Общество:

Блогеров могут превратить в ГОСТарбайтеров

29.07.2024

В России хотят разработать профессиональный стандарт для сетевых бизнесменов и инфлюенсеров

Автор: Дмитрий Литвинов

1631

Российские блогеры в ближайшее время могут стать официальными участниками рынка труда, а их работу подведут под стандарты. О возможности разработки ГОСТа для сетевых авторов «Парламентской газете» сообщили в Росстандарте. Соблюдение требований будет добровольным, но существенно повысит качество блогосферы и конкуренцию в этой среде, считают эксперты.

Миллиарды проходят мимо

На своем сетевом творчестве блогеры зарабатывают миллионы, а некоторые – даже миллиарды рублей. О баснословных доходах отдельных авторов становилось известно из сводок правоохранителей. Фигуранты уходили от налогов и водили за нос своих клиентов, предлагая услуги, оказывать которые они не имели права. Естественно, без всякой регистрации и других правоустанавливающих документов.

По данным сервиса для автоматизации работы с фрилансерами и блогерами Solar Staff, 93 процента сетевых авторов сейчас оказывают услуги в статусе физического лица. В качестве самозанятых работают 5 процентов исполнителей, статус ИП выбирают только 1,36 процента блогеров. В числе последних – в основном крупные авторы и лидеры мнений.

В 2024 году пришло время обелять отечественную блогосферу, решили в Госдуме, где недавно создали рабочую группу по этим вопросам. В нее вошли депутаты, сенаторы и сами представители отрасли. Блогеры должны стать официальными участниками российского рынка труда, считает замруководителя группы – первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Для этого нужно не только дать определение понятию в законе, но и внести работу сетевых авторов в классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Депутат подготовила соответствующие законопроекты, а появление отдельного ОКВЭД, по ее словам, уже согласовал ряд государственных ведомств.

Стандарты ждут инициатора

Следующим шагом должна стать стандартизация работы блогеров, считают в Госдуме. Возможность подготовки отдельного ГОСТа для сетевой деятельности нашему изданию подтвердили в Росстандарте, уточнив, что до настоящего времени ведомство не получало от заинтересованных организаций предложений по разработке стандарта, регламентирующего деятельность блогеров. Тема по разработке такого документа отсутствует в Программе национальной стандартизации на 2024 год, ответили в Росстандарте на запрос «Парламентской газеты». В то же время, добавили там, документы, регламентирующие порядок разработки национальных стандартов, определяют, что разработчиком может выступать как юридическое, так и физическое лицо.

«Таким образом, при поступлении соответствующей инициативы разработка ГОСТа будет внесена в Программу национальной стандартизации», – сказали в Росстандарте, добавив, что в случае учета наилучших практик передовых профессиональных объединений в области блогосферы подобная инициатива могла быть достаточно полезной.

Национальные стандарты разрабатываются, в том числе для содействия социально-экономическому развитию РФ, повышения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также повышения конкурентоспособности продукции российского производства и содействия использованию полученных в различных областях знаний и решений, инноваций, достижений науки и техники, напомнили в Росстандарте. Содержание стандарта устанавливают, исходя из особенностей объекта и аспекта стандартизации. При установлении требований к персоналу наряду с квалификацией и профессиональной подготовкой в стандарте могут учесть требования к эстетичности внешнего вида, культуре речи, этичности, коммуникабельности и тому подобное.

«Включение позиций, отражающих личную рекламную деятельность блогеров и другую деятельность в сфере инфлюенс-маркетинга, позволит авторам корректно отражать направление своей сферы, повысить уровень прозрачности в области информационных продуктов с использованием дистанционных технологий, а также будет способствовать юридической легализации предпринимателей в информационной сфере», – считают в Росстандарте.

Репутация и конкуренция

Стандартизация нужна, чтобы показать, какие требования предъявляет государство к качеству и безопасности тех или иных товаров и услуг, объяснил «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по экономической политике, член рабочей группы по блогосфере Сергей Алтухов. Стандартизировать, по его словам, можно не только товары и услуги, но и деятельности в Интернете. В 2020 году, например, приняли ГОСТ для интернет-ресурсов в части их доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья. Там детально прописаны и требования к информации, представляемой в электронно-цифровой форме.

«Если продолжать двигаться в этом направлении, можно проработать стандарты деятельности для блогосферы, – сказал Алтухов. – Потому что лидеры мнений в цифровой среде оказывают большое влияние на формирование ценностей и поведенческих установок пользователей. Конечно, эта деятельность не должна быть деструктивной в отношении граждан».

Появление стандартов будет способствовать формированию института репутации блогеров, уверен член Общественной палаты РФ Дмитрий Пучков, интернет-автор с многомиллионной аудиторией, известный как Гоблин. «Этому же будет способствовать деанонимизация, – сказал он «Парламентской газете». – Потому что сегодня, даже если удается привлечь какого-нибудь выскочку за оскорбление, он платит штраф пять тысяч рублей и продолжает дальше свое вещание. Настоящая репутация стоит дороже, приличные СМИ за такие выходки могут просто разорить. Так что пусть учатся: хоть по ГОСТу, хоть по реальной ответственности».