Старый Новый год издавна известен как Васильев или Святой вечер
1829
Наступает старый Новый год. Век, прошедший после перехода на Григорианский календарь, оказался слишком коротким сроком, чтобы изжить из памяти народной торжество этого дня, которое отмечали ещё с петровских времен.
Но старый Новый год издавна известен как Васильев или Святой вечер. Так он назван в честь святого Василия Великого – одного из наиболее выдающихся богословов (IV в.), день рождения которого приходится на 14 января. Вечер ещё называли щедрым, Миланкой и многими другими именами.
Да, судя по застолью, он был и вправду щедр. Ведь от изобилия этого вечера зависело, будет ли оно в доме весь год. Главное блюдо – кутья. Её готовят из пшеницы, риса либо гречки, добавляя мёд, мак, изюм или орехи. Каша была совершенно символической. Зерно в ней олицетворяло зарождение новой жизни, изюм – долголетие, мак – финансовое благополучие, орехи – здоровье, мёд – радость, масло – сытость.
К варению каши хозяйка приступала ещё до рассвета. Это было настоящее священнодействие. Очень ответственное, поскольку по каше и по горшку гадали, каким будет наступивший год. Если емкость треснула, либо каша получалась неудачной, семью ожидали нехорошие события. Вкусная каша сулила счастье, семейное благополучие.
Ну а символом плодовитости на столе был запечённый поросёнок. Отсюда поговорки: «Не чиста животина свинья, да нет у Господа ничего нечистого. Василий Зимний освятит!» или «Свинку да боровка для Васильева вечерка».
Помимо поросёнка, на столе стояли колбасы, пироги, узвар, борщ с пампушками, холодец, вареники с разными начинками и многое другое. Для верности будущий хороший урожай подкрепляли сжиганием дидуха – обрядового снопа, изготовленного из прошлогодних колосьев. Но прежде чем сгореть, праздник он проводил в красном углу, на самом видном месте.
В этот вечер было принято щедровать. В этом обряде участвовали молодые парни, Они пели песни, читали стихи, в которых прославляли хозяев дома, забрасывая их мелочью и зерном, чтобы в доме был всегда достаток. В то же время девушкам и женщинам запрещали щедровать, т. к. они символизировали ссоры, злость, зависть.
Да и страшновато было выходить из дому. Говорили, что на Васильев вечер нечистая сила начинает разгуливать по улицам, активизируются колдуны, ведьмы похищают месяц. Поэтому, чтобы обеспечить свою безопасность пользовались «васильевскими огарками», – кусочками обожженных лучин: чертили охранительные круги вокруг себя. Этой же цели служило большинство обрядов, традиций. Например, домашний скот закрывали в хлеву, заговаривая словами: «Господи, благослови, Христос». На дверях, хозяйственных постройках рисовали смолой кресты. Хозяйка скакала вокруг дома на палке-«ожоге», кочерге, вознося молитвы к Святому Василию, чтоб год наступивший был счастливым и богатым на хорошие события.
Ну и разумеется, народ активно гадал. Особенно девушки на будущего мужа. Ибо считалось, что в такой вечер «Все сбудется, не минуется». Способов гадания было множество. Например, писали имя любимого на листке, загадывали желание, а бумагу сжигали над тарелкой. Если лист сгорал полностью, желание должно было сбыться. Или же гадали при помощи собственной цепочки. Её сжимали в правой руке, подбрасывали, а потом интерпретировали форму упавшей.
Для привлечения удачи нельзя игнорировать любую мелочь. Например, в одежде. Она должна быть новой, красивой и пастельных тонов.
Ну и наконец ещё несколько примет:
Чтобы меньше было слез, конфликтов, нельзя пересчитывать мелочь.
Запачкаться за ужином – запятнанную репутацию не отмыть за весь год.
Если приготовленная кутья получилась вкусной, необходимо её съесть всю, если невкусной – бросить в прорубь.
Заболеть на праздник – не выздороветь до конца месяца.
Чтобы наступивший год стал финансово стабильным, не надо в этот вечер одалживать кому-либо деньги.