Культура:

Здесь был Вася

15.07.2024

Что думают деятели культуры о настенных изображениях в Краснодаре

Автор: Наталья ЩУРИК, искусствовед

4243

Сегодня в краевом центре заканчивается голосование по вопросу – нужно ли размещать коллаж, символизирующий Год семьи, на здании Муниципального концертного зала?

Напомним предысторию рождения этой идеи. На выставке «Россия» в Москве на ВДНХ в краснодарском павильоне посетителям предложили поучаствовать в интерактивном шоу – раскрашивании фотоколлажа по номерам на тему семьи.

Затем администрация города на своем официальном сайте объявила голосование через портал «Госуслуги». Проголосовать можно только так: «отличная идея», «мне все равно» или «предлагаю свой вариант поверхности». Устроители голосования, уверенные в успехе идеи, не допускают, что может быть и вариант «против». А он, как представляется авторам этой статьи, имеет принципиальное значение.

Художники, скульпторы и искусствоведы Кубани считают «голосование» по вопросам художественного оформления столицы – нездоровой тенденцией.

Наталья Леонидовна Щурик, член Ассоциации искусствоведов, член ВТОО «Союз Художников России», кандидат исторических наук:

«Город Краснодар, как и другие города края, переживает мощный натиск со стороны людей, вооруженных баллончиками с краской. Этот вид вандализма пришел к нам в Россию, как чужеродное явление из неблагополучных гетто, с высоким уровнем преступности и бедности. Яркий пример – бразильские фавелы. И не только. В Интернете можно найти множество фотографий изуродованного вандалами центра Бухареста. Без слез нельзя смотреть на здание Академии наук Грузии в Тбилиси. Таких примеров сотни тысяч. В советские годы вандалы тоже были, но свои «художества» в основном они демонстрировали в общественных туалетах.

Власть заботилась об облике городов, восстанавливавшихся из руин после Великой Отечественной войны. Молодежи прививали интерес к лучшим образцам классической культуры и уважении к архитектурному наследию.

С некоторых пор людям с баллончиками власти города благосклонно уступали заборы, подземные переходы, потом стали строить в парках плоскости для разрисовки стен, а теперь уже отдают им брандмауэры жилых домов и знаковых архитектурных объектов города. По сути, потворствуя тем самым укоренению дурной привычки – рисовать, где попало. История с раскрашиванием картинки по номерам и последовавшее за ней сомнительное голосование – это еще и попытка легализовать в Краснодаре низкопробную вкусовщину, наводнить город примитивными раскрасками и, что самое обидное, сделать нас всех соучастниками этого перформанса.

Фотоколлажи с использованием компьютера легко делают даже школьники. Но перевести их в большой формат, не нарушив пропорции лица, практически невозможно. Смотришь на такие фотопортреты известных людей и понимаешь, сколь унизительна для портретируемых подобная «забота». Но согласия, как того требует закон, никто у них и их родственников на подобные художества не спрашивает.

Баллончиковые картинки уместны в барах, ресторанах, если они отражают вкусы владельцев и их посетителей. Не нравится роспись, не заходи!

В погоне за пресловутой модой Краснодар начал стремительно терять свое исконное лицо казачьего града и приобретать физиономию недалекого деревенщины, который пытается изображать из себя денди.

Еще один немаловажный аспект – авторские права на произведение искусства. Любое произведение архитектуры, скульптуры и т. д. имеет законченную идею и композицию. Поэтому вмешательство в него, должно согласовываться с автором. В противном случае, грубо нарушается авторское право. Человек с баллончиком внедряется в чужое произведение искусства, видоизменяя его, подчас до недоузнаваемости, как правило, в худшую сторону.

Вряд ли кто из художников, захотел, чтобы в его произведении, кто-то что-то изменил, что-то приписал, пририсовал или прилепил.

Мои коллеги разговаривали с заслуженным архитектором России Олегом Николаевичем Кобзарем, автором проекта здания, на которое хотят нанести изображение «Год семьи». Уважаемый Олег Николаевич сказал, что его о согласии никто не спрашивал. Да и вряд ли спросит.

