Культура:

Всей семьей на сказку!

23.04.2014

Недавно на подмостках дворца искусств творческого объединения «Премьера» были показаны два новых спектакля. В конце февраля зрители встретились со сказкой «Двенадцать месяцев по-новому» в постановке уже довольно известного в Краснодаре режиссера Владим

781

Недавно на подмостках дворца искусств творческого объединения "Премьера" были показаны два новых спектакля. В конце февраля зрители встретились со сказкой "Двенадцать месяцев по-новому" в постановке уже довольно известного в Краснодаре режиссера Владимира Лытченко. А 10 апреля свою первую работу показала режиссер Жанна Пономарева. Ее версия "Сказки о потерянном времени" Евгения Шварца дает повод задуматься над тем, какого режиссера в ее лице мы обретаем.

Режиссура в Краснодаре последние годы как для детей, так и для взрослых радует нас далеко не всегда. Иногда режиссеры стареют и теряют форму. Есть ощущение, что наступила пора обновления. Владимир Лытченко создал уже несколько спектаклей. Наиболее успешной показалась зрителю "Новогодняя фантазия -20". И вот ему выпала удача поставить спектакль, о котором он давным-давно мечтал. Для начала он сильно модернизировал хорошо знакомую историю. На сцене действует только один месяц – Январь, благообразный старик не без чертовщинки в глазах. Володя – театральный практик, поэтому нет ничего странного в том, что его главный герой так подошел исполнителю данной роли артисту Валерию Трифонову, в послужном списке которого присутствуют образы от Макбета до Деда Мороза. Последний герой – постоянный и бессменный во всех "Новогодних фантазиях".
Если девушка мила, то подчас на сцене в ней, что называется, переложено сахара. А если вредна – то соли и перца. Режиссер элегантно справляется с этой ситуацией. Его положительная Любава в исполнении Анастасии Ситниковой тоже не без чертовщинки или егозистости какой-то. В то же время Фекла Олеси Никифоровой скорее вызывает жалость своей нелепостью, чем раздражение. Владимир Лытченко – режиссер музыкальный. Он десять лет был солистом шоу-театра "Премьера". Поэтому музыкальная составляющая в его постановках всегда сильна. Здесь это вокально-хореографический ансамбль "Родник", где песни и танцы "поддерживают" сюжет. И не только. Его артисты служат той фольклорной тканью, на фоне которой действие и разворачивается. Вот она, та улица с народными персонажами, среди которых герои чувствуют себя как дома. Здесь они встречаются, влюбляются, дружат. Они, несмотря на все свои беды, не одиноки. Им есть с кем поделиться своими чувствами, найти поддержку.
Этот спектакль для Володи особый. Раньше литературная составляющая для него была вторичным моментом. Грубо говоря, тексты писались под музыку. Здесь он решил пойти дальше и усложнил драматургический дискурс. Может быть, местами напрашивается слово "черезчур". Непросты отношения у героини с Январем, который как-то вдруг меняет гнев на милость. Сложна сцена превращения Любавы и Феклы. Но главное – дети все понимают, и даже быстрее чем взрослые догадываются, кто есть кто. Может быть, такая прозорливость возникает на почве хорошего знания компьютерной игры, ее законов и правил.

