20 ноября в сочинском Зимнем торжественно отметят юбилей театра, которому в этом году исполнилось 75 лет. Говорят, что здания, как и люди, обладают душой, не безучастны к событиям, в которые вовлечены. Почему бы нет? Ведь в их судьбах спрессованы судьб
918
20 ноября в сочинском Зимнем торжественно отметят юбилей театра, которому в этом году исполнилось 75 лет. Говорят, что здания, как и люди, обладают душой, не безучастны к событиям, в которые вовлечены. Почему бы нет? Ведь в их судьбах спрессованы судьбы многих людей, а о времени, когда заговорят камни, твердили еще библейские пророки. К тому же в век высоких технологий чудеса давно стали обыденностью…
Интересно, о чем бы сегодня хотел поведать главный храм искусств олимпийского Сочи?
– ПОЗВОЛЬТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ: Зимний театр, 1937 года рождения (это с момента сдачи в эксплуатацию, а по "гастрольному паспорту" – с 38-го), семейный. С 2 марта 2010 года "вступил в отношения" (не в первый раз!) с Органным залом – в соответствии с постановлением администрации города Сочи № 209 "О реорганизации Муниципального учреждения культуры "Сочинская филармония" в Муниципальное учреждение культуры "Сочинское концертно-филармоническое объединение" путем присоединения к нему Муниципального учреждения культуры "Зал органной и камерной музыки". Впрочем, о нашей давней взаимной любви подробнее расскажу чуть позже.
Звания? Имеются – памятник архитектуры федерального значения. Про опоясывающие меня 88 колонн и коринфскую архитектурную композицию лишний раз не хочется вспоминать. Что понапрасну хвалиться очевидным? Кстати, думаю, отблеск славы греческих зодчих с их Парфеноном сыграл свою роль и в моей жизни.
В воздвигаемом у теплого моря субтропическом рае для рабочих и крестьян нужен был центр культурной жизни – этакий "новый Парфенон" на высоком берегу (старый театр, построенный в 1909-м на территории гостиницы "Кавказская Ривьера", выглядел как насмешка над социалистическим Городом Солнца). Кроме того, коринфская колоннада с двумя портиками решала проблему главного входа в театр, визуально "уравняв" подходы со стороны моря и главного проспекта.
В 1934-м на конкурсе эскизов "отец народов" Иосиф Сталин, которого по праву могу назвать своим крестным отцом, прохаживаясь мимо стендов и пыхтя трубкой, выбрал проект молодого архитектора Константина Чернопятова. А помогали последнему, между прочим, академик архитектуры Владимир Щуко и профессор Владимир Гельфрейх (авторы Мацестинского виадука), консультировал – академик Иван Жолтовский (автор Сочинского художественного музея, белокаменного моста на Ривьере да здания насосной станции в районе Новой Мацесты).
ИМЯ "ЗИМНИЙ" дали в противоположность Летнему театру, к строительству которого приступили в ту же пору по соседству – в парке имени Фрунзе. Эскизный проект утвердили 5 сентября 1934-го на совещании при секретаре ЦИК СССР, где Константину Николаевичу под кураторством Ивана Владиславовича и поручили разработать технический проект. Строили рекордными темпами – с 34-го по 37-й, а построили в… самый разгар политических репрессий. Поэтому меры безопасности в здании были предусмотрены беспрецедентные. Специально для Иосифа Виссарионовича создали тайный подземный въезд. Покинуть театр вождь мог прямо из личной ложи, что справа от сцены. Для первых лиц в здании есть и бомбоубежище, и подземный ход, а в потолке зрительного зала – окошки для сотрудников НКВД...
