Общество:

Кубанскому госуниверситету – 104 года!

06.09.2024

Накануне дня рождения Кубанского госуниверситета ректор вуза Михаил Астапов рассказал журналистам об итогах приемной кампании и первоочередных задачах, которые стоят перед главным вузом Кубани

Автор: Редакция «НГК»

1539

– Конец августа – это особое время в работе любого образовательного учреждения, и Кубанский госуниверситет не исключение. Вчера, наконец-таки, мы завершили приемную кампанию 2024 года, которая стартовала, как и у всех, 20 июня. И вот я имею честь сообщить вам, что в ходе этой приемной кампании 9100 человек стали студентами, учащимися Кубанского государственного университета. Это количество всех поступивших и на программы высшего образования, и на программы среднего образования, и поступивших в магистратуру, и даже поступивших в аспирантуру. Если сравнивать этот показатель с цифрами прошлого года, это примерно на 500 человек больше, чем в прошлом году. Приращение произошло в основном за счет увеличения количества обучающихся по программам бакалавриата и специалитета. Не могу не отметить, что география поступивших в Кубанский госуниверситет по-прежнему широка. Мы каждый год считаем, сколько регионов представлено в университете. Два года цифра повторяется. Что в прошлом году, что в этом году. Представители 83 регионов Российской Федерации поступили в Кубанский государственный университет в этом и прошлом годах. На первом месте Краснодарский край, на втором месте – Республика Адыгея, это вполне понятно. А вот на третьем месте, два последних года, в этом году не знаю еще, пока не посчитали, это Республика Крым. Не Ставропольский край, не Ростовская область, а Республика Крым. Что касается других регионов, и Херсонская область, и Запорожская область, и ДНР и ЛНР, связь с этими регионами у нас устойчивая. Они сейчас поступают к нам на общих основаниях, хотя у абитуриентов из этих регионов есть право не сдавать ЕГЭ.

Кстати, мы летом проводили лагерь в очередной раз для детей из Запорожской области, они у нас находились две недели. У ребят была такая интенсивная программа в университете! Жили школьники у нас в общежитии, знакомились с университетом. Это в основном старшеклассники.

 «Когда говорят о том, что Россия в изоляции, пример нашего вуза говорит о том, что на самом деле это совершенно не так»

Понятно, что вуз федеральный, хотя таких, как мы, всех, кто вне Москвы находится, принято называть региональными, но по притяжению у нас представлены почти все субъекты Российской Федерации. Ради интереса дал поручение определить, какие субъекты не представлены у нас, их буквально на пальцах одной руки можно посчитать. Но есть еще другой очень важный показатель, который характеризует, наверное, положение дел не только в Кубанском государственном университете, он характеризует отношение к нашей стране. Могу вам сообщить, что в этом году 534 человека стали нашими студентами из 46 стран мира. Это к вопросу об изоляции России. Могу вам точно сказать, что количество желающих поступить в университет иностранных граждан в этом году было больше, чем в прошлом. Было претендентов около 700, но не все выдержали вступительные испытания. Причем я хотел бы обратить ваше внимание, что абитуриенты были не только из стран ближнего зарубежья, хотя ближнее зарубежье представлено наиболее широко, но и из стран дальнего зарубежья. Традиционно это страны Африки, поскольку Кубанский госуниверситет и Воронежский госуниверситет с 1970 года были ориентированы на прием абитуриентов из африканских стран. По задумке тогдашних руководителей нашей страны эти два вуза должны были стать базовыми для африканских студентов в силу климатических условий. Потом был период в нашей истории, когда это правило не действовало. Сегодня я вам назову некоторые страны, студенты из которых в этом году представлены в университете. Это Бенин, Буркина-Фасо, Замбия, Египет, Камерун, Кения, Кот-Дивуар, Мадагаскар, Мали и Центральная Африканская Республика. Это география африканских стран. Есть у нас в этом году поступившие на обучение из Китая и Индии, крупнейших стран мира, как, впрочем, и из Вьетнама. Вьетнам тоже очень крупное азиатское государство. Вместе с тем есть и такие страны, как Бурунди, Гаити, совсем небольшие страны. Но если говорить о Латинской Америке, раз уж я эту тему начал, то это Мексика, Перу, Эквадор, представители этих стран также поступили в Кубанский госуниверситет. Поэтому, когда говорят о том, что Россия в изоляции, пример нашего вуза свидетельствует, что на самом деле это совершенно не так.