А что вообще делать с детьми, которые нынче, по мнению компетентных взрослых, потеряны не столько для театра, сколько для большой литературы? На этот вопрос попыталась ответить другой режиссер краснодарского творческого объединения "Премьера" Жанна Пономарева. Если с творческим методом Владимира Лытченко мы уже знакомы, то это имя для нас новое. Еще чуть более года назад она была художественным руководителем краевого забайкальского театра в Чите. Но теперь она работает у нас в "Премьере". Несмотря на молодость, у Жанны Владимировны богатая творческая биография. После окончания в 2005 году ВСГАКИ (Восточносибирской государственной академии искусств) в столице Бурятии Улан-Удэ она отправилась работать в Тынду. Мы много слышали про этот город в пору построения БАМа, а она там была. И ставила спектакли, напитывалась той романтики, которая там еще присутствует. Запомнился дружный коллектив и обжигающий холод, свойственный этой природной зоне.
Затем Жанна Пономарева была приглашена в Читинский драмтеатр, где ею были поставлены самые неожиданные для сцены вещи, такие, как "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда. Затем были "Евгений Онегин" Пушкина и "Дон Кихот". В основе – все великие романы. И, в конце концов, режиссер обратилась к Шекспиру. Ее спектакль "Джульетта – метаморфозы любви" – рассказ о молодой девушке, осовремененной, приближенной к нам. Уже тогда возникает опыт общения с классическим текстом. Режиссер обнаруживает в себе талант сценариста.
Обращение к Евгению Шварцу – это снова встреча с большой литературой. Пьеса переработана и приближена к сегодняшнему дню. Дети должны трудиться, т.е. учиться, это заявление еще недавно могло бы кому-то показаться пафосным. Но теперь, когда педагоги по всей стране забили тревогу, тема снова становится актуальной. "А не слишком ли мы потакали детям в последние лет 20? ", – задаемся мы вопросом. Он, конечно, риторический и уже содержит в себе ответ. Сегодня они уже не бьют по мячу и не блуждают бессмысленно по улицам. Они увлечены компьютерными играми и модными журналами. Иными словами, они как-то по-другому, но все же теряют свое время. Такие картинки и проходят перед нашими глазами в "Сказке о потерянном времени". Вполне в соответствии с жанром тут появляются злые волшебники, крадущие это самое время.
Интересно, необычно и сценографическое решение спектакля. За основу берется так называемый "черный кабинет", расцвеченный яркими супрематическими пятнами. Пространство, в котором разворачивается действие, кажется космическим, бесконечным. В нем есть глубина и таинственность. За счет цветных шнуров, прорезающих сцену сверху донизу, эта действительность кажется зыбкой, как бы подвешенной на нитях, и в то же время шнуры добавляют действию какую-то праздничность, гламурность. Ею подчас так увлекаются дети.
Любопытны и костюмы художника Елены Руденко. Жители города в исполнении шоу-балета "Премьеры" предстают то школьниками в униформе, то странными сущностями – Летунами в кожаных костюмах и шлемах. Они-то и создают конфликт двух миров: земного и потустороннего. Весьма удачно здесь представила свою работу балетмейстер из Читы Наталья Селезнева. Но выглядит балет здесь уже не как набор дивертисментных номеров. Перед зрителем и на этом уровне проходит сложная и запутанная фабула. Что уж говорить о драматургии диалогов. Вот обычная девочка Наденька Евгении Стрельцовой с помощью волшебства превращается в топ-модель на высоких каблуках. Теперь ее играет актриса Олеся Никифорова. Всей своей пластикой она подчеркивает, как сложно ребенку в одночасье стать взрослым. Впрочем, некоторым это превращение идет на пользу. Вася в исполнении Ивана Чирова вполне комфортно чувствует себя в обличии путешественника в костюме в стиле сафари и пробковом шлеме. А герой Ильи Сердюкова Петя и вовсе предстает в образе Супермена. Короче, не вполне ясно, надо ли им было всем, в конце концов, возвращаться в детство?
Но детям, сидящим в зале, ответ кажется очевиден. Они на удивление внимательно слушали текст. И чем старше были зрители, тем внимательнее они следили за происходящим. Тем, кому 11 – 12 лет, этот сюжет в самую пору. Он обращен уже не к малышам, но к тинэйджерам. Артисты молодежного театра стали главной движущей силой в этой осовремененной сказке. Им она тоже оказалось впору. Илья Сердюков, Алексей Замко, Александр Теханович показали высокий уровень пластичности и подвижности. В спектакле даже состоялись сценические бои между героями и силами зла.
Итак, Дворец искусств показал, что способен удивлять юного зрителя не только в дни "Новогодних фантазий". Но что будет дальше? Как откликнется на состоявшиеся премьеры зритель, менее организованный? Ведь любой театр хочет видеть в своих стенах не только школьников с учителями, но и родителей с детьми. Есть надежда, что однажды сюда придут мамы и папы, дедушки и бабушки вместе со своими чадами. И все это станет большим семейным выходом в театр.

Елена ПЕТРОВА
Фото Анастасии САВЧЕНКОВОЙ