День рождения де-юре – 1 декабря – стараюсь не отмечать, ведь встреча с публикой де-факто состоялась 15 мая 1938-го, когда в торжественной обстановке под бурные аплодисменты меня "осветили" оперой Римского-Корсакова "Царская невеста" в постановке Московского государственного театра оперы и балета им. К.С. Станиславского…
С ТОЙ ПОРЫ нет, наверное, такого театра в стране, который бы не выступал под моими сводами. Великие коллективы из Москвы, Ленинграда и региональных столиц гастроли в Сочи почитали за честь – здесь их могли увидеть жители всех городов и весей Советского Союза. Помню многих корифеев: Ольгу Книппер-Чехову и Василия Качалова, Сергея Лемешева и Валерию Барсову, Михаила Тарханова и Аллу Тарасову, Веру Марецкую и Николая Мордвинова, Любовь Орлову и Николая Черкасова, а еще Святослава Рихтера, Тихона Хренникова, Михаила Жарова, Леонида Утесова, Игоря Ильинского, Елену Гоголеву, Аркадия Райкина, Рубена Симонова, Зару Долуханову, Давида Ойстраха, Бориса Штоколова, Клавдию Шульженко… Слышал, будто примадонна российской эстрады Алла Пугачева всегда мечтала выступить в Зимнем, но раньше ей не разрешали.
Моя жизнь тоже была непростой! Хотя кто из моих ровесников может похвастаться легкой долей?! Вот и тема старческих недугов не обошла стороной: протекание крыши, заливание подвалов, "шелушение" штукатурки из-за соленого морского ветра... Иначе с чего бы в 2005-м лег под нож "пластических хирургов", специализирующихся на капитальной реконструкции?
Да, за 70 лет это был первый всеобъемлющий капремонт. Сердечной благодарности за него достоин экс-мэр Сочи Виктор Колодяжный, заполучивший в город вместе с Президентом РФ и губернатором Кубани зимнюю Олимпиаду. В те сложные для городской казны времена он, строитель по образованию, а также человек слова и дела, занял принципиальную позицию: воссоздать меня в первоначальном виде от колонн и лестниц до кресельных обивок и портьер. И ведь сумел все организовать, не затратив ни одного бюджетного рубля! Трата муниципальных средств на федеральный памятник была бы чревата фатальными последствиями. Рачительным хозяином города был использован потенциал профицита, и параллельно восстановлены Художественный музей, кинотеатр "Стерео", другие знаковые объекты.
Привели в порядок и подсветили мой фасад, в гранит одели проходы и портик, заново изготовили по старым образцам ламбрекены и маркизы, отреставрировали уникальные люстры и бра, лепнину и позолоту. С моих внутренних гипсовых (не мраморных!) колонн сняли слой грибка, положили искусственный мрамор и покрыли его пчелиным воском. Заменили сценическое оборудование, интерьеры сцены, зрительного зала и фойе. Установили новые кресла, современные системы обогрева и кондиционеры. Увеличили размеры оркестровой ямы, чтобы появилась возможность предоставлять сцену музыкальным и балетным коллективам с оркестром в полном составе…
Однако, как показало время, капитальный ремонт, увы, не решил всех проблем. К примеру, как-то после спешной укладки на Театральной площади асфальтового покрытия, в связи с проведением мероприятий "Формулы-1" и благодаря проливным дождям, в цокольном этаже неожиданно возникло "лебединое озеро". Ситуация усугубилась с установкой выставочных павильонов, загромоздивших ливневые стоки… Кровля не соответствует современным нормативным требованиям и нуждается в полной замене. Немало иных вопросов, возникающих отчасти из-за стремительного развития постановочных технологий морально устаревшего энергообеспечивающего оборудования.
ХОТЯ впечатление производить могу и на комплименты еще вдохновляю! Помню, Катрин Денев, впервые приезжавшая ко мне в гости на XI Международный кинофестиваль "Лики любви" в 2005-м, одарила сравнением, достойным истинной француженки.
– Зимний театр в Сочи своей архитектурой похож на парижскую церковь Мадлен на Площади Согласия, – сказала она. – Тот же древнегреческий "профиль", та же колоннада и благоговейная атмосфера. И оба – храмы, только ваш – храм искусств!
