперед, модель памятника готова, и скоро будет утвержден проект. Идут переговоры с архитектором М.О. Микешиным по поводу заключения с ним контракта на сооружение памятника. Все сооружение М.О. Микешин принимает на себя".
В этот день в Санкт-Петербурге Микешин завершил составленное им "Описание проекта памятника императрице Екатерине II с приложением им же подготовленной исторической справки о Черноморском казачьем войске и переселении казаков на Кубань". Это "Описание…" 21 июля было одобрено цензурой и в 1896 году издано в столице отдельной книжицей. Начиналось оно словами: "Публичный памятник только тогда соответствует своей цели, когда он отвечает сложившимся в народе воспоминаниям и передает эти воспоминания потомству". Кубанское казачье войско выделило на устройство памятника
143 тысячи рублей.
Отмечая высокое трудолюбие и упорство Микешина, его друг А.М. Уманский в "Историческом вестнике" за 1887 год писал: "Мне знакомы дни, когда Микешин, имея за спиной 60 лет, работал по 18 часов в сутки и так в продолжение нескольких недель подряд. Когда он лепил свою "лебединую работу" – модель памятника Екатерине Второй для Екатеринодара, он даже отказывал себе в летнем отдыхе, всё время оставаясь жить в городе при самых неблагоприятных условиях. Он точно предчувствовал развязку, боясь оставить модель недоконченною, и едва ли успел бы закончить её".
Увы, предчувствие не обмануло скульптора – он скончался 31 января 1896 года в Санкт-Петербурге. Его друг, певец Д.А. Славянский, писал о последних днях художника: "Все свое искусство и глубокие знания истории вложил Микешин в это последнее свое творение. Трудился над ним целые дни. Может быть, это и было причиной его преждевременной смерти. По словам семьи, он никуда почти не выходил, все работал".
Сооружение памятника по проекту М.О. Микешина было поручено скульптору Императорской академии художеств Б.В. Эдуардсу, а все художественно-архитектурные и технические чертежи и сметы выполнил архитектор Е. Баумгартен. 9 сентября 1896 г., в день празднования 100-летия Кубанского казачьего войска, состоялась закладка первого камня, а десятилетие спустя, 6 мая 1907 г., уже и само открытие памятника Екатерине II. Он простоял до 1920 года, после чего был разрушен большевиками. Восстановлен же по эскизам Микешина талантливым кубанским скульптором Александром Апололоновым, добавившим в творение архитектора позапрошлого столетия новые, собственные детали.
– Поменялся размер: был десять метров в высоту – стал четырнадцать, – сказал в свое время скульптор в интервью "НГК". – Поменялись образы, поменялся материал, я добавил атамана Бабыча в окружение других атаманов. Но, разумеется, при строительстве этого памятника я, как и любой художник, стоял на плечах титанов, в том числе и Микешина.
Подготовил Денис ШУЛЬГАТЫЙ