Общество:

«Кубанская Европа» или «Кубанская Азия»

30.01.2013

О том, как меняется национальный облик Кубани и о вызовах нового времени.

1167

О том, как меняется национальный облик Кубани и о вызовах нового времени.

Кубань издавна считалась и считается многонациональным краем, хотя на сегодняшний день абсолютное большинство населения тут составляют русские. Тем не менее, приток "инородцев" и "иноверцев" на кубанскую землю никогда не ослабевал. В разные исторические эпохи этот процесс имел свои особенности: если сейчас основной приток идет с Кавказа и Средней Азии, то, к примеру, во второй половине 19-го и начале 20-го века на Кубань активно переселялись самые что ни на есть европейские народы.

Самыми многочисленными из этих переселенцев были немцы. Так, в середине 19 века немецкие колонисты заселили Ейский уезд, а затем в течение 2-3 десятилетий они обустроились почти по всей Кубани, предпочитая, однако, её среднее и верхнее течение. Так, из 10142 немецких "мужских и женских душ" в Кубанской области (это составляло 0,9% её населения) в Кавказском и Баталпашинском отделах (то есть от Усть-Лабинска до современного Черкеска) их обитало 5763 человека. В районе станицы Тифлисской (Тбилисской) немцы обосновались так компактно, что была создана немецкая Эйгенфельцкая волость, просуществовавшая до начала 20 века. В ней расположились многочисленные немецкие села и хутора справа от Кубани на её степном берегу.
До начала 20 века основная часть немецких поселений возникла на купленных или арендуемых частновладенческих землях. Цена и арендная плата за землю в Северо-Кавказском регионе была значительно ниже, чем в Поволжье и Причерноморье. Все переселенцы получали право выбора места для будущего поселения. Чаще всего земли приобретали всем обществом в кредит при посредничестве банков.
Немецкие поселения на Кубани пополнялись не только в результате миграции из внутренних губерний Поволжья, Бессарабии, Причерноморья, но и эмиграции с территории Германии. Эмигранты могли сохранить иностранное подданство, переселенцы из внутренних губерний – принадлежность к прежним колонистским обществом. Была возможна аренда земли при сохранении принадлежности к прежним колонистским обществам во всех колониях Северного Кавказа.
На черноморском побережье поселялись и иные народы, считающиеся сейчас однозначно "европейскими". Так, в 1886 году в долину реки Мзымта, преодолев Кавказский хребет, пришли переселенцы из Эстонии. Они бежали с родины от засухи и неурожая, господского гнёта и поборов. Они прошли Калмыкию, остановились на Ставрополье, но были вынуждены уйти из-за агрессивно настроенного местного населения. Узнав о благодатной земле в долине реки Мзымта, старейшины договорились с местными греками из посёлка Красная Поляна основать своё поселение по соседству с ними. С собой они привезли черенки яблонь, и вскоре основанное ими поселение превратилось в цветущий сад. Поэтому оно получило название Эсто-Садок.
С 1866 года из тогдашней Австро-Венгрии приезжали чехи-земледельцы, основавшие около десятка сел и хуторов на побережье от Анапы до Туапсе, а также вблизи Майкопа. В отечественной историографии их обычно называют чехами Кавказа, или кавказскими чехами.
Ныне на Кубани остались лишь жалкие осколки европейской "цветущей сложности". От колонии чехов под Новороссийском осталась от силы сотня эстонцев, по последней переписи населения 2010 года в Краснодарском крае осталось 668 против 1138человек по переписи 2002 года и1811 по переписи 1989. Сокращается и число немцев - 12171 по переписи 2010 (в 2002 их было 18469, в 1989 -22849).
О том, как и при каких обстоятельствах меняется этническая мозаика края, наш корреспондент спросил у директора грантовых программ Краснодарской региональной общественной организации "Южный региональный ресурсный центр", доктора политических наук, профессора Михаила Саввы

