Сегодня, 27 января, культурная общественность отметит 175-летний юбилей выдающегося русского художника Ивана Павловича Похитонова (1850-1923)
356
Послереволюционный вихрь занес его на Кубань, где он написал ряд пронзительных произведений, посвященных нашей южной благодатной земле.
Во время научных командировок, самый известный в наши дни исследователь творчества И.П. Похитонова, куратор крупных выставочных проектов в Государственной Третьяковской галерее, доктор искусствоведения Элеонора Викторовна Пастон, представляя меня коллегам, обычно прибавляет: «искусствовед из Краснодара, у них есть Похитонов». Наличие произведений этого уникального художника является мерилом ценности музейной коллекции, как в России, так и за рубежом. Родился художник в Малороссии, в селе Матреновка Херсонской губернии, много лет он прожил за пределами России: во Франции, Италии, Бельгии, при этом считал себя русским художником, поддерживал теснейшие связи с Родиной.
С 1890 года И.П. Похитонов был участником выставок Товарищества передвижных художественных выставок, а с 1892 – Товарищества южнорусских художников. Большое внимание к его творчеству в 1890-е годы проявил Павел Михайлович Третьяков, он приобрел для своей галереи более двадцати картин художника. Сегодня Третьяковская галерея обладает одним из крупнейших собраний произведений Похитонова и является центром изучения его творчества, наряду с Бельгией, где он жил, работал и похоронен.
В 1904 году художник был удостоен звания академика Императорской Академии художеств, избран действительным ее членом. Но, несмотря на это, имя И.П. Похитонова в России оставалось малоизвестным. Примером тому служат слова, сказанные Л.Н. Толстым сыну Илье Львовичу накануне приезда И.П. Похитонова в имение писателя Ясная Поляна: «Знаешь, Илюша, кто Похитонов? Его у нас не знают. Тургенев рассказывал мне про него года 24 назад, что его картины удивили Париж, и кто-то купил все. Самородный художник…». Интересна и другая дневниковая запись семейного врача Толстых Д.П. Маковицкого от 14 июня 1905 года: «После обеда приехал пейзажист Похитонов… Лев Николаевич с Похитоновым говорили о казацких, донских степях, о «ковылях». Об уральских казаках-старообрядцах». И это не случайно, ведь Иван Павлович был внуком запорожского казака Данилы Похитона. Не в ту ли поездку 1905 года в Ясную Поляну ко Льву Толстому художник задумал поездку на Кубань, куда после упразднения Запорожской Сечи, переселилась значительная часть казаков?
Но вероятнее всего, причиной, почему он оказался в наших краях, были иные события, подтолкнувшие его, как и многих других, уехать подальше от революционных беспорядков захлестнувших Москву и Петроград.
Традиционно считается, что впервые И.П. Похитонов посетил Кубань в мае 1917 года. В Екатеринодаре он прожил два года, снимая квартиру на улице Котляревской (ныне - улица им. М. Седина, дом № 5), «на зиму уезжал в Горячий Ключ». Однако, надпись на обороте одной из его работ - «Пойнтер Кроткий» (1900-е гг.): «№ 162 Пойнтер «Кроткий» Вильна 1902 – Горячий Ключ (Кубань) 1915» - может указывать на то, что по тем или иным причинам, художник мог побывать на Кубани ранее 1917 года.
На Кубани И.П. Похитонов оказался в годы самых тяжелых для России испытаний, которые, удивительным образом не отразились на его творчестве. Справедливы слова одного из знатоков его творчества В.А. Петрова: «…сохранившиеся произведения Похитонова свидетельствуют, что среди вихревой и кровавой действительности он находил спасение в творчестве, хранил тонкость чувств и мудрую простоту взгляда на мир, верил в красоту и свет жизни. Пример тому - такой несомненный шедевр художника, как Горячий Ключ. После разлива…». Достоверно известно, что помимо указанной работы, поступившей в Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко (далее ККХМ) из коллекции Екатеринодарской городской картинной галереи Ф.А. Коваленко, в те годы на Кубани им были написаны и другие произведения. Они перечислены в каталоге его посмертной выставки, состоявшейся в бельгийском Льеже в 1925 году: «Двор в Екатеринодаре», «Маленький неоконченный портрет (Екатеринодар - 1919)». К этому же времени относится знаменитый и часто публикуемый портрет «Красноармеец Иван», запечатлевший человека, который по семейному преданию спас художнику жизнь.