Художественное оформление городской среды – это вопрос, который вообще не должен выноситься на голосование, он должен обсуждаться специалистами соответствующих компетенций».

Виктор Федорович Бугай, член ВТОО «Союз Художников России», выпускник Московского государственного академического института им. В. И. Сурикова, автор многочисленных произведений в области монументального искусства, коренной житель Краснодара, потомственный казак:

«Меня удивила сама идея – поместить изображение, связанное с празднованием «Года Семьи», на фасаде концертного зала. Год семьи будем праздновать еще полгода. А потом, будет другой год, посвященный чему-то другому. Концертный зал – самостоятельное архитектурное сооружение, которое не нуждается в новых декоративных элементах. Тем более в том, чем его пытаются на этот раз его раскрасить.

Данная картинка представляет собой компьютерно-графический вариант фотографии. То, что мы видим на видео, носит плакатный характер. Плакат может висеть где угодно, рано или поздно его снимут. Однако в монументальном решении, т. е. с привязкой к архитектуре, такое недопустимо. Изображение должно органично вписываться в особенности архитектурной пластики, быть гармоничной ее частью. И это вопрос художественной композиции, который полагается решать профессионалам. Естественно ведь, что идти к врачу, не имеющему необходимого образования, опасно для здоровья. Почему же в нашем городе, в котором действует одна из самых крупных организаций в России Союза Художников, с опытными мастерами всех направлений искусства, доверяют заниматься монументальным оформлением столицы Кубани людям, ничего сведущим в этой области? Думаю, что не стоит портить архитектуру города результатом шоу, тем более, выделять на это средства. Монументальные работы надо доверять только специалистам».

Андрющенко Владимир Тимофеевич, потомственный художник, заслуженный художник России, член ВТОО «Союз Художников России», выпускник Киевского государственного художественного института, художник-монументалист, преподаватель, коренной житель Краснодара:

«Монументальное искусство во все времена было одним из сложнейших среди тех, которым обучали художников. Это особо ответственное направление, которое сопряжено с архитектурой, которая в первую очередь представляет город. Мы хотели бы, чтобы наш город воспринимали как город высокой культуры через произведения монументального направления. Чего не скажешь о том, что вынесено на голосование».

Борейко Олег Васильевич, живописец, выпускник Ереванского художественного института, потомственный казак:

«Граффити никакого отношения не имеет к отечественной градостроительной культуре. В городской среде она выступает неким костылем, закрывая собой ободранные стены. Поэтому она хорошо прижилась в южных странах с чуждым нам менталитетом. В СССР монументальное искусство было проводником идеологии. Нынешние граффити не несут никакого смысла и являются просто безвкусицей. Чему наглядный пример – картинка с ВДНХ. В Краснодаре есть замечательные произведения монументального искусства В. Ф. Папко, А. А. Беломыцева. Их уже изучают, они часть культуры города. Они пример для подражания и продолжения традиций. Замечательный пример – Санкт-Петербург, где на законодательном уровне запретили кричащую рекламу. Краснодар же, не поменяв и не упорядочив эту часть городской культуры, утяжеляет город огромного формата граффити и фотоколлажами. Надо воспитывать вкус. Это императив. И эту задачу через искусство должны решать профессионалы, которые опираются на знания, опыт, многовековые традиции. Теряя общую культуру, мы теряем национальную идентичность!»

Куда девать раскрашенное на ВДНХ?

Изначально неудачная идея поучаствовавших в интерактивном шоу поставила в щекотливое положение. Они не художники, и итог получился вполне ожидаемый: мужчина с кистью, вырастающей из локтя и т. д. Опустим многочисленные погрешности плаката.

Есть одно главное и неоспоримое преимущество. Благодаря его неуместности и бездарности, картинка стала поводом для давно назревшего разговора о художественном оформлении краевого центра.

Надеемся, что власти города не воспримут наши высказывания как личную обиду.

А картинку нужно повесить в городском парке в доступном месте, и пусть все желающие оставляют на ней свои пожелания о том, в чем нуждается наш любимый город. Ведь об этой акции знали немногие.