.
- Сокращение числа разных этнических групп на Кубани вызвано разными причинами, - рассказывает Михаил Валентинович. – Так, сокращается число украинцев: со второй по численности этнической группы в крае они снизились до третьей группы, уступив место армянам. Впрочем, надо сказать, что многие из тех, кто был с советское время записан украинцами, на самом деле таковыми не являются. Просто, еще в 20-х годах прошлого века на Кубани проводилась украинизация, во многих школах шло преподавание на украинском языке, открывались разного рода украинские культурные центры. Соответственно и в паспорте в графе "национальность" многим записывали "украинец". Потом украинизацию свернули, а запись в паспорте осталась. С крушением советской власти и отменой соответствующей графы "национальность" стала определяться не паспортом, а самосознанием человека. Носителей украинского самосознания оказалось меньше, чем было официально записано...
Это утверждение подтверждается и цифрами. Во время последней советской переписи в Краснодарском крае на первом месте, как и сейчас, шли русские (3873463, или 89,27%), на втором украинцы (156500, или 3,61%), а на третьем армяне (114438, или 2,64%). Уже в 2002 году украинцы и армяне поменялись местами (131774 и 274566 соответственно). В 2010 этот разрыв существенно увеличился - 281680 армян (5,39 % от населения края) против 83746 украинцев (1,6 % от населения края).
- Многие этносы ассимилируют, - говорит Михаил Савва, - как, например, молдаване, свидетельством чего является село Молдованка под Сочи, память о переселенцах из Бессарабии. Однако сейчас в селе нет ни одного молдаванина – главным образом армяне. Постепенно ассимилируют и ассирийцы. Такие этносы, как эстонцы или немцы, частично ассимилируют, частично выезжают на историческую родину. Немцам вообще особенно не везло на Кубани. За прошедшее столетие они дважды подвергались депортации, во время Первой и Второй мировой войн (как потенциальная "пятая колонна" кайзера и Гитлера соответственно). Оба раза они возвращались, после Великой Отечественной войны пик переселения пришелся на 60-70-е годы прошлого века. Однако с крушением СССР и открытием границ многие кубанские немцы стали отъезжать в Германию. Остаются те, кто уже не помнит о своих немецких корнях, носит русские имена, а часто и фамилии. Многие греки также покидают Кубань, уезжая в Грецию, и лишь часть ассимилирует.
Некоторые народности переселяются без ассимиляции, как турки-месхетинцы.
– С 2004 по 2007 год из 16 тысяч выехало в США около 12 тысяч, - говорит Михаил Савва. - Их расселили практически по всем штатам, за исключением Аляски и Гавайев, группами от нескольких десятков до трёхсот человек. Правда, сейчас, когда сняты предварительные ограничения на перемещение, они там уже перегруппировались, но все равно остались практически в каждом штате. Турки-месхетинцы там успешно социализировались, они открывают там пекарни и иные предприятия малого бизнеса. Возвращения на Кубань нет, за исключением единичных случаев. У кого-то родственники заболели тут или еще какие-то семейные проблемы.
Как известно, одно время многие опасались, что турки-месхетинцы станут источником перманентных этнических конфликтов на Кубани, чуть ли не изменят этническое лицо края. Сейчас эти опасения сохранились, только что теперь касаются всевозможных переселенцев с Кавказа и Средней Азии, особенно в связи с наплывом гастарбайтеров на олимпийские стройки в Сочи. Да и не только в Сочи. На улицах Краснодара порой утром слышна сплошная нерусская речь, это переговариваются вышедшие на уборку узбекские и таджикские дворники. Не это ли та "Азия", что идет на смену стремительно убывающей кубанской "Европе"? Смогут ли в перспективе эти мигранты существенно изменить национальное лицо Кубани?
