Культура:

Звезда «великого немого»

06.03.2018

В преддверии Восьмого марта в редакции «НГК» прошла презентация книги директора художественной галереи «САНТАЛ» Нины Стрижовой «Портрет на полотне эпохи»

3014

В преддверии Международного женского дня в редакции «НГК» прошла медиа-презентация книги директора художественной галереи «САНТАЛ» Нины Стрижовой «Портрет на полотне эпохи», посвященная 110-летию со дня рождения нашей землячки –известной актрисы Ирины Володко.Помимо автора книги,на встрече присутствовали доктор социологических наук, профессор Айтеч Хогуров, профессор Краснодарского государственного института культуры, член Союза кинематографистов России Григорий Гиберт, член союза художников России Николай Райбац, а также журналисты краевых СМИ

Галина ТАШМАТОВА, главный редактор НГК: Накануне восьмого марта мы говорим об истинной женщине, Прекрасной Даме, в подлинном смысле этого слова, –открыла встречу главный редактор Галина Ташматова. –Перед Ириной Володкопреклонялись известные мужчины прошлого века – она была их Музой. Однако жизнь этой творческой натуры была не только блистательной и успешной. На долю актрисы пришлись страшные годы революции, гражданской войны, сталинских репрессий, Великой Отечественной.Рожденная блистать, вдохновлять и покорять, Ирина Володко– аристократка в самом высоком смысле этого слова –сохраняла чувство собственного достоинства даже тогда, когда осталась практически на улице, без жилья и средств к существованию.Книга Нины Антоновны Стрижовой, помоему мнению,– это литературно-исторический памятник поколению истинных женщин. В прошлом веке на Кубани их было немало; жаль, что о многих из них мы ничего практически не знаем. В книге, посвященной Ирине Володко, нет ни одного лишнего слова, она изобилует конкретными фактами из жизни героини, подлинными фотографиями, которые собирала долгие годы автор.Уверена, что книга эта не залежится на библиотечных полках и переживет не одно переиздание.

Нина СТРИЖОВА: Когда мы открывали галерею «САНТАЛ», я уже знала, что она расположена в том самом доме, в котором жила Ирина Володко,– с волнением начала свой рассказ автор книги Нина Стрижова. –К тому времени я хорошо зналаплемянницу Ирины Володко–Тамару Купленикову. По моей просьбе она начала писать свои воспоминания о своей тете. Но поскольку уже тогда Тамара Даниловна была в весьма преклонном возрасте, то она предпочла больше рассказывать, а записывала я.  Общение с этой умной, интеллигентной женщиной было уже, само по себе, для меня большой радостью. С большим интересом я вслушивалась в ее речь, в каждое произнесенное слово, впитывала манеры. И даже, признаться, пыталась им подражать. Но –куда там! Эта внешняя безупречная грация подпитывалась изнутри, то, что принято называть «породой». Мне было очень интересно знакомиться с людьми, которые лично знали Ирину Володко, а таких у нас в Краснодаре немало. Я сразу влюбилась в этот образи начала собирать о ней информацию. Это было совсем нетрудно. Многие находили меня сами, делились не только рассказами, но предметами, так или иначе имеющими отношение к Ирине Володко. На Славянском кладбище я нашла  могилку Ирины: она была в полном запустении. В «САНТАЛе» мы организовывали тематические выставки, а затем открыли музейную экспозицию, посвященную великой актрисе. К столетию со дня рождения Ирины Володко весь город, особенно –улица Ставропольская в Краснодаре –был увешан афишами тех лет с портретом Ирины Володко, которая первой в отечественном кинематографе сыграла роль Натали Гончаровой. Однако нельзя сказать, что в Краснодарском крае имя Ирины Володко сегодняшироко известно и что наши современники гордятся своей великой землячкой. И вот, буквально задни новогодних каникул, после десятойй по счету выставки, которая состоялась у нас в «САНТАЛе» и собрала много поклонников этой актрисы, на одном дыхании я написала эту книгу.

Будущая актриса родилась в 1908 году, в дворянской семье Кулешовых. Ее детство прошло в Екатеринодаре, в доме на углу улиц Красной и Постовой. Рано осиротевшую девочку, вместе с братьями и сестрами, воспитывала бабушка– Полина Карма, получившая хорошее образование в институте благородных девиц и Академии художеств в Петербурге. Ирина Володко всегда вспоминала Полину Карма с гордостью и уважением, восхищалась ее многочисленными талантами,стойкостью духа, умением переносить любые невзгоды, не теряя достоинства. Даже в суровые годы революции, национализации, экспроприации и бесконечных переездов в семье главной оставалась духовная пища.