У нас сейчас другая проблема, как этих иностранных студентов разместить для проживания, поскольку это вопрос для нас очень непростой, и мы сейчас этим занимаемся.

«Мы по-прежнему остаемся вузом с самым большим бюджетным приемом в Краснодарском крае»

Но если переходить от географии к неким показателям приемной кампании, то я хотел бы отметить, что мы по-прежнему остаемся вузом с самым большим бюджетным приемом в Краснодарском крае. Ну и, наверное, входим в тройку, пятерку на юге России. Мы в этом году приняли на программы бакалавриата и специалитета 3066 человек, что на 156 больше, чем в прошлом году. И на программы магистратуры – 701 человек, что на 35 больше, чем в прошлом году. То есть общее увеличение бюджетных мест произошло на 191. А если учесть, что в аспирантуру вместо четырех бюджетников приняли 29, то можно еще прибавить плюс 25 поступивших в аспирантуру. Возможности обучаться за счет средств государства для жителей Краснодарского края, других регионов Российской Федерации существенно выросли. Следующий момент, который я хотел бы тоже затронуть, это то, что отличает нас от многих других вузов Краснодарского края. В первую очередь – это широкий спектр направлений подготовки и специальностей, которые реализуются в университете. Мы в этом году приняли на 105 различных направлений, 65 бакалавриат и 40 направлений магистратуры. Мало кто знает, что у нас есть «технология геологической разведки», хотя это не профильное направление, и «искусство костюма и текстиля» на факультете архитектуры и дизайна, «водные биоресурсы и аквакультура» на биологическом факультете. Ну и о классических – экономика, юриспруденция, филология и так далее. Отличительная особенность классического университета в том, что спектр направлений очень широк, от сугубо прикладных до классических.

 «Средний конкурс, если брать количество заявлений в университет, составил 13,7 заявления на одно место»

Если говорить об интересе, который был в этом году к вузу, то его можно охарактеризовать следующими цифрами. Мы зафиксировали, что в этом году пытались поступить в Кубанский госуниверситет, подавали документы 19 000 абитуриентов, но это физических лиц, не заявлений, а физических лиц на две тысячи больше, чем в прошлом году. Если я не ошибаюсь, количество выпускников школ Краснодарского края 23 тыс. с небольшим. Но это не только выпускники Краснодарского края, но и других регионов. Средний конкурс, если брать теперь о количестве заявлений, в университете составил 13,7 заявления на одно место. Это средняя температура по больнице, как принято говорить. Он говорит, по крайней мере, о том, что на все направления были желающие поступить. Только разница в том, что на одних конкурс измерялся десятками заявлений, а на других был, допустим, 7, 8, до 10 заявлений. Но всегда интересуют лидеры, то есть те, кто ушел вперед. Мы можем по-разному к этому относиться, но абсолютным лидером этого года является «Реклама и связи с общественностью». Количество желающих поступить на это направление – 53,3 заявления на одно место. Это абсолютный лидер. Кстати, реклама, между прочим, занимает лидирующие позиции не первый год.

