Культура:

«Транссиб» привел на Кубань

13.06.2019

Что представляет собойпроект «Молодой МХАТ – Кубани»рассказала в своем интервью куратор проекта Екатерина СВЕТЛИЧНАЯ

1884

В рамках ежегодной культурной акции «Молодой МХАТ – Кубани», которая проходит под патронажем частного благотворительного Фонда «Вольное Дело», студенты школы-студии МХАТ («Мастерская Брусникина») представили кубанскому зрителю спектакль «Транссиб». 6 июня этот интересный сценический проект посмотрели жители Усть-Лабинска, а на следующий день – 7 июня – «Транссиб» прошел на сцене Краснодарского академического театра драмы имени Горького. Там же, в стенах театра, педагоги школы-студии провели прослушивание молодых абитуриентов, мечтающих об актерской профессии.

Что представляет собой сегодня проект «Молодой МХАТ – Кубани», уже десятый по счету в этом году, рассказала в своем интервью куратор проекта, заместитель генерального директора Фонда «Вольное дело» Екатерина СВЕТЛИЧНАЯ.

«НГК»: Екатерина Игоревна, давайте заглянем немного в историю проекта. Как все начиналось?

– В начале 2000-х для всего российского театра были, пожалуй, не самые лучшие времена. А сотрудничество фонда «Вольное Дело» со Школой-студией МХАТ началось с того, что силами фонда было отремонтировано общежитие для студентов, там же был оборудован тренажерный зал. Фонд учредил гранты для преподавателей и студентов. Тогда ректором школы-студии был Анатолий Миронович Смелянский, они вместе с Тамарой Дмитриевной Румянцевой придумали уже этот гастрольный проект, позже получивший название «Молодой МХАТ – Кубани». Впервые молодые актеры школы-студии приехали на гастроли в Усть-Лабинск в 2006-м году. К показам спектаклей прибавились встречи с преподавателями школы-студии МХАТ, мастер-классы и – обязательно – прослушивание, потому что школа заинтересована в поиске юных талантов по всей стране.

Не всегда родители могут позволить себе отправить ребенка куда-то поступать учиться вдали от дома. Да, к тому же, порой ребенок и сам не вполне уверен, надо это ему или нет. Здесь же получается, что талантливые юноши и девушки, не выезжая далеко за пределы края, имеют возможность показать себя. Кстати, за всё время существования проекта четверо ребят из Краснодарского края поступили и на данный момент успешно окончили школу-студию МХАТ. Так что нереального ничего нет.

«НГК»: Надо полагать, что не только Кубань входит в сферу ваших интересов?

– Безусловно. С 2015 года мы стали ездить в Сибирь, а с 2017-го – еще и шире по России. За все эти годы наши спектакли увидели более 50 тысяч зрителей, более полутора тысяч человек посетили мастер-классы, а в прослушиваниях участвовали около тысячи ребят.

В этом году мы посетили 12 городов и дали 23 спектакля, которые посмотрели 12 тысяч зрителей – в Ухте, Сыктывкаре, Красноярске, Братске, Ачинске, Саяногорске и др. Также выезжали с гастролями в Ереван. Всего было задействовано три труппы, одна из которых – выпуск 2016 года Мастерской Виктора Рыжакова. Это самостоятельный театральный коллектив, получивший название «ИюльАнсамбль». В Краснодаре и Усть-Лабинске представлены 4-й, выпускной, курс («Мастерская Брусникина») и 3-й, нынешний, курс Виктора Рыжакова.

«НГК»: То, что ребята показали краснодарским зрителям – спектакль «Транссиб» – это была идея Брусникина?

– Не просто идея. Это была его давняя мечта – проехаться со своими студентами по Транссибирской магистрали до самого Владивостока и обратно. К сожалению, год назад Дмитрий Владимирович ушел из жизни, а экспедиция состоялась в феврале 2016 года. Ее итогом стал спектакль «Транссиб», созданный по мотивам путешествия студентов мастерской Дмитрия Брусникина по Транссибирской магистрали. Ребята вместе с актерами и педагогами мастерской, драматургами и кинодокументалистами сели на поезд «Москва – Владивосток». Две недели пути туда и обратно они собирали истории простых людей, своих случайных попутчиков, чтобы узнать, о чем говорит, думает и чем живет страна.