Окончив гимназию в 1923 году, Ирина– по совету бабушки, считавшей, что у внучки есть талант, –поступила в Кубанский художественный техникум (ныне –Краснодарское художественное училище). Ирина Кулешова училась сбольшим интересом, ее рисунки хвалили. Осенью 1924 года в Краснодаре состоялась выставка художников из Ленинграда, где и произошла встреча молодой студентки Ирины Кулешовой со столичным художником Владимиром Володко. Это была взаимная любовь с первого взгляда: за неделю до возвращения Владимира в Ленинград, молодые получили благословение родных, обвенчались и уехали из Краснодара.

В Ленинграде с 1925 по 1926 год Ирина Володко работала художником в «Новой вечерней газете», а по вечерам занималась в театрально-танцевальной студии под руководством Евдокии Бартеньевой. Тогда же ей поступили первые предложения сниматься в кино. Ее первая эпизодическая роль была в фильме известного режиссера и кинодраматурга Семена Тимошенко –«Наполеон-Газ», затем –еще один эпизод в фильме «Мисс Менд». Но ее «звездным часом» стал момент, когда известный кинорежиссер и актер Владимир Гардин задумал снять фильм о Пушкине. Самого Пушкина сыграл молодой кинорежиссер, актер и сценарист Евгений Червяков. На роль Натали Гончаровой, жены великого русского поэта, проходили пробы 300 претенденток, среди них были профессиональные актрисы, –но режиссер выбрал никому тогда не известную Ирину Володко. На все удивленные возгласы Гардин отвечал, что Ирина Володко, не имея артистического опыта, была, несомненно, талантлива и правильно выполняла все режиссерские задания, даже плакала настоящими слезами с тоской и отчаянием у постели умирающего поэта.У Ирины всё получилось натурально, естественно потому, что творчество Пушкина она любила, и образ Натали был ей близок. Мне рассказывала Тамара Купленникова, что они спорили в детстве о поэзии, о Пушкине и Блоке, и Ирина Володко всегда упоенно цитировала Пушкина. Каждое его слово ложилось ей на душу, она словно растворилась в нем. Не удивительно, что эта роль оказалась особенно близка ей.

Фильм «Поэт и царь» вышел в 1927 году, с огромным успехомон шел на экранах не только СССР, но и за рубежом. Картина месяцами не сходила с экранов, люди смотрели ее по нескольку раз, отмечая безупречно сыгранную роль Натали. Фильм «Поэт и царь» принес девятнадцатилетней Ирине Володко всеобщее зрительское признание и широкую популярность. Она была вынуждена расстаться с мужем, сделав выбор в пользу кинематографа: Ирина Володко снималась у именитых режиссеров того времени: А. Ивановского, Ч. Сабинского, Ю.Желябужского и других.

Тогда же возник у нее новый роман, на этот раз – с писателем Борисом Пильняком. Роман всей ее жизни развивался бурно и страстно, с предложением руки и сердца, но что-то удержало Ирину Володко от того, чтобы сделать решающий шаг. Как оказалось, ее опасения были не напрасны: вскоре в 1937 году Роман Пильняк был арестован. От подобной судьбы Володко спасла встреча с Юрием Екальчиком: блестящим кинооператором, одним из изобретателей широкого экрана, дважды лауреатом Государственной премии СССР. Он увидел Ирину во время съемок фильма «Хрустальный дворец», влюбился в нее и вскоре сделал ей предложение. Двадцать лет совместной жизни были относительно спокойными: Ирина Володко была по-настоящему счастлива в браке с этим благородным, талантливым, тонким человеком, ценившим и понимавшим искусство.

Война застала Володко в Киеве, где она работала на Киевской киностудии вместе с мужем. И вместе с ним же и всей студией, была эвакуирована в Ашхабад. На съемках с тех пор работал только муж, а супруга уходила в госпиталь, где находились на лечении раненные бойцы, играла на пианино, ставила концертные программы, привлекая тех, кто умел петь и играть.

Последней работой Ирины Володко в кино стал фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», где актриса сыграла одну из придворных дам польского короля Сигизмунда. Больше Ирина Володко уже не снималась, работала художником в Художественном фонде Москвы.  В 1956 году умер Юрий Екельчик,а в больнице Ирина познакомилась с театральным деятелем ИдрисомБазоркином, у которого там же умирала жена. Вместе они боролись за жизнь своих близких, вместе понесли тяжкую утрату. Вскоре они поженились, и Ирина Володко, никому ничего не сказав, улетела в Грозный, где у Идриса уже были дети. Позже дочь Идриса–Аза –в книге «Воспоминания об отце» писала: «Папа с Ириной прожили 13 лет. Это была нелегкая, но очень интересная жизнь. Если говорить о творчестве, а вся жизнь отца за эти 13 лет пронизана творчеством, то лучшей жены в этом отношении быть не могло. Она сама была человеком искусства, актриса, художник, знала и любила музыку, обожала природу. Ее желание сохранить себя совпадало с теми условиями, которые нужны были для работы писателю. Повести «Призыв», «Дороги любви», сценарий «Я буду танцевать», роман «Из тьмы веков»– это было написано в период жизни с Ириной. Как это не парадоксально звучит,но сегодня мы, ингуши, должны быть благодарны ей за то, что она сумела по максимуму изолировать Идриса от нас же – близких родственников, друзей и высвободить время Идриса для работы, для того литературного наследия, что он нам оставил», – так обрисовала жизненный путь своей любимой героини автор книги Нина Стрижова.