-Не думаю, что гастарбайтеры смогут существенно изменить этническую картину в крае,- считает Михаил Савва. – Да, примерно треть рабочих из Средней Азии (узбеки, таджики) приезжает сюда с намерением укорениться. Как правило, это молодые люди, не имеющие семьи у себя на родине. Но общее количество всех гастарбайтеров на побережье не более ста тысяч. Намеревается остаться здесь, как уже было сказано, примерно треть, то есть примерно тридцать тысяч. Даже если предположить, что всем им это удастся, что еще не факт, тридцать тысяч для пятимиллионного края - это капля в море. На самом деле, если не считать армян, в крае нет многочисленных национальных меньшинств. Другое дело, что, когда появляются люди со столь отличной внешностью, речью, манерой поведения, это всегда будет бросаться в глаза. Раньше эти гастарбайтеры не особо показывались на улицах, сейчас же это происходит все чаще и чаще. Соответственно возникают конфликты, особенно когда дело касается женщин.
За подтверждением слов кубанского политолога далеко ходить не надо. 20 января группы бойцов в камуфляже напали на рабочих из Узбекистана, проживавших в пустующем пансионате туапсинского поселка Южный, что стало первым межнациональным столкновением наступившего года. Затем уже 22 января последовало заявление 27-летней сочинки о групповом изнасиловании мужчинами – выходцами из Средней Азии. Когда гастарбайтеры были задержаны, заявительница отказалась от обвинения. В эти же дни в суд передано дело 17- и 19-летнего жителей олимпийской столицы, которые, начитавшись националистической литературы, избивали выходцев из Средней Азии. Парням грозит печально известная 282-я статья УК.
– Думаю, тут нужны профилактические мероприятия, – считает Михаил Савва, – не запретительные, как сейчас, а именно профилактические. Причем работающие на обе стороны, как на самих гастарбайтеров, чтобы они понимали, как надо себя вести в новой для них среде, так и на местных жителей. Можно показать, к примеру, американскую антиутопию "День без мексиканца", наглядно доказывающую, что происходит, когда исчезает дешевая рабочая сила.
Другое мнение не так давно озвучил председатель регионального отделения "Российской национал-демократической партии" Мирослав Валькович. В интервью ИА "Кавказская политика" он заявил, что Кубань реально может справиться без низкоквалифицированных трудовых мигрантов. "У нас большой поток внутренней миграции, множество желающих поселиться комплементарных репатриантов и так далее. Так что мы вполне можем устроить эксперимент "Кубань – свободный от гастарбайтеров край", что, в свою очередь, добавит туристическую привлекательность региону", – полагает национал-демократ.
Отдельный вопрос – мигранты из республик Северного Кавказа.
–Точная их численность не поддается учету, – говорит Михаил Савва, – это граждане России, их не контролирует УФМС. Условно "гостей" с Северного Кавказа можно поделить на три группы. Первая – это различные чиновники северокавказских республик. Они не переселяются в край, но они покупают на побережье дома, гостиницы, другую недвижимость. Потом, когда сюда приезжают их молодые родственники, ведут они себя порой так, что вызывают конфликты с местным населением. И, естественно, это будет бросаться в глаза. Вторая категория – гастарбайтеры, которых особенно много из Дагестана. Среди них также как и среди среднеазиатских рабочих хватает желающих укорениться в крае; как правило, это тоже молодые неженатые мужчины. Их где-то 40% от общего числа кавказских гастрабайтеров. И, наконец, третья категория, которая тоже почти не повлияет на этническое лицо края, но которая представляет большую опасность, – это экспансия на Кубань преступных группировок Северного Кавказа, с того же Дагестана, например. Эти криминальные группировки известны своей жесткостью, они предпочитают не договариваться, как наш криминал, а устранять конкурентов. И, конечно, из всех имеющихся на сегодня вариантов миграции на территорию края этот является самым нежелательным, – уверен Михаил Савва.


Денис ШУЛЬГАТЫЙ

Фото из архива фото из архива "НГК".