«Транссиб» – это Россия, рассказанная от первого лица. Россия, увиденная глазами вчерашних школьников, которые пытаются разобраться, в какой стране они живут.

Екатерина Светличная

«НГК»: Это весьма необычная работа, и мне кажется, что краснодарский зритель по достоинству оценил этот спектакль.

– Меня лично очень порадовало, что в зале на спектакле было очень много молодежи. Следующим своим приездом в Краснодар мы планируем показать еще один необычный проект. Этот спектакль – «Чуш» – посвящение русскому писателю Виктору Астафьеву, он и создан по мотивам его произведений студентами мастерской Виктора Рыжакова. По задумке самого Рыжакова, ребята отправились зимой прошлого года в Красноярский край, в деревню Овсянку, – на родину писателя. Две недели они жили там бок о бок с теми, кто еще живым помнил Виктора Петровича, слушали рассказы местных жителей, воспоминания стариков, изучали быт и традиции русской деревни. Так при участии фонда «Вольное Дело» стало возможным реализовать и этот творческий проект, который в будущем году увидит краснодарский зритель.

Кстати, основатель фонда «Вольное Дело» Олег Дерипаска после той поездки решил встретиться со всеми участниками и попросил студентов поделиться впечатлениями от путешествия в Сибирь. 

«НГК»: Нынешний ваш приезд в рамках проекта «Молодой МХАТ – Кубани» стал уже десятым, юбилейным по счету. Не собираетесь ли вы что-то менять внутри самого проекта?

– Если вы имеете в виду спектакли с мастер-классами и прослушиванием, то как раз здесь менять ничего не надо. Это работает, и работает хорошо именно здесь, а не в Москве, или в Петербурге, потому что театральная жизнь сегодня переживает бум за пределами МКАДа. И это очень хорошо видно по Краснодару, где в последнее время, помимо существующих, открылись еще новые театры. Поэтому сейчас мы серьезно работаем над новым проектом, который также будет направлен на развитие современного театра в России и на Кубани в частности. Суть проекта – в том, чтобы не только поиском актерских талантов ограничиваться, но и обратить внимание на молодых талантливых режиссеров, сценаристов, драматургов. Если они есть где-то, а они точно есть, то надо им помочь заявить о себе, дать возможность реализовать свой творческий потенциал. Так, скажем, молодые драматурги из Сибири могли бы предложить свои пьесы кубанским театрам, а режиссеры из Краснодара, в свою очередь, воплощали бы свои творческие замыслы в других регионах.

«НГК»: Получается некий культурный обмен, творческая интеграция?

– Ну, а почему бы и нет? Современный театр не стоит на месте, он развивается вопреки всяким прогнозам о его неминуемой кончине, и эти разговоры идут на протяжении столетия. Сначала кинематографу отвели роль «убийцы» театра, потом – телевидению, сегодня появился новый «киллер» – интернет. Но театр живет, потому что никакое ТВ, кино, интернет не заменит живое общение актера со зрителем. На это способен только театр.

Поэтому, я думаю, нынешняя талантливая молодежь и стремится попасть сначала на театральную сцену, а не «в телевизор». Нет, сниматься на ТВ, в кино тоже надо, но в театре вы со сцены видите реакцию зала, глаза и эмоции зрителей. Это и привлекает именно к театральной сцене. Вы посмотрите, сколько ребят приезжает на прослушивание! Я без понятия, как они узнают, но приезжают ребята со всего края и еще из соседних регионов – Ставропольского края и Ростовской области. На этот раз даже одна девочка была откуда-то из Заполярья.

«НГК»: А сколько всего ребят в этом году удалось прослушать?

– В прошлом году у нас прослушивания не было, а на этот раз педагоги из школы-студии МХАТ прослушали более 60 конкурсантов. Сколько из них пройдет на второй тур, я пока не могу сказать, но по итогам прослушивания уже можно сделать вывод, что таланты на Кубани есть, и их надо поддерживать, не дать погаснуть этой искре Божьей. Этим и занимается наш Фонд.

Записал Сергей ЛАДОЖСКИЙ

Прослушивание конкурсантов в Краснодарском театре драмы 7 июня 2019