Культура:

У Краснодара есть своя «Золотая маска»

10.01.2019

И ее счастливым обладателем станет народный артист России Юрий Эдуардович Дрожняк.

2057

У Краснодара есть своя «Золотая маска»

 

И ее счастливым обладателем станет народный артист России Юрий Эдуардович Дрожняк. Многие годы краснодарцы восхищаются талантом этого артиста. А всё началось в 1972 году, когда после окончания ГИТИСа (мастерская И. Туманова) он получил приглашение в наш театр оперетты. Менялись названия. Сегодня это Краснодарский музыкальный театр творческого объединения «Премьера» имени Леонарда Гатова. Одно неизменно – если не на сцене, то в зале мы часто видим Юрия Эдуардовича. Он – как капитан корабля на капитанском мостике, ему веришь и при встрече с ним чувствуешь какое-то спокойствие. Почему-то кажется, что не только с Музыкальным ничего плохого не случится, но и вся театральная жизнь города, пока он здесь, идет своим чередом, своим верным ходом. Есть такое слово – «корифей». Это тот, кто в театре заслужил право на мнение, на творческую позицию. Века меняются, а на корифеях, несмотря на всю страсть к новациям, держится наша театральная планета, которая – не всегда глобус, а может быть она и ветхозаветной твердью.

Так вот, Юрий Дрожняк и есть тот самый корифей. Это – безусловно, и это здорово. Было когда-то и по-другому. Но тоже великолепно.  Почти сразу он завоевал любовь краснодарцев. А после роли молодого Бабса из оперетты Оскара Фельцмана «Здравствуйте, я ваша тетя!» город понял: «Вот он, наш герой». Ах, как легко и элегантно он переодевался в платье! Как не изменяло ему никогда врожденное чувство юмора. Были блестящие актеры, они были фрачными, возвышенными, недосягаемыми, а он оказался из жизни, нашей, подлинной, такой понятной и от этого притягательной. Пришло время современного героя. И образ его просматривал во всём: и в дерзком взмахе руки, в бесшабашности, граничащей с хулиганством, в умении легко справляться с обстоятельствами. Статуарность поз, свойственная талантливым предшественникам, не была главным достоянием его ролей. Он был весь – движение, весь – порыв. Хотя его герои (Сандор в «Цыганском бароне», Генрих в «Летучей мыши», Эдвин в «Сильве», Тасило в «Марице»), вроде бы, представляли классическую венскую оперетту. Но она вдруг представала перед нами в другом виде, более модернистском, более земном.

Но были и роли, что пришли с годами, наполненные иными смыслами. В них уже рядом с молодым порывом проглядывала взрослая экзистенциальная грусть, понимание всей сложности бытия. Почему-то особенно внятно вспоминается его одноименный герой из «Страстей святого Микаэля» Марка Самойлова. Целая череда современных героев прошла тогда перед нами. Его талантливым самородкам из народа почему-то хотелось верить. Таков был его молодой парень из «Табачного капитана», для которого встреча с Петром Первым стала шансом состояться в жизни. Были и неожиданные, инфернальные персонажи, как, скажем, булгаковский Воланд, где для Дрожняка, если мне не изменяет память, была написана специальная ария. Он – из актеров самодостаточных, которые даже в посредственной режиссуре найдут свою отдельную, ими придуманную, интонацию. А его Доменико в музыкальной версии легендарной «Филумены Мартурано» Эдуардо де Филиппо… Был в Италии, в фильме «Брак по-итальянски», Марчелло Мастроянни, а у нас, в «Мадонне с улицы Роз», – Юрий Дрожняк. И, знаете, сравнение, как говорится, уместно. Кто лучше, кто хуже – обсуждать не будем: они были разные, но одинаковы в своей искрометной талантливости.

И вот, премия «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», что будет вручена в Москве в Большом театре 27 марта 2019 года, имеет в лауреатах и других выдающихся театральных деятелей. От одних актерских имен голова идет кругом. Это народные артисты СССР Элина Быстрицкая, Владимир Васильев, Инна Чурикова, Василий Лановой. Народные артисты РФ Александр Збруев, Станислав Любшин. Провинция театральная представлена всего тремя актерскими именами, и одно из них – наше. Следует сказать, что Краснодар не был до этого момента обласкан главной премией страны, над получением которой, помимо самого артиста, работал и Союз театральных деятелей. Тут, конечно, и великие партнеры, такие, как Владимир Круглов, и череда режиссеров, сопровождавших артиста всю жизнь. Да и публика, которая не только влюбилась в Юрия Дрожняка практически сразу, но, видимо, и его сердце завоевала. Ведь в середине 70-х он на два сезона покидал Краснодар, пробуя свои силы в Одесском театре музыкальной комедии. Но – нет, вернулся и никогда об этом, как мне кажется, не жалел.

Теперь нам остается только радоваться за артиста и ждать, когда он привезет первую для Краснодара «Золотую маску» домой.

Елена Петрова, театровед