АйтечХАГУРОВ: Как известно, Россия полна талантами, и случай Базоркина это в очередной раз подтверждает.  Роман Идриса Базоркина«Из тьмы веков» по степени выразительности вполне сравним с «Тихим доном» Шолохова или «Русским лесом» Леонова, в нем –вся история ингушского народа, это–настоящая эпопея. Вообще, это у нас вечная повестка дня: как отнестись к прошлому и как принять вызовы настоящего. В 90-е годы Идрису Базоркину пришлось пережить тяжкое испытание: его как человека советской, прорусской культуры преследовали боевики, они его держали в плену, когда ему было за 80. В результате, у него развился инсульт, и он скончался.

Григорий ГИБЕРТ:Одна из моих студенток дружила с дочерью Идриса Базоркина,– продолжил Григорий Гиберт,– и она рассказывала мне, что влияние Володко на Идриса Базоркина как на писателя было велико. Она перепечатывала все его вещи, она его правила, переводила и так далее. Однако и этот брак был не вечным, распался.Идрис Базоркин влюбился в молодую девушку Азу, заведующую отделом культуры в редакции газеты «Сердало» в Грозном. Ирина Володко поняла, что ее больше не любят, а жить без любви она не могла. Ее миссия была выполнена, и она решила уехать в родной город, в Краснодар, где ее никто не ждал. Снимала угол, терпела нужду, забвение. Через какое-то время по протекции художницы Ольги Сальковой, стала позировать студентам,получая за это совсем небольшие деньги. Все, кто учился в Краснодарском художественном училище и на худграфе КубГУ, встречали Володко в аудиториях. Она могла часами позировать, не меняя позу и не сутулясь. Она чувствовала внимание окружающих, стремилась создать для художников интересные образы, сама выстраивала композицию центром которой была героиня, наделенная внутренним содержанием, где все важно: поворот головы, взгляд, одежда. Во время ее уроков преподаватели не вмешивались в учебный процесс и сами писали портрет актрисы, - вспоминает профессор.

Николай РАЙБАЦ: Я благодарен за возможность еще раз окунуться в эту атмосферу. Ирина Володко была любимой натурщицей для всех студентов.Самые сложные натурные постановки всегда ставили именно с ней, когда нужно было выполнять сложные тематические задания. Мы с удовольствием писали портреты Ирины Володко, толком оней ничего не зная. Говорили, что она –бывшая актриса. По тому, как она всегда величественно проходила, садилась было понятно, что она сильно отличалась от остальных натурщиков или натурщиц. В то время натурщиками приглашали простых людей –кузнецов, трактористов, доярок, а она была –светская дама. Когда позировала Володко,у студентов настрой был совсем другой: прекращались всякие шутки и разговоры, все старались работать. К сожалению, у меня не осталось ее портретов, но многие из тех, кто писал ее тогда, позже состоялись как художники, получив не только общероссийскую, но и мировую известность. И если сейчас бросить клич на страницах вашего издания, то эти художники, если у них сохранились те портреты, откликнутся. Там были настоящие шедевры, которые не могли быть выброшены; может, удастся их найти и представить миру. Ирина Володко–очень интересная личность, и, безусловно, она интересна не только художникам, но и всем, кто ценит искусство и хочет знать историю своего города, края. Однажды Ирина остановилась возле моего мольберта и обронила: «Да вы талант»! Слова из уст этой женщины повысили мою самооценку и, несомненно, помогли мне преодолеть многие психологические барьеры, характерные для начинающих художников. Так что, и в моей судьбе Володко сыграла немалую роль.

Нина СТРИЖОВА:В эти же годы произошла и первая встреча студента филологического факультете КубГУ Григория Гиберта с Ириной Володко на аллее сквера. Молодой человек читал книгу Сергея Эйзенштейна–в то время, как мимо неторопливо проходила грациозная женщина. Она задержалась на мгновение, увидев в руках юноши книгу знакомого автора и спросила, знает ли он Ирину Володко?Гиберт ответил, что не знает, и она, выразив сожаление, прошла дальше. Следующая их встреча произошла позже, когда Григорий Гиберт уже знал, кто такая Ирина Володко. Они познакомились, много говорили о кино, о режиссерах, о судьбах киноактеров.