На первой персональной выставке И.П. Похитонова в СССР, проходившей в ГТГ в 1963 году, экспонировалась его картина «Горячий Ключ. Огородница» (1910 -е) из того же кубанского цикла. На Кубани художнику приходилось нелегко. Об этом можно судить по письму Похитонова к художнику И.С. Остроухову, отправленному в Москву с сыном Борисом, покинувшим Екатеринодар 15 ноября 1917 года. «Все лето я бездельничал и только теперь начинаю работать. Здесь в Екатеринодаре, куда я приехал еще в мае, много красивого и при желании можно кое-что сделать. Думаю… Но о чем теперь можно задумывать… Мы сидим здесь без чаю, а это для нас то же, что без хлеба, поэтому громко взываю к вашему великодушию: соблаговолите, выражаясь языком прошений, сделать зависящее от вас распоряжение в ваш склад или магазин о выдаче моему сыну, за установленную плату, хорошего черненького чаю в количестве, как ваша милость укажет…»,– писал в нем Похитонов.
Здесь в Екатеринодаре художник сблизился с пожизненным попечителем Екатеринодарской картинной галереи Федором Акимовичем Коваленко. По его приглашению И.П. Похитонов принял участие в двух периодических выставках (16-ой и 17-ой) «Художников Императорской Академии художеств и других русских школ», проходивших в галерее с 1905 года.
В 1919 году Ф.А. Коваленко планировал провести персональную выставку произведений художника, о которых восторженно отзывались художественные критики в екатеринодарских газетах. Однако во время подготовки выставки И.П. Похитонова, Ф.А. Коваленко умер от тифа. Возникшие проблемы с управлением галереей не позволили организовать выставку И.П. Похитонова в Екатеринодаре.
Художник принимал участие в жизни Екатеринодарской картинной галереи и Художественного кружка при ней, хотя официально в списках Совета галереи и кружка он не значился. Он участвовал в экстренном заседании Художественного кружка при Екатеринодарской картинной галерее им. Ф.А. Коваленко, состоявшегося в марте 1919 года. На нем И.П. Похитонов озвучил пожелание Ф.А. Коваленко, чтобы заведование галереей не передавали в руки его родственников, которые галереей никогда не интересовались. Позже обязанности хранителя галереи временно были возложены на правление художественного кружка. Проверить тогда имущество галереи было поручено И.П. Похитонову, А. Юнгеру, А. Вайтенсу и А.П. Мочалову. И.П. Похитонов участвовал также в решении вопросов устройства галереи, увековечения памяти ее основателя.
В 1919 году художник принял участие в 17-ой периодической выставке картин, посвященной памяти Ф.А.Коваленко.
Понимая ценность работ Похитонова, Совет галереи обратился в Екатеринодарскую Городскую Управу с просьбой о выделении средств на покупку его картин. Возможно, положительная резолюция, стоящая на указанном документе, поспособствовала появлению картин И.П. Похитонова в фондах галереи, а затем и музея. 20 сентября 1919 года, когда был решен вопрос о выделении средств, И.П. Похитонов еще находился на Кубани. Учитывая стоящую на документе дату, можно предположить, что в генеральном каталоге ККХМ ошибочно указывается, что все четыре картины Похитонова из коллекции ЕГКГ были приобретены с XVI выставки 1918 года.
Скорее всего, они были приобретены со следующей выставки. К тому же две из них - «Порожняком. Осень» и «Горячий Ключ. После разлива» не упоминаются в каталоге XVI выставки.
Исходя из документов Крайгосархива, только три из четырех работ, находившихся в фондах Екатеринодарской картинной галереи, были приобретены на деньги Екатеринодарской городской управы. Однако сказать точно какие конкретно, не представляется возможным. Судя по всему, одна из этих четырех работ либо была подарена художником, либо приобреталась на личные средства Ф.А. Коваленко.
И.П. Похитонов, живя в Европе, поддерживал тесные связи с соотечественниками. Одним из таких фактов является участие его произведений в выставке русских художников, организованной в Гааге в январе-феврале 1924 года Леонидом Романовичем Сологубом. На ней было представлено четыре работы Похитонова (номера в каталоге 155-158). Не исключено, что два художника познакомились в родном для Сологуба Екатеринодаре.
В досоветское время в коллекцию, легшую в основу ККХМ, вошли четыре работы И.П. Похитонова «Порожняком. Осень», «Горячий Ключ. После разлива», «Ольха зацвела» и «В Бельгии». Последняя была написана художником в Жюпиле, пригороде Льежа, о чем свидетельствует надпись на оборотной стороне.
