Культура:

«Запорожцы» на Кубани

11.11.2013

С 31 октября и по 22 декабря 2013 года Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко представляет межрегиональный выставочный проект «История одной картины. И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

1122

С 31 октября и по 22 декабря 2013 года Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко представляет межрегиональный выставочный проект "История одной картины. И.Е. Репин "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"

–В рамках этого проекта в стенах галереи вниманию краснодарцев представлен подлинник картины из коллекции Государственного Русского музея (г. Санкт-Петербург). О том, чтобы экспонировать эту картину здесь договаривались несколько лет. В реализации этого проекта принял участие и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Проект осуществляется при активной поддержке краевой администрации. Открывала выставку министр культуры Краснодарского края Галина Солянина. На реализацию этого межрегионального выставочного проекта потрачено более двух миллионов рублей, – предвосхитила осмотр выставки журналистам "НГК" заместитель директора музея по развитию Елена Ковакина.
На выставке представлена переписка Ильи Репина с основателем Екатеринодарской картинной галереи Фёдором Коваленко. Несмотря на то, что сам Илья Репин не встречался с основателем художественной галереи, тем не менее, в переписке он всячески оказывал поддержку этому начинанию, обещал содействие в наполнении галереи экспонатами. Илья Репин вынашивал идею этой картины свыше десяти лет – с 1880 по 1891 годы. До визита на Кубань у него уже было несколько вариантов, однако после многочисленных консультаций и критики (в том числе и от Льва Толстого) за "недостаточную историческую достоверность" художник решил съездить на Кубань, где в казачьих станицах рассчитывал найти исконные "запорожские" типажи. Так художник в 1888 году посетил станицу Пашковскую, где сделал множество набросков(из которых, к сожалению, до наших дней дошло только девять) после чего на свет появился окончательный вариант картины, выставленный ныне в Русском музее. Более ранние варианты, а их два, находятся в Третьяковской Галерее и в Харьковском художественном музее).
Помимо самих "Запорожцев", в музее имени Коваленко представлены произведения художника из фондов Краснодарского художественного музея: "Искушение Христа" и рисунок по мотивам стихотворения М.Ю. Лермонтова "По небу полуночи ангел летел", коллекция редких книг Краснодарской краевой библиотеки им. А.С. Пушкина, жалованная грамота императрицы Екатерины II из Краснодарского историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына. Наличествует тут также и казачье огнестрельное и холодное оружие второй половины XVII- XVIII веков из частных коллекций. Причем, как объяснила нам научный сотрудник музея Дина Конкина, условно его можно поделить на две части: оружие, которое на самом деле могло быть в то время у запорожцев, и оружие, изображенное на самой картине, что далеко не всегда может совпадать. Здесь же представлен и главный символ атаманской власти – булава (пернач) и разнообразные предметы казачьего быта: бандура, баклага и другие, изображение "Казака Мамая" – популярный на Украине архетипичный образ запорожца. Есть на выставке и копия письма, которое послал турецкий султан запорожцам. Три четверти его занимают титулы, а в конце небольшая приписка с требованием не устраивать больше набегов на Блистательную Порту. А вот ответ казаков султану по понятным причинам не приведен.
С первых же дней после открытия выставка стала заметным культурным событием для края. Сюда ходят школьники, приобщаемые к "разумному, доброму, вечному". Особенности ненормативной лексики острых на язык запорожцев они знают и без музеев.

"Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товариш, самого Люцеперясекретар. Якiйти в чорталицар, коли голою сракоюїжака не вб’єш! Чортвисирає, а твоєвiйськопожирає. Не будешти, сукiнтисину, синiвхристiянськихпiд собой мати, твойоговiйска ми не боiмось, землею i водою будем биться з тобою…"

