После бурь и треволнений последних месяцев единственный театр юного зрителя в крае двигается к своему 25 дню рождения. Это первый, как принято считать, официальный юбилей дался ему непросто. За последний год он лишился должности художественного руковод
1057
После бурь и треволнений последних месяцев единственный театр юного зрителя в крае двигается к своему 25 дню рождения. Это первый, как принято считать, официальный юбилей дался ему непросто. За последний год он лишился должности художественного руководителя и обрел нового молодого и энергичного директора. Им стал Владимир Анатольевич Логинов. Кто-то скажет, что театром должен руководить творческий лидер. Но мировая практика гласит об обратном. И ничего – театры как-то выживают. И неплохо живут. Чего и нам желают. Ведь театр, как-никак, это еще и производство, это еще и живой рыночный продукт. А с этим в туапсинском ТЮЗе в последние годы было как-то не очень. От репертуара прежнего остался всего один спектакль.
Но не будем о прошлом. Впереди новая жизнь. Какова же она? В поисках ответа я и отправилась в чудный приморский город. Не смутили дальние дороги и накопившаяся к концу сезона усталость. Так иногда бывает в нашей профессии: чувствуешь, где подлинно интересные темы находятся, и отправляешься туда во что бы то ни стало. И как-то теряешь интерес в этот момент к тому, что творится рядом. Так оно и вышло. Всего три месяца новой жизни – и театр, которому пророчили чуть ли ни скорую погибель, напряг все свои силы и выпустил сразу два спектакля. А в конце июня появился и третий. Им стал спектакль "Кем полакомится Лев?" по пьесе Льва Устинова "Великий Лягушонок". Режиссером здесь выступил основоположник театра Амбарцум Карабашьян.
А ведь ожидалось, что и труппы-то особой нет: от прежнего состава в числе знакомых мне актеров остались трое. Но и здесь все оказалось, слава богу, иначе. Появились новые актеры, а сверх того, как мне показалось, то особое чувство единения, которого, может быть, в прежние годы было и поменьше. Так в минуты опасности организм начинает обретать иммунитет.
Первый спектакль, представленный моим глазам, стал "Золотой цыпленок" по пьесе Владимира Орлова. Его постановщик, Павел Захарченко, артист с большим опытом. Он ко всему прочему известный в Туапсе бард. ТЮЗ – его дом творческий, где он проработал со дня основания. Попадая на спектакли туапсинского ТЮЗа, я не устаю удивляться какой-то особенной тонкой манере в работе художника-постановщика. Владимир Михайлович Оглезнев представитель старой школы мастеров. В его построениях всегда есть объем, многослойность и многоплановость. Он создает мир яркий, наполненный интересными деталями и подробностями. Его образный ряд приятен детям и взрослым. Таков он в "Золотом цыпленке". Лес, и сказочный, и реалистичный одновременно, наполнен разнообразными персонажами. Их всего трое: обаятельнейший Волк, злая, но красивая Лиса и, собственно, Цыпленок, который по незнанию начинает с незнакомыми дядей и тетей играть в папу и маму. В первом случае ему везет: Волк поддается на его игровое предложение, да так, что и сам верит – он Папа. С Лисой все посложнее. Она имеет свой деловой расчет, для выполнения которого совсем не нужен цыпленок-мальчик. Нужна курочка. Как справиться с ситуацией и не дать наивному малышу погибнуть? В решении этих вопросов совсем не злой Волк становится Цыпленку самой надежной опорой.
На этом достаточно тонком материале встретились два поколения артистов. Павел Захарченко (помним, он же режиссер) в своем Волке находит массу изящных переливов. Не будучи изначально резким и грубым, он переходит ко все более нежным тонам. Зная артиста давно, могу сказать, что, несмотря ни на что, он человек счастливой судьбы. В свое время он переиграл всех королевичей и царевичей, что послал ему случай. Из череды разных ролей он набрал не штампы, а палитру возможностей. Причем самых и самых разных. Поэтому нет ничего удивительного в том, что образ Волка самый объемный здесь и полнокровный. Но совсем неплохо показали себя и молодые артисты, Олеся Асташкина – Лиса и Артем Асадчий – Цыпленок. Они не просто рассказали сюжет, но и затеяли интересные, всегда радующие детей интерактивные игры. И были они столь увлекательны и азартны, что мы поняли: режиссер и актеры знают и уважают своего зрителя.
Второй спектакль театра "Слава народу-герою!" – знаковый для Туапсе. Может, потому, что здесь в годы войны шли кровопролитные бои, уважение к теме здесь присутствует на каком-то генном уровне. Режиссер-постановщик Амбарцум Семенович Карабашьян отнесся, как мне кажется, к делу со всей серьезностью и душевным трепетом. Спектаклей, посвященных Великой Отечественной в год 70-летия Победы, было сделано немало. Увы, далеко не все они отвечают высоким требованиям. Много формального, много случайного. Поэтому найти что-то стоящее в этом "разнообразии", не так-то просто. Просто надо еще знать, где искать.