Второе направление для меня тоже некое удивление – «Фундаментальная прикладная лингвистика» на факультете романно-германской филологии на втором месте – 43,4 заявления на одно место. Я пытался у специалистов выяснить, как они, по крайней мере, объясняют такой небывалый интерес. Они говорят о том, что это направление лингвистики имеет тесную связь с цифровыми технологиями. Вероятно, этим можно объяснить, что интерес такой большой. Я не буду останавливаться на «востоковедении и африканистике», которое вызывает также большой интерес, более 42 заявлений на одно место, и «политологии» – 40 заявлений. Я хочу акцентировать ваше внимание на прикладной информатике. Мы долго ждали, когда инженерные специальности все-таки начнут совершать некий прорыв. Так вот, у нас на «прикладную информатику» количество заявлений было 40 на одно место. Это высокий показатель, который характеризует, во-первых, что наши выпускники наконец-таки стали сдавать математику, физику, информатику, поскольку, чтобы поступить на это направление, нужно иметь по этим дисциплинам неплохие результаты. Мы выделили тех, у кого более 30 заявлений на одно место. Кстати, если брать и другие направления, то для нас было удивительно что на «гостиничное дело» конкурс составил 34 заявления на одно место. То есть бурное развитие туризма и курортов в Краснодарском крае сопровождается увеличением количества желающих получить соответствующую специальность. Но, чтобы мне не задавали вопросы, как насчет юристов, я вам сразу скажу, с юристами все так же. «Правовое обеспечение национальной безопасности» на юридическом факультете – 32 заявления на одно место. Как и «Международные отношения» на факультете «Истории, социологии и международных отношений» – 31,3 заявления на одно место. Для нас очень важно, что произошел рост проходного балла на ряде факультетов. Причем очень-очень существенно. Если брать средний балл по ЕГЭ поступивших в университет на бюджет, он составляет 76,1. Я знаю один вуз, который нас опережает по этому показателю, потому что он не может нас не опережать, там пять направлений, это медуниверситет. А все остальные имеют показатели существенно ниже. Кстати, этот показатель у нас на 0,6 больше, чем в прошлом году. В прошлом году было 75,5. На факультет химии и высоких технологий средний балл вырос на 7 единиц, это много. Обычно изменение 0,5 балла. А здесь 7 баллов! В прошлом году у нас были проблемы на факультете химии. Они провели очень серьезную работу над ошибками и совершили колоссальный рывок вперед. Среди тех, кто очень серьезно продвинулся, и нас это очень радует, факультет компьютерной технологии и прикладной математики – плюс 3 балла в сравнении с прошлым годом. Вообще интерес к IT существенно вырос, и вот этот показатель 3 балла плюс тому подтверждение.

Второй момент, который нас не может не радовать, это высокий средний, проходной балл. Ну, средний балл, вы понимаете, что это средний балл. Все баллы ЕГЭ одного человека суммировали, разделили на три и получили средний балл. Если брать проходной балл, то это совокупность трех результатов ЕГЭ, плюс индивидуальные достижения, если они у абитуриентов присутствуют. Так вот, здесь по проходному баллу на первом месте находится «фундаментальная прикладная лингвистика». Помните, она там была вторая, 275 баллов из 300. Это балл последнего зачисленного. У всех остальных он выше 275. Ваша родная журналистика. Но здесь, правда, сочинение не ЕГЭ, но тем не менее 272 балла. Это на втором месте. Ну, кстати, не уступает журналистике востоковедение и африканистика, 272 балла тоже. А вот то, что следует дальше, наверное, заслуживает особого внимания. «Филология», казалось бы, количество желающих поступить там не самое большое, но проходной балл на филологию составил 267. Это показатель, с моей точки зрения, такого здорового положения дел в обществе, когда люди думают не только о рекламе, но еще думают о великом и могучем русском языке. Вот этот момент очень важен. Ну, а вторая тенденция – это высокий проходной балл на педагогическое образование на ряд направлений, не на все направления. Я их назову вам. Педобразование, все, что связано с иностранным языком, английский и французский – 258 из 300. Значит, если брать педобразование – русский и литература, 256. педобразование – английский и новогреческий, то есть, казалось бы, не самое популярное, 250 баллов. Могу вам честно и откровенно сказать, что в прежние годы на педобразование проходной балл был, скажу так, существенно ниже.

Не могу не назвать некоторые еще направления, которые характеризуют прием этого года. Прежде всего, я бы хотел назвать «правовое обеспечение национальной безопасности», о котором я говорил – 257 баллов. Международные отношения – 252, зарубежное регионоведение – 255 баллов. Это те направления, где проходной балл больше 250. Ну, то есть это самые-самые высокие показатели. Могу точно сказать, что еще в прошлом году лидеры выглядели несколько по-иному. То есть, педобразования там не было точно. Хотя филология – русский язык и литература – были и ранее достаточно высоко представлены.

У нас не было проблемы недобора на отдельные направления. По моим сведениям, более 400 российских вузов вынуждены были проводить дополнительный прием или дополнительное зачисление на бюджет. У нас, слава Богу, такого не было, и мы 8 августа завершили зачисление на бюджет – бакалавриат, специалитет и магистратуру.

