Культура:

Театр – ее семья

19.06.2017

​Татьяне Леонидовне Епифанцевой довелось в своей актёрской судьбе сыграть множество ролей, сменить несколько амплуа и остаться в профессии настолько долго, насколько ей того хочется

2387

Татьяне Леонидовне Епифанцевой довелось в своей актёрской судьбе  сыграть множество ролей, сменить несколько амплуа и остаться в профессии настолько долго, насколько ей того хочется.

Сегодня она заслуженная артистка Чеченской республики и вместе с тем актриса Молодежного театра творческого объединения «Премьера». Здесь она служит  вот уже 23 года.   Она отмечает свой очередной юбилей в полном расцвете сил. Как раз в канун своего торжества актриса сыграла одну из самых, может быть, заметных своих ролей – бабушку главной героини Йенны в спектакле «Звёзды светят на потолке». И сделала она это трогательно и нежно.

20 июня у нее день рождения. Вполне достойный повод для подведения итогов, для воспоминаний. Когда много лет назад волей судеб она, артистка средних лет, вдруг оказалось сначала в Краснодаре, а затем в Молодежном театре, где вокруг девочки и мальчики, казалось – ну зачем ей это? А теперь понятно, что здесь она одна в своём роде и возрасте, поэтому скучать ей совсем не приходится. Шекспировские страсти в спектакле «Зимняя сказка» в постановке главного режиссёра театра Даниила Безносова  утихомиривает её Время. Эта роль особенная. Здесь надлежит играть не характер, не темперамент – аллегорию, которая,  не вмешиваясь ни во что, должна служить беспристрастным свидетелем происходящих событий. Епифанцевой  удаётся быть здесь отстранённой, вневременной и внепространственной.

Её Анна Матвеевна в «Куколке» пытается   угомонить мужчин и женщин Серебряного века, что поселяются в  доме, созданном волей Аркадия Аверченко.  И делает она это уже как-то по-житейски, по-домашнему. Актрисе не впервой существовать в похожих предлагаемых обстоятельствах. Одной из самых успешных её работ на сцене Молодежного театра была мать семейства Акулина Ивановна в «Сценах в доме Бессеменова», которая сильно отличалась по характеру от тех милых старушек, что появлялись в сюжете «Мещан» Максима Горького в других постановках. И это притом, что актрисе как раз присуща некоторая мягкая интонация, иногда почти детская простодушная нота. Её Бессеменову некоторые зрители  подчас сравнивали с Вассой Железновой. Но так ли это? Мне кажется, она просто хотела добра своим детям, но привыкла утешать их, когда они были маленькими.  А теперь вот выросли, и что с ними делать непонятно. Нет, Татьяна Леонидовна по природе своей не Васса, во всяком случае, на сцене. Здесь она излучает свет и добро.

В прежние годы у неё бывали роли почти гротесковые. Как бы ни относилась критика и публика к авангардной постановке Владимира Рогульченко «Евгений Онегин» по мотивам одноимённого романа А.С. Пушкина, маменьку Татьяны, Ларину старшую, они не забудут никогда. Взбалмошная женщина ходила как бы слегка, а подчас и просто сильно подшофе, смотрелась при этом весьма уместно и даже правильно во всём этом балагане. Впрочем, надо отдать должное режиссёру: это он вскоре после периода экспериментов поставит успешных «Бессеменовых».  Будут  потом в её жизни и другие режиссеры, такие, как Лариса Малеванная, у которой помимо «Куколки» она ещё сыграет и Захлебину в «Вечном муже» по повести Фёдора Достоевского. Запоминается  и уже совсем сюрреалистический образ акушерки Элеоноры Карловны Шнап в «Событии» Владимира Набокова. Здесь, как и в «Гедде Габлер», Татьяна Леонидовна встретилась с режиссёром Константином Демидовым. Началась в Молодёжном театре эпоха молодых режиссеров, у которых для неё нашлось место. «Зимняя сказка», как мы уже сказали, – Даниил Безносов, «Звёзды светят на потолке» – Павел Пронин. И как она способна искренне и страстно их защищать. Наверное, это врождённое качество человека из театральной семьи: находить добрые слова для тех, кто руководит в данный момент процессом, отвечает за результат.