Узнав, что режиссер (он же автор сюжета) взял за основу стихи и песни Михаила Исаковского, я задалась целью все это увидеть. И услышать тоже. И не ошиблась. На небольшой сцене создан мир русской деревни, самодостаточной и красивой. В ней живут счастливые люди, поющие прекрасные песни. Где-то мерцают огоньки хаты, на переднем плане все это обрамляет ветка цветущего дерева, придавая законченность композиции. И, конечно же, есть плетень, элементы утвари, со вкусом организованные художником Владимиром Оглезневым. Стильны и одежды героев. Но не надо думать, что перед нами бытовая история. Пространство разделено надвое: есть передний план, где происходит жизнь, и есть четко отгороженный задний план, пространство символическое, мифологическое. Сначала оно не очень заметно: звучат довоенные стихи Исаковского и, конечно, ставшее культовым "Расцветали яблони и груши". Это еще мир. Но потом все пространство делится. Вот он, бытовой мир женщин, и почти нездешний, уходящий в фантазию мир мужчин (живых ли, погибших ли?), которые превращаются то в воинов, то в жнецов. Мы видим их напряженные спины и понимаем без слов, что труд военный был тяжел.
Были времена, когда лауреата сталинских премий Исаковского поминать стало не принято. Пришли иные времена. Но вот в фильме "Зеркало для героя" Владимира Хотиненко песня на стихи Исаковского "Враги сожгли родную хату" становится центром композиции. Наши современники переносятся во времени в конец 40-х годов и находят путь к сердцу тех людей той эпохи, благодаря именно этим строкам. И возникает единение двух миров. Режиссер не просто украсил фильм: он вернул Михаилу Исаковскому его честь и достоинство в нашей реальности. Вернул его на почетное место одного из главных песенников страны на все времена. А то, что он служил системе, так разве он делал это неталантливо? Театр не мог пройти, конечно, мимо этого текста, создав на его основе целую инсценировку.
Патриотизм – сложное понятие. С ним должны иметь дело только профессионалы, чтобы не появилось рядом с ним обидное определение "квасной". И когда мы слышим в этом спектакле (или, как скромно назвал это действие театр, вечере актерской песни) строки "Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех", мы понимаем – это настоящее. Особенно хорош финал, причем хорош настолько, что слезы подступают к глазам, когда артисты поют совсем почему-то не затертую, но сверхталантливую "Летят перелетные птицы". Странно, но, кажется, она была столь лирична и небанальна, что даже эпоха советская использовала ее нечасто и как будто стеснялась строк: "А я остаюсь с тобою, родная моя сторона". Почему-то это казалось слишком пафосным, что ли? А может, перед нами как раз лирический герой, который делает свой экзистенциальный выбор? Во всяком случае, такое, как мне кажется, решение предлагает режиссер и театр. Это же почувствовали и зрители, которые уже после премьеры заказывают и заказывают билеты на этот спектакль, а по его окончанию делятся друг с другом своими ощущениями, в которых есть и радость, и теплота. Возможно, наступают такие времена, когда из нашего советского прошлого пора возвращать в нашу реальность то лучшее, что там было?
Но в каком времени предстоит жить самому театру? Что его ждет? На что он надеется? Об этом я спросила директора ТЮЗа Владимира Анатольевича Логинова. Вот мысли молодого руководителя после трех месяцев работы на этом посту:
– Прежде всего, хочется, чтобы театр не падал духом, рос, развивался. В числе первоочередных задач – постановка детских спектаклей. Но театр любят и взрослые: надо думать и о них. И конечно, главная наша мечта – открытие находящегося на реконструкции большого зала. Он до сих пор находится в состоянии ремонта, и неизвестно, когда он будет отремонтирован. Хочется, чтобы он был красивым, комфортным. Малый зал не вмещает всех, кто хотел бы посмотреть спектакли. К тому же он является одновременно и репетиционной базой. Так что в месяц мы даем 6 – 8 спектаклей. Зал никогда не пустует, но зрительский спрос все равно превышает предложения. Мы все время вынуждены делать выбор: либо репетиция, либо спектакль. Ведь все еще связано с перестановкой декораций.
– Вам кто-то помогает помимо администрации города? Я вижу в городе нынче много заводов и, вообще, строений технического назначения. Ни для кого не секрет, что через туапсинский район движется поток из углеводородов. Это, как я понимаю, не улучшает экологическую ситуацию в городе. А что взамен?
– У бизнеса много своих забот. Разговоры среди высшего руководства ведутся, проблема обозначена.
– Так что, социальная ответственность бизнеса – миф?
– Ведущие предприятия города всем не могут помогать. Нас таких много. Наверное, приоритетом становятся образование и дошкольное воспитание?
– Какие планы на будущее?
– Мы живем в преддверии юбилея, который мы без внимания не оставим. После осени приступаем к работе над очередным спектаклем, а затем – подготовка к Новому году. И конечно, надо увеличивать труппу: сейчас у нас восемь человек. Это малое количество. Желающие есть, но мест для жилья нет. Общежитие переполнено. Пока принимаем тех, у кого нет проблем с жильем. Уже пригласили двух молодых актеров. Хотелось бы, чтобы появились и актрисы. Будем надеяться.
Давно наблюдая жизнь театра и города, я как-то не могу совместить эти две картинки у себя в голове. Бедные артисты, переполненная общага, недостроенный театр и бодро растущие все новые и новые нефтяные хранилища, терминалы и пр. Как это возможно так близко, так рядом? Почему вот уже четверть века помощь от быстро (можно сказать, ударными темпами) развивающегося бизнеса настолько запаздывает? Но будем надеяться, что скоро все изменится. Очевидно одно – театр в Туапсе жив и уже сейчас готов выполнять свою великую роль на том пространстве, что стало его родиной.
Елена ПЕТРОВА, театровед