8 ноября на сцене дворца искусств творческого объединения «Премьера» отмечала свой юбилей певица, голос которой хорошо известен далеко за пределами края. В свое время народной артистке России Раисе Ильиничне Гончаровой довелось объехать почти весь мир
1328
8 ноября на сцене дворца искусств творческого объединения "Премьера" отмечала свой юбилей певица, голос которой хорошо известен далеко за пределами края. В свое время народной артистке России Раисе Ильиничне Гончаровой довелось объехать почти весь мир. И было это в ту пору, когда мало кто из советских людей ездил дальше Болгарии. В 70-е она стала солисткой Кубанского казачьего хора. Там она получила и самое высокое в нашей стране актерское звание. Это была яркая и долгая страница ее жизни.
Но вот уже в течение 16 лет она художественный руководитель вокально-танцевального ансамбля "Родник", где есть и свой оркестр, и танцевальная группа из четырех танцевальных пар, шесть вокалистов с нею во главе. Ее любят в родной "Премьере", но не так, как любят людей простых в доску. В ней есть доброжелательность, русская широта, простота, но без простоватости. Эдакая императрица, с поступью монаршей особы, которая не столько властвует, сколько дело делает, за страну свою маленькую отвечает так, как привыкла когда-то отстаивать достоинство страны на самых разных площадках мира. И было чем. Голос, великолепная русская речь, где внятно каждое слово, что доходит до души, летит и сейчас над залом. Она и певица, и актриса, работающая в разных амплуа. И комедия, и драма, и народная песня и городской романс покоряются ей в полном объеме.
Это становится ясно, когда приходишь на концерт Раисы Ильиничны. На своем торжестве она не утопает в креслах, как подобает примадонне. Она работает концерт по полной программе. Это для публики праздник, для нее же испытание. "Я не хотела отмечать юбилей, как-то боялась", – признается она. И за этим вдруг проглядывает та маленькая девочка из русской деревни с Волги, что еще сохранилась в ее глубинах души. Но никуда не делась и женщина, что не верит в то, что годы как-то идут себе и идут. Мы же, сидя в зале, слушая ее столь богатый, столь разнообразный репертуар, понимаем: все здесь – и полетность голоса, и высокий профессионализм, основанный на опыте, что пошел на пользу.
Детство Раи прошло в селе Покурлей Саратовской области. Простая крестьянская изба, где жила она, младшая среди девяти детей. Взрослые, а за ними и старшие дети украшали свой досуг песней. Ее голос постепенно тоже начал вплетаться в общий хор, подстраиваясь под вековую культуру, созревая и вырастая в нечто особенное. Вкус к хорошей песне это то, что передается на генном уровне, что не купить никаким опытом. А годы были особенные, послевоенные. В 50-х куда бы ты ни пошел, звучали мелодии Соловьева – Седого, Богословского на очень качественные стихи Фатьянова и Матусовского. Война что-то сделала с русским миром. Он с первых дней откликнулся великолепием мотивов и интонаций, смыслов и символов. На мой вопрос по поводу современной, сегодняшний песни Раиса Ильинична не знает, что и ответить. Не видит, не слышит она в нынешней музыкальной жизни ничего для себя интересного. Только припоминает, что есть у нас еще и Александра Пахмутова, с которой они родились почти в один день с разницей в четверть века. Тоже знаковый момент.
Саратов – город ее юности. Здесь она приняла решение овладеть профессией, стать швеей. Из той поры осталась привычка легко с удовольствием обращаться с ниткой и иголкой. Но творческий талант здесь пророс в вышивку крестом, которой она увлекается всю жизнь. Это украшение ее дома, отрада и отдохновение. Наверное, родители думали: "Швея – хорошая профессия для девочки". Но у судьбы были на Раю совсем другие планы. Она пела всюду, пока, наконец, не стала вокалисткой ансамбля "Саратовские гармоники". То было время, когда песня народная обрела уже свой высокий статус. Были уже, состоялись легендарные женщины. Это и Лидия Русланова, и Ольга Воронец и, конечно, Людмила Зыкина. Талант смог пробить себе дорогу. Здесь для фабричной девочки обозначились новые горизонты.
