Культура:

Юбилейная выставка проекта «Материнское сердце России»

06.05.2025

Выставка посвящена Дню Победы в Великой Отечественной войне и Дню защиты детей

Автор: Редакция «НГК»

175

С 25 апреля по 30 июня 2025 г. краснодарская «Художественная галерея «САНТАЛ» и АНОКПСОЦР Наследие поколений представляют юбилейную выставку проекта «Материнское сердце России». Выставка посвящена двум важным праздникам, Дню Победы в Великой Отечественной войне и Дню защиты детей. В экспозицию вошли 35 работ двадцати кубанских художников, создававших свои знаковые произведения о женщине - матери со второй половины 1940-х годов до 2025 года. Торжественное открытие выставки состоялось 25 апреля, в пятницу Светлой Седмицы – недели, следующей после Пасхального Воскресенья, в День иконы Богородицы «Живоносный источник».

Мероприятие прошло в теплой и дружеской атмосфере. Его посетили студенты художественно-графического факультета КубГУ под руководством заведующей кафедрой графики, художника Елены Ивановны Саяпиной и преподавателей факультета, художники - авторы работ, представленных в экспозиции, друзья и гости галереи.

Ведущая торжественного мероприятия участник проектов «Художественной галереи «САНТАЛ» и АНОКПСОЦР Наследие поколений, художник Мария Пешкова по традиции, открывая выставку, кратко рассказала историю особняка, в котором находится галерея и упомянула, что все выставки и творческие встречи, организованные в её залах, проходят в доме его первого хозяина, построившего этот дом – протоиерея Ивана Куща.

Неспроста открытие выставок в галерее часто проходят в дни святых праздников. Это уже тоже традиция. В День иконы Богородицы «Живоносный источник» особым гостем мероприятия был протоиерей Алексей Касатиков, настоятель Храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В своем приветственном слове отец Алексей остановился на христианской миссии женщины – хранительницы веры, семьи, любви и милосердия, и коснулся истории Праздника Дня святых жён-мироносиц, который отмечается в третье воскресенье после Пасхи. Согласно Священному Писанию, ученицы Иисуса Христа сопровождали его во время земного служения, помогали, поддерживали и оставались верны даже в тяжёлые времена. После распятия Спасителя они пришли ко Гробу с благовониями (миром) для совершения погребального обряда. Их пример олицетворяет высшую преданность и любовь к Богу. Они не боялись ни ночных страхов, ни иудеев, были движимы чувством преданной любви к своему Божественному Учителю, чтобы воздать ему последние почести, помазав драгоценным Миром Его святое Тело. Они и стали первыми, получившими весть от Ангела: «Воскрес Господь, дарующий миру великую милость». Эту весть они и передали апостолам Христа. С тех пор воздаются почести женщинам-христианкам, как хранительницам семейного очага,  так и тем, кто несёт свет и добро в наш мир. Образ этих женщин символизирует христианский идеал – самопожертвование, милосердие и готовность идти путём истины, преодолевая страхи и опасности.

От лица организаторов выставки, собравшихся приветствовала директор Художественной галереи «САНТАЛ» Нина Антоновна Стрижова. Она автор проекта «Материнское сердце России», начинала его еще вместе с художниками-ветеранами, которые прошли Великую Отечественную войну и прочувствовали на себе силу материнской любви и молитвы. Нина Антоновна была не просто знакома с этими мастерами, их связывала крепкая дружба, а от того истории создания их знаковых произведений она знает из первых уст. В те далёкие времена в этот проект вошли лучшие художники Кубани: Булгаков Г.А., Мордовин В.К., Коновалов И.Я., Бирюков В.И., Солуянова Р.И. Папко В.Ф., Паршков А.А. и Пугач И.В. И сейчас проект пополняется новыми именами.

Самая ранняя из представленных картин датируется 1947 годом – это «Портрет матери»Григория Александровича Булгакова (1916-2011). Молодой художник, впоследствии заслуженный художник РСФСР, только что вернувшийся с фронта, написал свою мать на своей фронтовой плащ-палатке. Булгаков создал образ женщины, которая всю войну ждала сына с фронта и жила все эти годы с молитвами о его возвращении. Художник увидел свою мать уставшей от бремени забот, легшего на ее плечи – написал психологический портрет русской женщины середины ХХ века. И сколько в нем любви и нежности!

Символическая композиция заслуженного работника культуры РСФСР Ивана Яковлевича Коновалова (1919-2013) «Окопные сны» (1970) – автобиографична и посвящена сну двух солдат, ненадолго уснувших после боя. Художник часто рассказывал о снах, когда ему – пехотинцу приходилось засыпать в окопах на мёрзлой земле. А во сне являлась мама, и среди зимней стужи снились кубанские вишни и черешни. Все образы погружены в холодную сине-голубую цветовую гамму. Это сон накануне боя, из которого не все выйдут живыми. 

Картина Геннадия Тимофеевича Клюжина (1935–2016) из Республики Адыгея «Купание. Воспоминание о матери» (1970-85) – это жанровое произведение, пронизанное ностальгией по суровому военному детству. Действие происходит в доме с русской печью, перед которой художник изображает свою мать и себя – маленького мальчика, стоящего в тазике, в котором и происходит процесс купания. И это вызывает в сознании, как это ни странно на первый взгляд, отсыл к православной иконографии Крещения, в которой мать выступает в качестве Иоанна Крестителя, крестом и водой осеняющего свое дитя.

Собравшиеся почтили минутой молчания память об ушедших авторах выставки.

Присутствовавшие на открытии художники рассказали о своих произведениях.

Завкафедрой графики КубГУ Елена Ивановна Саяпина представила два портрета матери. Первый – репрезентативный, парадный, величественный, второй - более лирический с жанровым смыслом. Мама художницы изображена как любительница поэзии, с книжкой стихов в руках. Портреты близких людей – любимый жанр Саяпиной. Елена Ивановна поздравила организаторов с открытием выставки и всех собравшихся со всеми грядущими праздниками.

Заслуженный деятель искусств Кубани Ольга Александровна Салькова представлена работой «Мама», написанной в 2006 году в память о своей матери. Художник с большой любовью и нежностью рассказывала собравшимся о своей маме, которая прожила 99 лет. Это женщина – сама по себе эпоха, много видевшая, многое пережившая. Но на портрете Салькова представила мать не как социальный или символический образ, а скорее, как свое отношение к ней.

Заслуженный деятель искусств Кубани Николай Петрович Турков в своем выступлении как раз отметил изменение социальной роли женщины  в современном мире, особо обратив внимание на то, что в сфере искусства в 21 веке женщины стали играть очень важную роль, как авторы творческих произведений, и как руководители  учреждений и творческих объединений.

На открытии выставки было сказано много добрых слов в адрес автора проекта Нины Антоновны Стрижовой, объединившей не только большое число художников, но также писателей и музыкантов. Ну, и конечно же не обошлось без праздничного концерта в исполнении солистки Краснодарской филармонии, лауреата международных конкурсов Надежды Грековой, подобравшей к открытию выставки «Материнское сердце России»  проникновенные произведения российских авторов.

Открытие выставки прошло   в атмосфере высокого духовного подъема. Будущие художники – студенты худграфа не спешили уходить, фотографировались на фоне портретов, вглядывались в образы. Кто знает, может быть они уже продумывали, как запечатлеть своих матерей?

В любом случае эта встреча не прошла для них бесследно…