Культура:

Я требую роли!

18.05.2017

Так просто и ясно заслуженная артистка России Инна Эдуардовна Станевич высказала своё пожелание, свою мечту, а точнее сказать, требование

2227

Так просто и ясно заслуженная артистка России Инна Эдуардовна Станевич высказала своё пожелание, свою мечту, а точнее сказать, требование.

К кому бы ни было оно обращено: к краснодарскому академическому ли театру драмы им. Горького, к министерству культуры края, к господу богу – оно было справедливым. За это может поручиться главный судья – публика. 12 мая в зале драмтеатра яблоку негде было упасть. Зрители пришли чествовать любимую актрису. «Один театр – одна судьба» так назывался её бенефис. Слово красивое по звучанию, но не по смыслу. В переводе в французского «барыш», «выгода». Финансовая выгода сегодня в таких случаях смехотворна (она давно разошлась с первоначальным смыслом), а вот идейная, смысловая огромна. Только в данном случае её обеспечила одна актриса, отметившая круглую дату.

Давно уже я не писала о бенефисах, но здесь особый случай.Как правило, юбиляр сидит в креслах, а к нему со всех сторон идут почитатели таланта: от профкома, от месткома, от министерства культуры и т.д. Молодёжь театральная часто натужно и безвкусно показывает номера. Приходят представители от других творческих коллективов. Здесь всё было и так, и не так. Конечно, представители были, но чуть-чуть. А в основном, на сцене блистала во всю мощь своего таланта актриса. Было радостно, было восторженно – празднично без пафоса, умно, продумано. Перед нами чередой проходили те роли, что актриса играет сегодня, что уже сошли со сцены, но память о них жива. Её миссис Пирс из «Пигмалиона» Бернарда Шоу – строгая английская леди несёт огромный шлейф затейливой викторианской культуры, которую мы почему-то очень любим. Может быть, потому что мы совсем другие. Не случайно англичане любят нашего Холмса Василия Ливанова. К сожалению, они не видели миссис Пирс Инны Станевич. Тоже оценили бы. Спектакль сошел со сцены, потому что в нём, к сожалению, никогда не было достойной Элизы Дулиттл.

А ещё в этот вечер на сцене появилось одно воспоминание: о роли, которая стала судьбоносной и для актрисы, и для театра. В середине 90-х Инна Эдуардовна сыграла свою Вассу Железнову по пьесе Горького. И на фоне череды унылых спектаклей это стало настоящем прорывом. Это была мать, с которой непросто всем, способная любить, но не умеющая это делать. Она страдала и мучила окружающих. Васса в пылу борьбы за свою идентичность, за право быть хозяйкой собственной судьбы теряла способность быть ласковой, добродушной, всепрощающей. Её не жалели, и она не жалеет никого. Просто разучилось, просто выгорело всё дотла. Но жажда материнства, какая-то  неуклюжая, вперемешку с делом осталась. Глубокая драма поражала тогда, поражает и сейчас. На фоне тогдашнего безвременья спектакль стал настоящим событием.

В жизни актрисы ролей сильных женщин было немало. Сыграла она и Гертруду в «Гамлете», и Клеопатру, и Екатерину Великую. Ее роскошный, глубокий, сильный голос поражает  и сейчас. И звучит он безупречно даже на сцене театра драмы, имеющей, скажем мягко, акустические сложности. Но актриса умеет со всем этим управляться: сцена для неё родная.  Но есть и другое её амплуа, которое режиссёры, скорее, эксплуатируют, чем  используют. Инне Эдуардовне доступна высокая степень эксцентричности. Её тетушка Костика в «Покровских воротах» это и энергичный задор и трагизм. И только её талантом спектакль «Хитроумная влюблённая», как мне кажется, и жив до сих пор. Её Белиса вызывает и насмешку, и безболезненную жалость. Она забыла про свой возраст, и в ней, кажется, живет та юная девочка, почти ребёнок, которой давно уже нет и в помине. Так и хочется сказать: «Маменька, остепенитесь!». Но кто посмеет сказать женщине, что она в годах и выглядит глупо в своей влюблённости. Ну, разве что театр своим спектаклем намекнет, или вот такая актриса подскажет. Она как бы говорит: «Женщины, смотрите иногда на календарь!» Сама-то актриса себе цену знает. Поэтому её года идут ей только в плюс. Эта женщина поражает своим умом. Особенная его ценность, как мне кажется, именно в том, что он именно женский, подчас резкий и хлесткий, правдивый и глубоко театральный.

Она вся настроена на искусство. Не случайно её бенефис начинается с кадров из легендарного телефильма прежних лет по роману Сомерсета Моэма «Театр». О чем говорят нам эти до боли знакомые кадры? О том, что нет женщины, когда есть актриса? О том, что искусство забирает всю тебя целиком, ничего не оставляя для обычной жизни? Но наслаивается и второй план. На экране мы видим лицо великой Вии Атмане, жизнь которой была блестящей до какого-то момента. А потом потеря театра, жилья. Бедность и забвение на родине в угоду политическим амбициям её страны. И только русские режиссёры иногда подбрасывали ей работёнку. Нет, такое не должно повторяться. Актриса, полная сил и таланта, должна иметь роли, и не эпизодические, а главные.В этом, как мне кажется, и есть смысл бенефиса, его выгода, прежде всего, для зрителя. Театр, которому Инна Эдуардовна отдала всю жизнь, должен об этом побеспокоиться.

А роли, возраст… Но ведь драматурги тоже не глупцы какие-то. Были те, кто понимал, что есть актрисы, актеры, которые с годами, как дорогое вино, только прибавляют в качестве. Просто надо уметь искать. Признаюсь в одной своей слабости: люблю английские сериалы, такие, как «Чисто английское убийство», «Инспектор Морс», «Пуаро» и т.д. Могу пересматривать по нескольку раз. Зачем? Главным достоинством их являются актёры в возрасте. Их у англичан много, они знают им цену. Мы, к сожалению, в области театра нация молодая, хоть и талантливая, пропускаем подчас что-то главное. Обворовывается при этом не только  артист, но и зритель.

Пока что он получил огромное удовольствие от действия. Кто-то из выступавших обронил фразу: «Хорошо, что вы возрождаете традицию бенефисов». Конечно, звучит оптимистично, только для того, чтобы всё состоялось, на сцене нужна личность. Сама-то я помню Инну Эдуардовну давно. Так уж случилось, что приступила я к своей деятельности театрального рецензента на спектакле «Смешной день», который в Краснодаре никто и не видел. Его возили по станицам, ибо был он посвящен сельской тематике. Мне пришлось от редакции выехать вместе с артистами и молодым режиссёром Николаем Никольским  в сельский клуб. Здесь рядом с Анатолием Кузьменко, Людмилой Жадановой значительную роль играла и молодая Инна Станевич в роли ревнивицы Любки, матери троих детей. Статья получилась наивной, но поездка памятной. Она закончилась посвящением в театральное братство, дружбой с режиссёром Никольским на всю жизнь, преддверием чего-то важного.

            С Инной Эдуардовной мы познакомились по-новому уже в другой жизни, в одном из жюри краснодарских театральных конкурсов. И с первой встречи и со второго знакомства ценю её, как человека театра. По уже имеющемуся опыту знаю, что там можно проработать всю жизнь и таковым не стать. Можно пытаться это сделать, но продолжать быть его приживалом, эдакой ненужностью в мире искусства. Бог театра сам выбирает, но и плату требует немалую. Каждый это знает. И готов платить. Но только были бы роли, были бы роли. А сил у этой актрисы достанет.

Елена Петрова
Театровед

Фото Юрия Корчагина