Виктор Гаврилович Захарченко, руководитель Кубанского казачьего хора, пригласил певунью с Волги на Кубань. И вот она уже в Краснодаре в числе лучших его вокалисток. В юбилейный вечер "От юбилея к юбилею" (год назад Раиса Гончарова отметила 40-летие творческой деятельности, а "Родник" – 15 лет со дня основания), ее поздравляли подруги их хора. Тут следует отметить интересное замечание: "Ее все как-то сразу стали называть Раисой Ильиничной, а не просто Раей". Здесь изменился, расширился ее репертуар. К русским песням, знакомым с детства, присоединились песни казачьи. Этот репертуар богат и составляет одну из лучших страниц творчества певицы. Но душа захотела чего-то большего.
Создание ансамбля – дело не простое, но оно оказалось ей под силу. Талант не живет яркой, плодотворной жизнью без тех, кто ему помогает, кто составляет команду. Она у Раисы Ильиничны есть. Это Владимир Рудой – музыкальный руководитель ансамбля, который и аранжировку прекрасную сделает, и подготовит, выведет на профессиональный уровень вокальную группу. Есть и замечательный концертмейстер – баянист Александр Малышко. А еще они все хорошие артисты, в репертуаре которых целых два музыкально-драматических спектакля: "Подарок деда Мороза" и "Двенадцать месяцев". Они здесь создают пестрые картинки из русской жизни, что расцвечивают действие, "ткут" полотно, на котором исполнителям главных ролей остается дорисовать сюжет. В теплые осенние дни "Родник" со своими программами или спектаклями разъезжает по городам и станицам края, где их очень и очень ждут. И Раиса Ильинична вместе с ними, впереди них. Ее песни, такие, как "Ярмарка", "Господыня", "Безмужняя", попадает зрителю прямо в сердце.
Она точно знает, обращаясь к новой песне, какой будет резонанс. Она ведает чаяния людей, мужчин, женщин, и говорит так: "Песня, которая трогает, задача моя. У меня с годами выработалась интуиция. Я знаю, как ее выбрать. Мое мнение таково: публика в зале должна или плакать, или смеяться". А еще есть особый пласт в творчестве, который она считает своим и нашим "золотым запасом". Это песни военных лет, такие, как "Лизавета" или "Путь – дорожка фронтовая". И поются они не только 9 мая. Здесь случай особый. Патриотизм для Раисы Гончаровой это очень важное, личностное понятие. Настоящим подарком для себя, а потом и для зрителя она считает песню нынешнего сезона. Много лет ее пела Зыкина, да так хорошо, что ее перестали брать в репертуар другие солисты. В результате текст Михаила Ножкина и музыка Давида Тухманова "Я люблю тебя, Россия" как-то ушли из репертуара, остались в спокойных 70-х, в СССР. И вот на Дне города в исполнении Раисы Ильиничны она зазвучала снова. Да как! В этом новом прочтении песни и сказалась вся ее русскость, вся волжская цельность и глубина. Голос имел свои особенности, свой накал, а личная позиция позволила зачерпнуть из текста все потаенные смыслы.
Звучала в концерте 8 ноября и еще одна песня из репертуара Зыкиной. Правда, уже в исполнении коллектива. Именинница была в этот момент зрителем. "Оренбургский пуховый платок" стал прологом к целому отдельному действию, устроенному артистами "Родника". Под знакомую мелодию поплыл по залу белый пуховый шедевр. Его выткали настоящие уральские мастерицы, и накануне он прибыл в Краснодар. Раиса Ильинична по-королевски приняла подарок и возложила его на плечи. И было в этом продуманном жесте ее коллектива столько любви и уважения, что тепло в зале, кажется, стало всем. Понятно стало, как много хорошего таит в себе этот русский характер.
Елена ПЕТРОВА