Культура:

Знамение

11.04.2022

Знамения характеризуют не только и не столько природу, сколько самого человека среди стихий этого мира

Автор: Петр Ткаченко

2726

В Сети появилось сообщение, точнее – видеозапись необычного явления природы, происшедшего 23 марта 2022 года, ровно месяц спустя после начала боевых действий в Донбассе и на Украине. Это явление было замечено в Подмосковье  (Балашихе). По другим сообщениям – якобы в Липецкой области или в Сибири. Место его стало вдруг оспариваться. Каждый регион начал присваивать его себе. Видимо, потому, что оно могло произойти в любом уголке России. Уточнялась и его дата – 24 марта.

Явление же такое: Предвечернее время. Тусклое солнце находится на уровне верхушек деревьев. От него вправо отходит светлая полоса (обруч), которая заканчивается новым солнцем, таким же тусклым. От этого, второго солнца так же отходит полоса и приводит к третьему солнцу. Таким образом, на небе появилось четыре солнца, закольцованных этой светлой полосой. Человек, снимавший это явление, поднимает телефон вверх. Там – радуга, довольно яркая, но как бы меньших размеров, какая обычно появляется после дождя. Но главное – она перевёрнута, дугой вниз, к земле.

Явление действительно необычное, поражающее сознание. Человек, снимавший его, прокомментировал это так: «Господь Бог даёт нам какой-то знак. Пусть у нас будет всё хорошо. Первый раз в жизни вижу такое». То есть он сразу понял, что перед ним нечто действительно необычное и сверхъестественное. (Поскольку запись явления существует в сети, каждый может её  просмотреть).

Комментарии к этой записи в Сети оказались настолько примитивными, сводящимися почему-то к беспричинной пошлости, что поражали своей человеческой глухотой не меньше, чем само это необычное небесное явление…

Правда, нашлись и знатоки, уточнившие, что этот природный феномен называется  паргелий. Может быть, и так. Но только это явление не исчерпывалось его природной и физической сущностью, иначе оно не удивляло бы так, как человека его заснявшего, так и всякого живого человека, способного к адекватному восприятию происходящего вокруг, не поражённого болезнью эгоизма. Но не будем – о таких людях, для которых тайн и загадок в этом мире, кроме кроссвордов, не бывает…

Перед нами – явление, известное людям изначально, с незапамятных времён, во всяком случае с тех пор, как начались вестись летописи. Выражалось оно каким-то необычным положением солнца, луны, звёзд. И называлось знамением. Примечательно, что судя по летописным записям о таких явлениях, наши далёкие предки не сводили их только к природному значению, но соотносили их со своими делами на земле. И, действительно, знамение не исчерпывается только природной и физической сущностью. Ведь оно не является каждый день, а только в какие-то строго определённые периоды. И становится уже не столько природным явлением, сколько выражением таинственной, во многой мере нам непонятной связи человека с природой, с миром вообще. То есть характеризует состояние душ и умов людей в какой-то определённый период времени. Является одним из проявлений духовной сущности человека, которая во все времена остаётся неизменной, ибо «природа человека вечна» (В. Розанов).

Кто скажет, что видеть в этом явлении какой-то высший смысл, кроме природного, – это следствие непросвещённости, отсталости, непрогрессивности, анахронизма, пережитка прошлого, оставим при их убеждениях, ибо переубеждать в чём-либо таких людей невозможно.

Летописи буквально пестрят сообщениями о знамениях: «В лето 6420 (911 год) явилась на западе большая звезда в виде копья»; «В лето 6630 (1122 год). Было знамение в солнце, 10 марта, и в луне было знамение, того же месяца, в 24 день»; «В лето 6621 (1113 год). Было знамение  в солнце в 1 час дня. Всем было видно: осталось от солнца мало, как месяц вниз рогами,  марта 19, а луны в 29 день. Эти знамения бывают не к добру; бывают знаменья в солнце или в луне или со звёздами не по всей земле, но если в какой стране будет знаменье, та его и  видит, а другая не видит».