Процесс написания этого шедевра казачьей словесности и стал центром всей экспозиции, расположенной в нескольких залах, отобразившись на самой картине. Как живые, на нас смотрят оттуда запорожцы – обнаженный по пояс казак с длинным чубом, ухмыляющийся писарь, атаман в центре картины, явно задающий тон всему процессу. Многие персонажи картины ассоциируются с персонажами из повести Николая Гоголя "Тарас Бульба": пожилой грузный казак в красной рубахе и белой папахе ассоциируется с самим Тарасом, тут же и его старший сын Остап, с перевязанной головой, и молодой человек с благородными чертами лица и вполне интеллигентной усмешкой – младший сын Андрий.
Экскурсовод рассказывает, что среди моделей, позировавших Репину для картины, были многие известные личности. В частности, для центральных персонажей художник выбрал историка Дмитрия Яворницкого — писарем, а атаманом Серко — самого киевского генерал-губернатора Михаила Драгомирова. Герой русско-турецкой войны, шутник, весельчак и балагур, Михаил Драгомиров, был необыкновенно популярен среди киевлян. О нем ходили легенды, самая известная из которых — классическая история с телеграммой, посланной самолично императору Александру. Однажды, забыв поздравить царя Александра III с именинами тридцатого августа, генерал спохватился лишь первого сентября и, чтобы исправить оплошность, послал самодержцу такую телеграмму: "Третий день пьем за здоровье Вашего Величества. Драгомиров". На что император, также обладавший чувством юмора, ответил: "Пора и кончить. Александр". Кстати, именно Александр и стал первым покупателем картины Репина.
Для смеющегося казака в белой папахе позировал журналист и писатель Владимир Гиляровский, а для толстяка, который должен был изображать собственно Тараса Бульбу, прототипом оказался профессор Петербургской консерватории Александр Рубец. Иные фигуры запорожцев были собраны на картине буквально по кусочкам из разных людей: для персонажей полотна художник заимствовал у моделей лишь отдельные черты. "Он рисовал с меня для своей будущей картины "Запорожцы" целых два часа", – рассказывал в личной переписке известный русский писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк. – Ему нужно было позаимствовать мои глаза для одного, а для другого – веко глаз, и для третьего запорожца поправить нос". Еще одно лицо было списано Репиным с посмертной маски, вернее, не совсем посмертной: молодой художник петербургской Академии художеств Порфирий Мартынович, с которого сделали этот слепок, на тот момент был жив. Просто вместе с однокурсниками он увлекался шуточными упражнениями – снятием гипсовых масок друг с друга. Из-за этого "посмертная" маска Мартыновича улыбалась, что и привлекло в ней Репина. Еще студент академии – татарин, имя которого история не сохранила, также попал на картину. А вот его белозубая улыбка была "позаимствована" с черепа казака, найденного Яворницким при археологических раскопках на территории Запорожской Сечи. Некоторые персонажи попали на картину сами того не желая: так, для казака, развалившегося у стола спиной к зрителю, Репин подыскивал человека с внушительным затылком и лысиной. Обладателем оных оказался Георгий Алексеев, обер-гофмейстер царского двора, кавалер почти всех российских орденов и почетный гражданин города Екатеринослава (ныне Днепропетровска), страстно увлекавшийся нумизматикой. На предложение художника выступить в роли затылка Алексеев ответил категорическим отказом: "Что это, на посмешку будущему поколению?! Нет!" Однако художник и его друзья решили взять упрямца хитростью. Яворницкий, хорошо знавший Алексеева, заманил его в дом к Репину посмотреть коллекцию древних монет. За этим занятием его и запечатлел живописец, незаметно усевшись сзади. И хотя обер-гофмейстер потом сильно обижался, он так и остался на картине – в роли исключительно натуралистично выписанного казака, кажется, вываливающегося спиной на зрителя.
Кстати, Дмитрий Яворницкий оказал существенную поддержку Илье Репину при написании картины – в частности, именно он посоветовал Илье Репину отправиться на Кубань за новыми типажами, за что и удостоился подарка от живописца – первого варианта картины, написанного маслом. Именно благодаря этому совету Кубань, ее казачья станица навеки была вписана в историю создания одного из величайших шедевров русской живописи.


Денис ШУЛЬГАТЫЙ