А когда журналисты спросили, что помогает прекрасной Катрин поддерживать великолепную форму, несмотря на напряженный график, кофе и курение, легенда французского кино беззаботно ответила: "Вода, сон и любовь". Вот и у меня этих ингредиентов с избытком. Правда, со сном – проблемы: олимпийский статус Сочи обеспечил проведение на моей площадке в год по 600 спектаклей, концертов и других культурно-просветительных мероприятий, общественно-политических и благотворительных акций.
Великий альтист, дирижер и посол "Сочи-2014" Юрий Башмет называет меня архитектурной и событийной доминантой столицы Белой олимпиады. Дескать, Зимний – это "визитная карточка" курорта и одновременно Международного зимнего фестиваля искусств, между прочим, со всеми его звездами мирового уровня! Легендарный балетмейстер Юрий Григорович считает почетным проводить на моей сцене свой конкурс "Молодой балет мира", подчеркивая, что "Сочи всегда отличала насыщенная художественная жизнь, поднимающая своей интенсивностью духовный статус одной из культурных столиц России". А есть еще "Кинотавр" и "Кинотарик", Международный фестиваль моды Людмилы Ивановой "Бархатные сезоны в Сочи" и Международный фестиваль команд КВН "КиВиН", Открытый джазовый фестиваль "Black sea" и Открытый конкурс вокалистов имени Валерии Барсовой, Федеральный фестиваль "Театральный Олимп" и Межрегиональный открытый фестиваль-конкурс армейской песни "За веру! За Отчизну! За любовь!", Музыкальный фестиваль "Crescendo"…
И год от года полку "системных проектов" прибывает, а "звездопад" все ярче и ярче: Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Дмитрий Хворостовский, Денис Мацуев, Олег Табаков, Александр Ширвиндт, Эмир Кустурица, Жан-Люк Понти, Аида Гомес, Ксения Раппопорт, Лев Додин, Вадим Репин, Ульяна Лопаткина, Николай Цискаридзе, Нино Катамадзе, Максим Венгеров, Алена Баева, Массимо Мерчели, Рено Капюсон, Джованни Солима, Барбара Фритолли, Чучо Вальдес, сэр Гэлвей, Трио Жака Люсье, солисты балета лондонского "Ковент-Гарден" и парижского "Гранд-опера", Большого и Мариинского театров, вокалисты венских театров "Фольксопер" и "Штаатсопер", а также миланского "Ла Скала"… Плюс именитые оркестры: например, Национальный филармонический оркестр, Государственный симфонический оркестр "Новая Россия" или камерный ансамбль "Солисты Москвы", игравший один из концертов на исторических инструментах Страдивари, Гварнери и Амати из коллекции ГЦММК им. Глинки!
И, заметьте, все это наряду с проектами собственных коллективов, ведь с 1968-го Зимний – базовая площадка Сочинской филармонии, которая наряду с солистами сегодня славится Сочинским симфоническим оркестром и оркестром народных инструментов "Русский сувенир" имени Павла Нечепоренко, ансамблем казачьей песни "Любо" и песенно-инструментальным ансамблем "Кудрина", квартетом народных инструментов "Сочи-сюрприз" и камерным хором.
ТУТ-ТО И ПОЗВОЛЮ себе небольшое отступление об узах взаимной симпатии, связывающих меня с Органным залом, как высокий дуб с тонкой рябиной в популярной народной песне. На языке чиновников, нас, венчавших и разводивших, ситуация выглядела так: до 1991-го Сочинская филармония имела статус государственной и прямое финансирование из Министерства культуры России. В ее состав входили несколько крупных, самостоятельных учреждений: Зимний театр, парк имени Фрунзе и его Летний театр, Хостинский парк культуры вместе с театром (впоследствии сгоревшим), обособленный гараж, Зал органной и камерной музыки. Последний появился на свет в 1964-м как пристройка к урожденной в 1962-м музыкальной школе имени Шмелева (для концертной деятельности юных музыкантов). В середине 80-х Сочи принял решение о выделении 560 тысяч долларов (очень большие по тем временам деньги!) на приобретение органа. Приезжала комиссия специалистов, подыскивавших помещение, соответствующее определенным акустическим требованиям.
