Культура:

Затонувшая память войны

10.08.2020

Подводная экспедиция проходила в Черном море и Керченском проливе

Автор: Читатель НГК

916

Под руководством Управления Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества у берегов черноморского побережья Крыма проведен подводный этап восьмой поисковой экспедиции Министерства обороны. Об этом сообщил начальник гидрографической службы Черноморского флота капитан 1 ранга Владимир Афанютин. 

- Экспедиция прошла на гидрографическом судне Черноморского флота ГС-86, экипаж которого вот уже многие годы возглавляет многоопытный капитан Василий Харитонов, - говорит капитан 1 ранга Владимир Афанютин, - Экспедицию возглавлял консультант военно-мемориального отдела Игорь Львович Боровков. В её состав  вошли представители Экспедиционного центра Минобороны России, общественного движения «Поисковое движение России», общественной организации «Русское географическое общество» специалисты гидрографической службы ЧФ.

Самая главная задача экспедиции состояла в исследовании конкретных объектов, которые были заранее определены, а также в поиске останков экипажей погибших судов. Важно было определить принадлежность погибшего судна или летательного аппарата. Членам экспедиции удалось поднять на борт обнаруженные в ходе поиска фрагменты вооружения, военной техники и предметы по принадлежности, включая личные вещи членов погибшего экипажа. Подводные поисковые работы проводились на 10 объектах, большинство из которых расположены в Керченском проливе. Условия для подводных работ оказались весьма сложными. Прежде всего, из-за плохой видимости. Теплая вода привела к массовому размножению фитопланктона, поэтому её прозрачность оказалась крайне низкая, и это затрудняло работу поисковиков. Тем не менее, экспедиция достигла поставленной цели, а экипаж ГС-86 успешно выполнил возложенные на него задачи. Более подробно о целях, задачах и итогах этого важного и планового мероприятия вам может рассказать научный руководитель подводной поисковой экспедиции Министерства обороны РФ «Аджимушкай-2020» Александр Ёлкин.

- Подводные исследовательские работы проводились в разных районах Черного моря, а также в Керченском проливе и на подходах к нему, - говорит Александр Ёлкин, - Во время поисков участники экспедиции исследовали самолёты, корабли и катера времён Великой Отечественной войны, а также подняли фрагменты вооружения и военной техники с глубины до 60 метров. В районе Алупки мы обнаружили и обследовали американский самолет «Бостон А-20», который советские войска получали по ленд-лизу. Мы сумели его идентифицировать. Затем в районе набережной Ялты вели поиск буксира «Байкал». Это немецкий буксир времен Великой Отечественной войны. Он лежит на глубине 10-12 метров на песчаном дне. К сожалению, штормовая погода помешала нашим поисковым работам. Одной из основных целей было обследование десантного катера КТЩ-165 «КИТ». По имеющимся данным, он был повреждён артиллерией противника, при отходе после высадки десанта в 1943 году. На катере в тот момент могли находиться около 40 десантников и два моряка. О судьбе судна историки ведут многочисленные споры. К сожалению, расставить все точки над «и» в этом вопросе экспедиция не смогла, но многое прояснила. Мы обследовали палубные устройства, такелаж, лебедки. Еще одним объектом обследования стал торпедный катер серии Г-5 ТК-32, который подорвался на мине. Мы обследовали также КТЩ-411, с которого сумели поднять два ствола «Эрликона». Нам очень сильно помогают рыбаки, которые цепляют сетями фрагменты затонувших объектов, достают какие-то обломки, передают нам координаты этих мест. И мы им за это благодарны.  Они передают нам места обнаружения обломков. Один из, например, из самолётов – они подняли колесо, есть точные координаты. Судьбу всех находок решит Министерство обороны России. Большинство из них будет передано в крупнейшие музеи полуострова и страны.

Керченский пролив, как можно увидеть на орбитальных фото, имеет довольно сложную форму, определить его площадь непросто. Он протянулся на 45 км, а его ширина колеблется от 4,5 до 15 км, относительно мелок – глубина не превышает 18 м. Из-за этого он быстро прогревается и остывает, в холодные зимы частенько замерзает. В связи с местоположением, для проведения и обеспечения экспедиции наиболее подходящим судном для поиска стало гидрографическое судно Черноморского флота ГС-86. Особенно если учесть, что его экипаж имеет в этом вопросе богатый опыт.

- В ходе поисковых работ участники экспедиции использовали гидролокатор бокового обзора, эхолот и другое специализированное оборудование, - говорит Василий Харитонов, - наши специалисты давно научились пользоваться этими приборами, ведь подобные экспедиции для нас стали привычным делом. Одна из них, например, ставила своей целью найти четыре советские подлодки. Д-4 (погибла с экипажем в декабре 1943 г.), Л-23 (потеряна с экипажем во второй половине января 1944 г.), С-32 (погибла 15 или 26 июня 1942 г., на борту находились 55 человек), Щ-214 (потоплена 19 июня 1942 г. итальянским торпедным катером MAS-571, 38 членов экипажа погибли, двое были взяты в плен).

- Существуют две версии гибели С-32, - говорит Александр Ёлкин, - Согласно первой версии она стала жертвой атаки итальянской сверхмалой субмарины СВ-3 в районе мыса Сарыч или Ай-Тодор; по другой - С-32 была потоплена немецким самолётом на переходе в осаждённый Севастополь. Прошедшая тогда экспедиция на ГС-86 дала богатый фактологический материал, который помог закрыть белые пятна нашей истории в акватории Черного моря. Нынешние погодные условия, зачастую, вносили свои коррективы в план проведения экспедиции. Сильный ветер, волнение моря, малая прозрачность воды серьёзно осложняли работу специалистов. Тем не менее, поставленные задачи мы выполнили. В том числе благодаря высокому профессионализму экипажа ГС-86.

Капитан гидрографического судна Черноморского флота ГС-86 Василий Харитонов отметил высокопрофессиональную и добросовестную работу третьего помощника (штурмана) Алексанжра Саликова, старшего механика Сергея Кузьменко, моториста 1 класса Илью Федоришина, матроса 2 класса Павла Богданчикова.   

В том, что в ходе поисковых мероприятий осуществлён подъём зенитной пушки «Эрликон» и одного запасного ствола к ней, множества фрагментов военной техники, есть и их заслуга. Оформлена учетная карточка на одно морское воинское захоронение. Найденное вооружение и фрагменты военной техники будут переданы, в том числе - в музеи полуострова.

Владимир ПАСЯКИН