Григорий ГИБЕРТ: Когда Ирина Николаевна приехала в Краснодаре ей было очень сложно,– рассказывал Григорий Гиберт. – Она не могла найти своего круга, ей не с кем было общаться, она была безумно одинока. С родственниками у нее не очень получалось общаться, а для студентов она была человеком из другого мира. Ее история в отечественном кино достаточно трагична: ну, вот, она сыграла Наталью Николаевну, а дальше ей кого играть, с ее-то внешностью? Колхозниц? Доярку, механизатора, летчицу? Это –всё не ее. Поэтому она играла женщин из прошлого или женщин из будущего, или каких-то восточных барышень. Она была вне советского кино, ей нечего было в нем играть. В этом тоже была ее трагедия– поэтому она так легко уехала из Москвы, встретив ИдрисаБазоркина.

Ирина Володко постоянно консультировала в театре, ее любили, давали напрокат театральные костюмы, чтобы создавать образы. Там же с ней познакомился заместитель директора театра Дмитрий Вайль, в доме которого Ирина Володко стала частым гостем. А потом в журнале «Советский экран» появилась статья Вайля «Рядом с нами», ставшая судьбоносной для Ирины Николаевны. Ее друзья–Тамара Макарова, Сергей Герасимов, Всеволод Санаев, в то время председатель Союза кинематографистов страны, –приняли самое активное участие в судьбе киноактрисы. А в конце августа 1977 года решением секретариата правления Союза кинематографистов СССР Ирине Володко была выделена квартира №83 в Доме ветеранов кино, в Подмосковье. Для Ирины Николаевны это был подарок судьбы за ее талант, щедрость, благородство души и великое долготерпение. Она помнила тех людей из Краснодара, кто протянул ей руку помощи, приглашала их в гости. И я, и Дмитрий Вайль были частыми гостями в ее новом доме.

Возвращение имени Володко произошло благодаря трем людям,–сказалГригорий Гиберт.–Это Дмитрий Вайль, Наталья Деняк (журналистка радио Кубани) и Нина Стрижова. Самыми близкими людьми, с которыми она общалась в поздние годы в Краснодаре, были Ольга Салькова и Дмитрий Вайль. Именно эти два человека по-настоящему понимали, кто она такая. Эта женщина постоянно ставила перед собойпрепятствия и сама же их преодолевала. Когда мы виделись с ней в Москве, –она и там, среди знаменитых актеров, держалась несколько отстраненно. Это был человек, знающий себе цену, и в этом была она вся.

Звезда «великого немого» умерла 10 декабря 1988 года в Москве, ее кремировали. Урну с прахом Ирины Николаевны Володко родственники перевезли в Краснодар и похоронили в могиле ее сестры Елены на Славянском кладбище.

Галина ТАШМАТОВА: Что нужно сделать, чтобы по-настоящему вернуть городу это славное имя, чтобы достойно увековечить память Ирины Володко?

Григорий ГИБЕРТ: Я думаю, нужно открыть счет, на который желающиемогли быперечислитьсредства, хотя бы– для того, чтобы памятник на могиле Ирины Володко поставить.

Нина СТРИЖОВА: Говоря современным языком,– это своеобразный бренд города. Такими именами, как у Володко, нужно пользоваться и гордиться. Это имидж города– берите пользуйтесь.Память-то сохраняется: еще в 2004 году галерея «САНТАЛ» открыла первую выставку «И на дороги наши ложится отсвет Ваш», посвященную Ирине Володко. 6 декабря 2005 года открылся музей имени Володко. За 15 лет здесь собран большой архивный материал: фотографии, книги, письма, живописные и графические работы, восстановлена фильмография, проведено 10 выставок в городе и крае, собраны газетные публикации, фотографии переданы в Государственное автономное учреждение культуры Краснодарского края «Кубанькино», «Кубанский литературный музей». Понимание значимости таких личностей – важный посыл для сохранения исторической памяти и формирования имиджа города.

Администрация Краснодара должна быть заинтересована в формировании конкурентноспособного бренда– для того, чтобы привлекать туристов, формировать чувство гордости за свой город у его жителей. Наличие известных личностей, безусловно, повышает туристическую привлекательность Краснодара. Будем надеяться, что с помощью администрации края, депутатов города нам удастся открыть мемориальную доску на доме, в котором прошла часть жизни Ирины Володко, и имя это займет свое достойное место в ряду знаменитых уроженцев Кубани и кубанской столицы.

Записал Денис ШУЛЬГАТЫЙ