Татьяна Епифанцева окружена актёрством со всех сторон. Можно сказать, она находится где-то посередине династии. Её сын Тарас закончил РАТИ (ГИТИС) – одну из главных актёрских школ страны и ныне успешно работает в российском академическом молодёжном театре города Москвы. И сама она родилась в театральной семье. Послевоенный Краснодар, где она появилась на свет, представлял собой, по откликам тех, кто жил здесь, страшное зрелище: было много руин, результатов бомбёжек и отчаянный голод. Но так же старые краснодарцы рассказывали мне о том, что средоточьем всего светлого, чистого и яркого в те поры был театр. В  театре драматическом, что располагался на улице Гоголя, в здании нынешней филармонии, работал художником - постановщиком папа будущей актрисы, Леонид Сергеевич Зюбан. Оформлял он спектакли и в оперетте, самом любимом в те поры жанре в Краснодаре. Актрисой была и мама, работавшая недолго на родной Украине, объездившая её с гастролями вдоль и поперёк. Тётя была тут же в театре драмы помощником режиссёра. Дяди по материнской линии тоже служили в театре. Один из них даже работал в знаменитом московском театре у Корша.  Дедушка же был регентом церковного хора.

У Татьяны были брат и сестра: большая семья вся присутствовала на открытии восстановленного после войны здании театра. Стоит ли говорить, что и дальнейшее их взросление прошло в зрительном зале и в закулисье. Выбор профессии для юной девушки конца 60-х был определен. Театр и ещё раз театр. Но вначале была работа гримёра в Ленинградском театре им. Комиссаржевской. Театральная жизнь в Питере тогда бурлила: достаточно сказать, что в зените своей славы и творческой формы был великий главный режиссер Большого драматического театра Георгий Александрович Товстоногов. Потом было студенчество, годы учёбы у мастеров на великих примерах. В одном из показов Тане довелось выйти на подмостки в платье, которое носила легендарная актриса БДТ Эмма Попова. Это было, как ритуальное посвящение в профессию.

Но отучившись в Ленинграде, молодая актриса отправляется на работу в театр  Черкесска. Затем был Могилев, где она сыграла одну из любимых своих ролей – Каролу в очень успешной на тот момент венгерской пьесе «Проснись и пой». В Мурманске, куда забросила её актёрская судьба, она снова играет Каролу. А потом были Агничка в пьесе Александра Островского «Не всё коту масленица», Лушка в «Поднятой целине» Михаила Шолохова, Коломбина и донна Либере в пьесах Карло Гольдони, Атаманша в «Снежной королеве». Были и современные западные драматурги. И какие! Татьяна Леонидовна сыграла Берил в пьесе Эдварда Олби «Всё в саду» и леди Фелисити в «Загнанной лошади» Франсуазы Саган. Много хороших моментов было в её жизни связано с республиканским русским государственным театром драмы им. М.Ю. Лермонтова  в городе Грозном, где актёрская пара Епифанцевых (муж  также был актёром) после Мурманска нашли своё новое творческое счастье.

13 лет жизни, череда главных ролей, в числе которых была и Ханума  в водевиле Авксентия Цагарели, что в начале 70-х уже стал классикой в БДТ. Уже репетировала она баронессу фон Штраль из  «Маскарада» Лермонтова, Селию Пичем в «Трёхгрошовой опере» Бертольда Брехта. Но всё изменила война начала 90-х годов прошлого века. Татьяна Леонидовна не любит вспоминать об этом. Тем более теперь, когда она была удостоена за прежние заслуги несколько лет назад звания заслуженной артистки Чеченской республики. Это, как мне кажется, не просто звание, но и извинение за все горести, что ей пришлось пережить. В конце концов, в Краснодаре появился свой угол, сын нашел своё призвание в столице, а театр, в котором она оказалась волею судеб, стал родным. И она там делает то дело, которое за неё не сделает никто. Пока в большинстве более старинных и более именитых театров страны актрисы её лет сидят в ожидании ролей, она остаётся незаменимой, готовой к эксперименту. Когда несколько лет назад актрисе показалось, что у неё слишком много свободного времени, она вдруг взяла и сыграла  вместе со своим многолетним партнёром Владимиром Щербаковым в одной из самых совершенных пьес театра абсурда – в «Стульях»  Эжена Ионеско. На это надо было решиться.

Сегодня, как мне кажется, Татьяна Леонидовна смело смотрит в будущее и вместе с другими актёрами собирается встретить в начале июля 25-й день рождения театра. А это будет для коллектива его первый официальный юбилей. У неё их было больше, и она как всегда готова поделиться опытом.

Елена Петрова
Театровед
Фото Марины Богдан