Мы находимся в пути, на смену традиционной для последнего времени двухуровневой системы образования (бакалавриат и магистратура) придет новая национальная система высшего образования, которая тоже будет двухуровневой, но несколько иной. Многие осознали, что пока все меняется, надо получать второй уровень высшего образования. Количество желающих в этом году получить образование в магистратуре по направлению «Юриспруденция» превысило все мыслимые и немыслимые параметры. На все остальные направления поступило почти столько, сколько на одну «юриспруденцию». Причем мы анализировали, насколько это возможно в краткие сроки, кто поступал в магистратуру. Это достаточно взрослые люди, не только выпускники нынешнего года. Поступали они преимущественно на заочную форму обучения. Это осознанный выбор, необходимый им для своих карьерных устремлений, – получить второй уровень высшего образования. Причем хочу отметить, что далеко не все имели первый уровень – юридическое образование.

Если характеризовать в целом, то я могу сказать следующее. В этом году у нас в магистратуру всего поступило 1836 человек. В прошлом году было 1786.

Мы аспирантуру стали в последнее время рассматривать как институт решения в значительной степени собственных кадровых проблем. Всем известно, что есть проблема, связанная со старением кадров. Мы стали рассматривать аспирантуру как способ пополнения своего научно-педагогического корпуса. Поэтому из 29 бюджетных мест, которые были в этом году, более половины заняли целевики Кубанского госуниверситета, которые будут учиться в аспирантуре, мы надеемся защищать кандидатские диссертации, и в дальнейшем они будут работать в Кубанском государственном университете. Но это не означает, что мы только для себя учим аспирантов.

Еще об одной особенности приемной кампании – дети участников СВО или участники СВО. Я вам называл цифры бюджетников. Из них в этом году 126 человек поступили по соответствующей квоте, она называется отдельная квота для детей участников специальной военной операции. Заполнили ли мы все места, которые были для них предназначены? Нет, не заполнили. Там произошло следующее. Была концентрация желающих на одни направления и отсутствие желающих на другие. За счет этого мы не все места смогли предоставить. Они пошли на общий конкурс. 101 человек поступил из числа инвалидов и сирот. Это форма социальной защиты. У них был свой конкурс.

 «Мы совершили то, что мало кому удалось в России целевую квоту выполнить на 60%»

Отдельная история с целевым обучением. Никогда, ну, по крайней мере, в мою бытность, у вузов не было таких проблем с целевым приемом, как в этом году. В этом году действовали новые нормативные документы, касающиеся целевого приема, использовался портал «Работа в России», изменился полностью порядок. Не хочется никого критиковать, но, с моей точки зрения, вначале надо все отработать до деталей, а потом уже внедрять. Мы смогли целевую квоту выполнить что-то около 60%. Большая часть вузов не вышли на уровень даже 20–30%. Это не потому, что они плохо работали, а потому, что система оказалась не до конца отлаженной. Связь между работодателем и тем, кто хочет обучаться по целевому направлению, оказалась затрудненной. Буквально сегодня еще завершаем эту работу, мы зачислили их в конце июля, а договоры на обучение заключаем до сегодняшнего дня, до 31 августа. Я вот цифру 222 днем и ночью помню, потому что это количество целевиков, которые мы в головном вузе зачислили по приказу, а теперь мы пытаемся добиться, чтобы все они заключили договор с работодателем. Занятие непростое, но мы рассчитываем, что завтра, 30 числа, это заключительный рабочий день лета, мы эту задачу сможем решить. Мы уже консультировались с представителями Правительства Российской Федерации. Все-таки, работа над ошибками будет проведена, и я надеюсь, что в следующем году будет другое положение о целевом приеме, и работать мы будем все, я имею в виду не только Кубанский госуниверситет, но и все вузы, в нормальных условиях, когда не будет дополнительных проблем, тех, которые возникли в этом году. Система должна быть простой, если мы хотим, чтобы она была эффективной. Когда между работодателем и поступающим, я хорошо отношусь к информатизации, находится некий посредник, то возникают проблемы и недопонимание. Но, в общем, мы сделали все, что могли. Больше, наверное, мы сделать были не в состоянии.