Словом, знамение представлялось нашим предкам неизменно чем-то таинственным и загадочным, хотя по самому происхождению, этимологии слова – знамение оно таковым, вроде бы, не должно быть. Ведь оно происходит от «знать», «познание». Это знак, символ, образ. Примечательно, что в современных словарях, это слово сопровождается ремаркой – устаревшее, что безусловно является следствием безбожных, атеистических времён. Ведь знамения, как видим, продолжаются. Как же может быть устаревшим слово, их обозначающее?.. Такое положение может свидетельствовать об одном: оградить людей от размышлений, от смысла и значения знамений – нет слова, а значит, якобы и нет самого явления…

От знамения происходит слово знамя – и как руководящая идея, и как предмет – стяг: древко с полотнищем. Знамя сообщало воинам знание о том, что происходит, по положению знамени определялась победа. Поэтому обычным выражением было: «Знамя глаголет», то есть говорит, сообщает людям об истинном положении вещей. «Стяги глаголят» – в «Слове о полку Игореве». «Знаменье глаголят, им же знаменают воеводы победу» (Григорий Богослов, ХI век). Наконец, осенение себя крестом так и называется до сих пор – крестное знамение?

Нельзя не заметить того, что, судя по летописям и литературе, знаменья появляются в периоды каких-то общественных нестроений, в периоды растерянности и даже прострации умов и душ. Или – в какие-то переломные периоды истории, связанные с грандиозными событиями, – обычно войной. В «Слове о полку Игореве» князя Новгород-Северского Игоря Святославича, вышедшего в поход на половцев, 1 мая 1185 года, застаёт в походе солнечное затмение: «Тогда Игорь воззре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты». Это было реальное солнечное  затмение, исчисленное учёными нашего времени. Но участники похода  увидели в нём знамение и сокрытый тайный смысл. Бояре и дружина сказали князю: «Княже! се есть не на добро знамение се!» Игорь же ответил им: «Братья и дружино!» тайны Божия никто не знает, а знамению творец Бог и всему миру своему» (Ипатьевская летопись). Игорь пренебрегает знамением и ведёт воинов своих дальше в Степь. Поход этот, как известно, закончился страшным разгромом Игоря и его пленением вместе с другими князьями.

Но есть в тексте «Слова» и другое загадочное место, которое можно расценить так же, как знамение. Это описание накануне битвы: «Другого дни вельми рано кровавые зори свет поведают Чёрныя тучи с моря идут, хотят прикрыти 4 солнца, а в них трепещут  синии молнии. Быти грому великому, идти дождю стрелами с Дону великаго!»

Четыре солнца… Исследователи обычно понимают это так, что коль в походе участвовало четыре князя, они и сравниваются с солнцами: сам Игорь, его брат Всеволод Святославич из Курска, сын Владимир князь  Путивльский и Святослав князь Рыльский. Действительно называть князей солнцами было обыкновением. Князь Владимир Креститель Руси – «Красно солнышко». Да и в «Слове» уже после поражения князья называются солнцами и месяцами, когда на реке на Каяле тьма свет покрыла: «Два солнца померкли, и с ними молодые месяцы – Олег и Святослав». Всё так. Но реальность события не исключает его символического и образного значения, того, что это тоже могло быть  знамение. Особенно в соотношении со знамением нашего дня, здесь описанного. Тем более, что «синие молнии», помянутые в «Слове», как и «синяя мгла» в русской поэзии являются признаком сверхъестественности и потусторонности.

Знамения являются накануне каких-то огромных потрясений и грандиозных событий. В начале миновавшего революционного ХХ века людей охватывала такая тревога, что всё было переполнено знамениями: землетрясение в итальянской Мессине, ожидание какой-то кометы, огромной и хвостатой… Александр Блок отмечал это в поэме «Возмездие»:

            Пожары дымные заката

            (Пророчества о нашем дне),

            Кометы грозной и хвостатой

            Ужасный призрак в вышине.

            …Безжалостный конец Мессины

            (Стихийных сил не превозмочь).

Причём у А. Блока это не только природные явления, но связанные с духовной сущностью человека: «Ещё чернее и огромней/ Тень Люциферова крыла». Поразительно, что поэт говорил и о причине этого знамения и предстоящего потрясения: «Сознанье страшного обмана./ Всех прежних малых дум и вер».

