
Тралалело и Крокодило захватили прилавки кубанских курортов
112
Черноморские курорты Кубани заполонили сувениры с изображением героев мемов, созданных искусственным интеллектом.
Не так давно проездом побывал на одном из массовых курортных мест в Туапсинском районе. На входе в местную сувенирную лавку заметил сшитые наскоро детские игрушки по мотивам мемов, популярных в интернете. Поинтересовался у продавщицы, назовем ее Ириной, пользуются ли они популярностью? Вопрос мой вызвал явное раздражение женщины. «Все время спрашивают этот абсурд. Я подрабатываю летом здесь, я учитель русского языка и литературы, учу детей думать, а о чем будут думать дети, которые смотрят на этих уродцев?», - раздраженно ответила мне Ирина. Я пояснил, что созданы они искусственным интеллектом, чем, наверное, немного успокоил учительницу.
Привычные ракушки, пахлаву и магнитики с видами курортов в сувенирных лавках этим летом нахально потеснили странные существа: трехногая акула в кроссовках, крокодил-бомбардировщик и обезьяна в банане. Имена у них под стать внешнему виду - Тралалело Тралала, Бомбардиро Крокодило и Шимпанзини Бананини. Эти «итальянские мемы» стали настоящим хитом среди детей и подростков, что вызвало у родителей обоснованные опасения.
Цифровые мутанты из Италии
Эти персонажи не имеют прямого отношения к итальянскому фольклору, несмотря на созвучие в произношении имен. Они являются порождением, так называемого «итальянского брейнрота», глобальной интернет-моды, в рамках которой с помощью нейросетей создаются абсурдные и бессмысленные существа.
Все началось в январе 2025 года, когда пользователь одной из соцсетей, которую любят дети, опубликовал видео со сгенерированным изображением трехногой акулы в синих кроссовках от популярной фирмы, создающей спортивную обувь. Клип сопровождался псевдоитальянской припевкой «тралалело тралала».
Ролик мгновенно стал вирусным. Вскоре другой пользователь сети подхватил волну и создал «Бомбардиро Крокодило» - гибрид аллигатора и военного самолета. Так родилась целая компания несуразных созданий: слон-кактус «Лирили Ларила» гусь-военный «Бомбомбини Гусини», обезьяна в банане «Шимпанзини Бананини», и другие.
Почему дети в восторге?
Популярность этих мемов у детей и подростков связана с их примитивным, но цепляющим юмором. Яркие, хаотичные видео, абсурдные сочетания животных и предметов, и забавное, бессмысленное озвучивание - создают нечто, что не требует умственных усилий для восприятия. Это форма цифрового эскапизма, визуальная разгрузка от информационного шума, которая вызывает мгновенную эмоциональную реакцию - смех над глупостью.
Психологи отмечают, что подобный контент особенно привлекателен для детей с еще не до конца сформированным критическим мышлением. Простые спецэффекты и несуразность персонажей работают на эмоциях, позволяя детям расслабиться и посмеяться над чем-то совершенно глупым.
От соцсетей до прилавка: феномен на курортах
Как и любой вирусный тренд, «итальянские мемы» быстро вышли за пределы экранов смартфонов. Не прошло и полгода! Предприимчивые производители наладили выпуск сувенирной продукции: футболок, мягких игрушек, брелоков и канцелярских товаров с изображениями популярных персонажей.
Особую популярность эта атрибутика снискала на курортах Черноморского побережья. В местах массового отдыха, где спрос на яркие и модные безделушки традиционно высок, товары с Тралалело и его «приятелями» стали идеальным товаром. Дети, умеющие «вытряхивать из карманов родителей деньги», проводящие каникулы у моря – идеальные покупатели. Они с радостью узнают на прилавках героев своих любимых роликов из соцсетей и просят родителей купить им на память забавного монстра. Таким образом, глобальный цифровой тренд находит свое физическое воплощение в курортной торговле.
«Мозговая гниль»: пустышки или новая норма?
Стремительное распространение подобных мемов породило и новую терминологию. Контент, лишенный смысловой и художественной ценности, стали называть «брейнрот» (от англ. brain rot — «гниение мозга»). Этот термин описывает потоки низкокачественной информации, которые, по мнению ученых, могут приводить к снижению когнитивных функций, ухудшению концентрации внимания и обеднению словарного запаса. Оксфордский словарь даже назвал «brain rot» словом 2024 года.
Некоторые специалисты-психологи видят в увлечении «брейнротом» опасную тенденцию, способную негативно повлиять на развитие детей. В Казахстане, например, Комитет по охране прав детей выразил обеспокоенность по поводу скрытых деструктивных смыслов в подобных роликах.
Но с другой стороны, существует мнение, что такие мемы - не более чем современная форма эскапизма и аналог бессмысленных считалочек или анекдотов из прошлого. Вспомним, к примеру, популярные у советских людей лишенные смысла фразы из фильмов Гайдая, типа «барбамбия киргуду». Они представляют собой культурный феномен, отражающий усталость общества от серьезной и сложной наваливающейся потоком информации, и являются своего рода «цифровым дадаизмом», где абсурд становится ценностью.
Так или иначе, Тралалело, Бомбардиро Крокодило и их сородичи - это яркий симптом нашего времени. Они демонстрируют, как быстро цифровые тренды могут материализоваться и влиять на потребительский рынок, и ставят перед взрослыми и обществом важные вопросы о качестве информации, которую потребляют дети, и о тонкой грани между безобидным развлечением и «мозговой гнилью».
Владислав И.