Остальные 3 живописные работы Ивана Павловича, находящиеся в коллекции ККХМ, были подарены музею в 1985 году нашим земляком, академиком Л.Ф. Ильичевым в составе восьмидесяти пяти произведений из его коллекции. Это «Весна», «Море и небо» и «Село Никольское Херсонской губернии». Произведения И.П. Похитонова были частью замечательной коллекции Л.Ф. Ильичева, включавшей также произведения А.П. Боголюбова, И.К. Айвазовского, А.К. Беггрова, С.А. Виноградова, И.Н. Крамского, В.Е. и А.В. Маковских и т.д.
Уроженец Екатеринодара, Л.Ф. Ильичев около двадцати лет работал в центральной печати. Собирать свою коллекцию он начал еще в довоенные годы.
Произведения И.П. Похитонова из коллекции Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко отражают широкую географию его жизни и путешествий. Любовь к малой родине, милой сердцу художника степной глухомани разлита в солнечной картине «Село Никольское Херсонской губернии», написанной в имении его приятелей Л.Н. и А.П. Угриновичей неподалеку от родной Матреновки. Эта тихая и светлая работа пропитана необыкновенной нежностью, тем сладким дымом Отечества, по которому он всегда тосковал за границей.
В коллекции музея есть и морские дали, так притягивавшие художника во Франции, и милый и уютный Жюпиль близ бельгийского Льежа, в котором художник провел не один год жизни, и полные искренности и нежности кубанские пейзажи («Порожняком. Осень», «Горячий Ключ. После разлива»).
Как часто произведения И.П. Похитонова из собрания ККХМ видел зритель? В советские годы был устойчивый интерес к творчеству художника. Произведения Ивана Павловича в 1960-е годы отправлялись на выставку в Государственную Третьяковскую галерею, Киевский государственный музей украинского искусства, Государственный Русский музей.
Одним из первых и внимательных исследователей творчества И.П. Похитонова был наш кубанский искусствовед, член Союза Художников России, выпускник исторического факультета МГУ Валентин Александрович Гребенюк. Изучению творчества Похитонова он посвятил свою диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, а затем и монографию.
Он ратовал за то, чтобы все произведения Похитонова были в постоянной экспозиции ККХМ.
К сожалению, зритель, устремившийся в наш музей на встречу с шедеврами Ивана Павловича, будет удивлен тем, что доступными для знакомства окажутся лишь две работы этого художника - «Горячий Ключ. После разлива» и «Ольха зацвела», написанная в имении художника Жабовщизна в Минской губернии. Все остальные уже не одно десятилетие спрятаны в музейных запасниках. И только лишь самый пытливый и преданный поклонник творчества «Чародея-художника» (так Ивана Павловича называл И.Е. Репин), которым, скорее всего, окажется, искусствовед, сможет узнать, пролистав 12000 фотографий музейной коллекции ККХМ в Госкаталоге РФ, что в Краснодаре хранится не семь, а восемь картин Похитонова.
Удивительно, но о том, что много лет назад наш краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко получил в дар от жительницы Краснодара еще одно потрясающее произведение Похитонова, общественности никто не сообщил и, тем более, не представил на радость зрителям. В Госкаталоге музейного фонда РФ этот светлый южный пейзаж получил скромное название «Дача» и числится под номером 11152661. На антикварном рынке произведения И.П. Похитонова стоят миллионы рублей. Поэтому, не иначе, как подвигом во имя музея, можно считать этот бесценный дар со стороны жительницы Краснодара, получившей картину по наследству от родителей и долгие годы бережно хранившую ею.
Может, хотя бы юбилей художника подвигнет наших музейщиков на то, чтобы в юбилейный год выставить все шедевры Ивана Павловича на всенародное обозрение? Ведь, Похитонов с его искренней глубокой любовью к родной земле, так нужен сегодня всем нам и, особенно, молодежи.
Мастер миниатюрных пейзажей И.П. Похитонов, воспринимавшийся многими поколениями французским и бельгийским художником, представивший в своих произведениях тихую размеренную жизнь старой Европы, создал немало удивительных по проникновенности произведений, в которых щемяще «прозвучали русские национальные интонации». И шедевр под названием «Дача» из этого ряда. Именно такие работы дают возможность понять слова И.П. Похитонова, талантливо запечатлевшего образ уходящей России: «Как себе хотите, а я все-таки русский художник…».
Наталья Щурик, член Ассоциации искусствоведов, к.и.н., директор галереи искусств «Кубань в лицах».
Фото 1.И.П. Похитонов. Дача. Начало XX века. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко. Фото из Госкаталога музейного фонда РФ.
Фото 2. И.П. Похитонов. Горячий Ключ. 1918. Частное собрание. Санкт-Петербург. Фото предоставлено автором статьи.