Но значение знамения обычно не воспринимается людьми в его истинном смысле. Во-первых, потому, что значение его пока сокрыто и открывается обычно потом, после потрясения, когда что-либо изменить или поправить невозможно. Во-вторых, потому, что они оказываются заслонёнными какими-то житейскими событиями, которые кажутся людям более важными. А принимать «малое» за «великое» – обыкновение, о чём говорится и в «Слове»: «И начали князья про малое «се великое» молвить». То есть причиной потрясений является нарушение системы человеческих ценностей.

Тот же А. Блок, находясь в Шахматове, 9 мая 1910 года решил понаблюдать за кометой, вставши рано утром. Но увидел не комету, а то, как его приказчик «вороватый Егорка» растаскивает его хозяйство: что он и отмечал в записной книжке: «Есть у нас арендатор – мелкий мошенник… Он испортил и недодал сбрую, не сдал овса, продал корову и лошадь, не вывез дров, наворовал по мелочам. Сегодня утром встал я из тёплой постели в 4-м часу утра посмотреть комету… Кометы я не увидел, но увидел как Егор, вставший со своей беременной женой, торопливо и воровато навивает воз соломы и увозит её на свой хутор, как вышли овцы – и бросились без призору на наш клевер, выползли некормленные куры и побежали на только что посеянный овёс…»

Удивительно ли, что нынешние люди, увидев знамение, четыре солнца, распознали в нём лишь природное явление – паргелий… Ведь они так мало связаны с миром, что их «душа для видений ослепла»… (А. Блок).

 Надо сказать, что знамение – это не только предупреждение людям. «Предупреждён, значит вооружён» – хотя и справедливо житейски, но не из области духа. Если бы это было так, то людям достаточно было бы прекрасных инструкций, по которым они жили бы. Или – справедливых законов вместо молитв, и «по возможности их точное исполнение», что и предлагал В. Белинский в полемике с Н. Гоголем. Но жизнь человека не определяется только законами и не вмещается в них. Да что законы, если на Божии заповеди люди часто смотрят так, словно это к ним не имеет никакого отношения… Знамения характеризуют не только и не столько природу, сколько самого человека среди стихий этого мира.

Знамение, может быть и предсказывает будущее, в которое заглянуть невозможно, да и не нужно. Только всегда, во все времена оно почему-то – «не к добру». Но то, что оно характеризует состояние умов и душ людей, его наблюдающих, бесспорно. Иначе почему люди живут какое-то время без всяких знамений, не чувствуя в них никакой потребности. А в иные периоды знамения преследуют их чуть ли не на каждом шагу. Наверное, всё-таки дело не в знамениях, а в нас.

Поражает и озадачивает в знамении 23 марта 2022 года радуга, то, что она перевёрнута, направлена дугой не в небо, а к земле. И здесь мы должны сказать о природе и сущности радуги, так как «не вечно духу Моему быть пренебрегаемым человеком» (Бытие, 6: 3).

После Потопа, посланном Господом на землю потому, что она оказалась «растленной», ибо «всякая плоть извратила путь свой на земле», Он сказал: «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал» (Бытие, 8: 21). То есть зло в человеке – от юности, от его несовершенства. Таким образом, Господь оставляет человеку путь совершенствования для спасения себя и этого мира. Но вместе с тем Он, говоря современным языком, не оставляет человека без надзора, и ставит радугу между собой и людьми. Как посредника, опять-таки говоря современным языком, дабы люди помнили, что Он есть: «Вот знамение завета, который Я поставлю между Мною и между вами, и  между всякою душою живою, которая с вами…» (9: 12); «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (9: 13); «Я увижу её, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле» (9: 18).

Но в нашем нынешнем знамении радуга – перевёрнута… Что это значит, нам неизвестно. Это остаётся тайной. Надо полагать, мы узнаем об этом потом. Но если радуга напоминает о божеском устроении мира, то всякое её явление говорит о том, что наши беды проистекают по причине отпадения от Бога. То есть об избрании нами каинитской цивилизации, так как Каин был первым безбожником…

Главное же состоит в том, что явилось знамение и что люди заметили его. А это значит, что их души – живые, что они для видений не ослепли. Разумеется, те, кто на это способен. А все души без исключения для видений и других тайн этого мира и не могут быть зрячими.