Первоначально орган планировалось установить в Художественном музее, но впоследствии выбор пал на пристройку к музыкальной школе. Специалисты чешской фирмы "Ригерклосс", конструировавшей органы, самолично устанавливали здесь свою продукцию в 88-89-м. Вот и выпал жребий отделить Органный зал от музыкальной школы. Позднее горсовет передал его в ведение Сочинской филармонии. Знаменитая советская Перестройка внесла свои коррективы в происходящее: с 1991-го Органный зал по решению горсовета стал самостоятельным юридическим лицом. Парки тоже вскоре отделились…
Долгие годы в небольшом курортном городе существовали две самостоятельные крытые филармонические площадки, каждая из которых выстраивала творческие планы, приглашала артистов и, возможно, иногда дублировала другую. Однако в 2005-м переломным моментом в былой разобщенности и началом консолидации сил стало объединение симфонических оркестров и камерных хоров Органного зала и филармонии, символизирующее своеобразный мост "между дубом и рябиной".
ЭХ, СТАНОВЛЮСЬ с годами сентиментальным! Расчувствовался что-то, а все – нахлынувшие воспоминания. Легко лишь тем, кому и вспомнить нечего. Сегодня впервые попавшим в Сочи и купившим билет в Зимний уже не так интересно, что в огнях моей рампы блистали Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов и Ольга Яковлева, Кирилл Лавров и Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили и Зинаида Шарко, Иосиф Кобзон и Майя Кристалинская, Эдуард Хиль и Эдита Пьеха… Хотя, к счастью, есть еще и старожилы! Например, "эрзац-внук" Фаины Раневской (точнее, Павлы Вульф) Алексей Щеглов, с восхищением вспоминающий: "В шесть лет мама взяла меня на летние гастроли Театра Моссовета в Сочи. В 1946 году это был полупустой город, было малолюдно даже в центральном кафе "Лето". Когда в очередной раз я ждал окончания репетиций на скамейке у служебного входа в роскошный сочинский театр, построенный перед войной, ко мне в тень под колонны подсел высокий незнакомый человек. Репетиция затянулась, и мой сосед принялся рассказывать нечто фантастическое, замысловатое и неправдоподобное. Часа через два вышла мама, незнакомец приподнял летнюю шляпу, попрощался и ушел. "Ты знаешь, Кто с тобой сидел? – воскликнула мама. – Это же Вертинский!" Он был кумиром ее юности. Я ничего не понял, как многого по своей юности глупости не понимал…"
Сейчас неподдельный интерес вызывают формально-объективные характеристики: мол, портик венчается фронтоном, украшенным тремя женскими фигурами, созданными в мастерской Веры Мухиной и олицетворяющими живопись, архитектуру и скульптуру. Зрительный зал почти на 1000 мест, а потолок украшен огромной люстрой в 300 ламп с хрустальными подвесками. Ширина сцены – 27 метров, глубина − 18, высота от пола сцены до колосников, с которых спускаются декорации, – 30, высота зрительного зала – 14,5. Большой зал фойе оформляют 20 колонн с коринфскими капителями, облицованными искусственным мрамором (по проекту Щуко и Гельфрейха), а количество ступенек главной лестницы, разбитой на два марша, – 35…
Но я не унываю! "Второе дыхание" мне открыла молодая команда менеджеров под руководством свердловчанина Владимира Мишарина. Теперь в моих фойе проходят стационарные выставки живописи, мозаики, фарфора и экспонатов из федеральных музеев. Открываются именные балетные классы (например, в честь знаменитого Сергея Худекова). Имена присваиваются даже роялям: рояль "ВиктОр" – дань уважения ныне здравствующему солисту Сочинской филармонии Виктору Кузнецову. Короче, старым и добрым традициям светлое будущее обеспечивают новые проекты. Жизнь продолжается, а это главное!
Записал
Виктор ТЕРЕНТЬЕВ