Культура:

Традиция и авангард – сказочные!

18.01.2017

У новогодних праздников есть свои правила и задачи. Они должны веселить детей честно и с любовью. Подчас действие задумывается и осуществляется, как феерия, с огромным количеством всевозможных театральных волшебных приемов и трюков, иногда – п

1471

У новогодних праздников есть свои правила и задачи. Они должны веселить детей честно и с любовью. Подчас действие задумывается и осуществляется, как феерия, с огромным количеством всевозможных театральных волшебных приемов и трюков, иногда – по- домашнему камерно.

Пусть детям достанутся удовольствия на разный вкус. А рядом с ними порадуются и взрослые. Традиционно с размахом организовано действие во дворце искусств  т/о «Премьера».  Нынче это была сказка «Красота несказанная». На пушкинскую палитру разных фантастических сюжетов легла печать современных трюков и технологий. Балет, акробатика, световая феерия, затейливый сюжет «Новогодние фантазии» опять производили сильное впечатление. Зритель, приехавший из глубинки, взрослый, погруженный в свои проблемы человек, едва не заплакал, увидя все это великолепие. «Почему в нашем детстве не было такого?» – вопрошал он с укором советскому детству. Нам как-то в Краснодаре примелькалось, кажется обыденным, а это способно трогать душу до слез.

Совсем в ином ключе, как-то по-домашнему, выглядела семейная елка «Приключения в музыкальном королевстве»  в театре Молодежном. Здесь семья старинных музыкальных инструментов переживала настоящую драму, путешествовала по странам и континентам. Тут брала за душу хорошая литературная проработка: каждый инструмент имел свой характер, свою личную, а также национальную особенность. Чего стоил некий  щеголь и вертопрах в белом костюме, Саксофон, вступавший  в  диссонанс с коллегами. В исполнении Ильи Сердюкова это был разнузданный янки с американским акцентом. Он был недобр, но почему-то этим и обаятелен. На этом фоне свою романтическую интонацию прорисовывала Волынка Елены Дементьевой. В конце концов  все находили общий язык, человеческий и музыкальный. Здесь присутствовал и ненавязчивый  дидактический момент: дети узнавали что-то новое из истории музыки. И, конечно, отдельных добрых слов  заслуживает, на мой взгляд, талантливая драматургия и режиссура актрисы театра Юлии Макаровой, что старательно проработала  всякий сюжетный ход.

В Новом театре кукол за основу был взят классический текст Елизаветы Тараховской – сказка «По щучьему велению». Эта писательница, которую прежде назвали бы советской (что само по себе неплохо),  сегодня может быть причислена к представителям Серебряного века. А уж тогда если писали «по мотивам русских народных сказок» имели в виду, что расхождений с первоисточником особых не будет. Они трепетно относились к родившемуся в глубинах национальных мифу, где бедный парень за доброту получает в награду дружбу существа из мира природы и несет ее дальше в мир людей, обучая их тем понятиям, о которых они  в своем мире уже забыли.  В театре, что недавно пережил треволнения, появилось новое для нас режиссерское имя – Вадим Домбровский из Ярославля, заслуженный артист России и заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия. Он же автор музыкального оформления. В содружестве с художником-постановщиком Натальей Кашениной из Нижнего Новгорода постановщик создал мир знакомый нам как раз с детства, вернулся к традиционной тростевой кукле и спрятал артистов, как и положено, за ширму.

 За последние десятилетия зритель постоянно наблюдал так называемый «живой план», когда артист и кукла действуют на площадке одновременно. В итоге мы слишком часто  видели лицо артиста рядом с куклой. В самом приеме нет ничего плохого. Разве что с годами он начинает надоедать, да и маленькие зрители не  могут  в силу возраста помнить, как выглядит настоящий театр кукол. И еще эта тенденция стала вызывать опасения: а не забывают ли артисты, как правильно держать в руках куклу? Отчасти такая проблема уже сформировалась в Новом театре, и тем более отрадно было видеть, что артисты о ней догадываются. И надо сказать  спасибо режиссеру, который преподал им уроки мастерства. И для них они были пусть трудным, но счастьем.

А работа с тростевой куклой на самом деле наука, ой, какая сложная. И это не важно, что сюжет про благодарную Щуку кажется таким простодушным. На самом деле это испытание на профессиональную зрелость. Особенно трудна она для Александра Гилязетдинова в роли Емели, на котором лежит ответственность за всю пространную завязку спектакля.  Надо сказать, что в этой роли успешно дебютировал, и новый артист театра Рамиль Кагарманов.  Обаятельна и симпатична  Щука Надежды Кривомазовой. Анне Мигас как всегда с блеском удалась роль противоречивой Несмеяны, в которой здоровье борется с детской испорченностью. Спектакль остается в репертуаре, а поэтому стоит, я думаю, пожелать ему счастливой биографии. Тут есть на что посмотреть: помимо мира людей, одетых, невзирая на сословия, по-русски красиво и стильно, есть мир живой природы с ее тайными языческими посланиями. Тут ничего вредного или предосудительного: богатый солнечный диск – лик бога Ярило – остался с нами. Масленицу же мы справляем, несмотря на православные каноны. Этот дуализм как-то уживается в нашей культуре, а значит, является национальным кодом, который мы в порыве эксперимента чуть было не потеряли.  Кому-то спектакль покажется чересчур традиционным, но на то оно и искусство, чтобы о нем спорить и иметь разные мнения. Во всяком случае, в спектакле есть стиль, литературная культура, и приличное кукловождение. А маленький зритель, наконец, получил в подарок на Новый год хорошую сказку.

Елена Петрова
Театровед
Фото: Дарьяна Вострикова.