Приемная кампания уже близка к завершению, и мы можем сказать в целом, что она прошла для нас сложно, но результативно. Мы планировали принять немного меньше, около 9 тысяч, но получилось 9 100 человек. В данном случае я говорю не только о головном вузе – Кубанском госуниверситете, но и о наших филиалах. В три филиала принимали на программы высшего образования – это филиал в Славянске-на-Кубани, филиал в городе Армавире и городе Новороссийске. В два филиала мы принимали только на программы среднего профессионального образования. Это филиал в городе Тихорецке и филиал в городе Геленджике. В Кубанском государственном университете всего пять филиалов. Кстати, востребованность программ среднего профессионального образования очень велика, и количество желающих поступить достаточно большое. Причем не только на бюджетную форму обучения, но и на платную. Есть такое направление, оно есть и в высшем образовании, и в среднем профессиональном образовании, называется оно «дизайн». Стоимость обучения по программе «дизайн», а рассчитывается она на федеральном уровне, в среднем профессиональном образования выше, чем на многие направления высшего образования, и составляет она 242 тысячи рублей. Так вот, 30 человек заключили договор и обучаются по программе среднего профессионального образования. Если говорить о размере оплаты в Кубанском госуниверситете на очной форме обучения она, понятно, вариативна, но в основном это – 160, 170, 180 тысяч рублей. Исключение – факультет архитектуры и дизайна, там стоимость выше, поскольку там затраты выше. Мы по сравнению с прошлым годом, если брать обучающихся в университете студентов второго и последующего курсов, просто проиндексировали стоимость. Там у нас официальный показатель инфляции 4 с небольшим процента. Суммы это немалые для регионального вуза, но все познается в сравнении. Мы сравнивали с московскими вузами. Разница в 2, 2,5, иногда в 3 раза у нас ниже. При этом я уверен, что качество образования у нас не хуже, чем в столичных, при всем уважении к нашим коллегам.

«У нас нет проблемы недостатка абитуриентов, у нас есть проблема привлечения абитуриентов с наиболее высоким уровнем знаний»

Вчера у нас было краевое августовское совещание научно-педагогической общественности, в котором я тоже принимал участие. С чувством удовлетворения на экране увидел цифры Кубанского госуниверситета в сравнении с другими вузами – федеральными и региональными. В этом году к нам поступило 46 стобальников. Есть 200-бальники, но общее количество – 46 человек. С одним из них, молодым человеком, у которого 100 баллов по физике, общался лично. Мне было интересно с ним побеседовать. Результаты такие. У него 100 баллов по физике, 91 балл по математике, но это не удивительно, эти два предмета коррелируют между собой. Вот меня третий предмет удивил – у него по русскому языку 89. Он из Краснодара, из 16-й школы. Я удивился, спросил, какая школа. Он говорит, что самостоятельно занимался, онлайн-курсы разные. Совершенно необычный молодой человек. Мы решили, что для него будет индивидуальная траектория обучения, потому что ему просто будет неинтересно учиться. Он выбрал факультет физико-технический. На мой вопрос, почему физика и кем вы хотите стать, он сказал:

– Да, наверное, я хочу стать преподавателем, ученым.

Оказывается, все его товарищи отговаривали поступать в Краснодаре, то есть неважно, в Кубанский госуниверситет или в другой вуз, мол, у тебя дорога прямая в Москву. А он сказал: « Нет. Я буду поступать в Кубанский госуниверситет, хочу учиться здесь, на Кубани».

Такая позиция вызывает у всех уважение. На физтехе у нас есть еще один стобалльник. Я не помню, что раньше к нам поступали стобалльники по физике. Был русский язык, литература, история была 100 баллов, но физика, чтобы два человека поступили, такого до сих пор не было. Мы стали выстраивать работу с одаренными детьми в Краснодарском крае. Стараемся работать со всеми победителями и призерами краевых олимпиад, все они находятся в орбите нашего внимания. Мы занимаемся с ними здесь на базе университета, они используют нашу научную базу. Как говорил один из ректоров Кубани, уже ушедший из жизни, «всех впускать и никого не выпускать». Вот мы таким образом действуем, многие, обучаясь в общеобразовательной школе, привыкают к университету. Мы будем продолжать эту практику, потому что, я говорил и повторю еще раз, у нас нет проблемы недостатка абитуриентов. У нас есть проблема – получение абитуриентов с наиболее высоким уровнем знаний. Мы заинтересованы в том, чтобы у нас обучались высокобалльники. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам поступали победители, я подчеркиваю, Всероссийской Олимпиады школьников, той официальной, которую проводит Министерство просвещения. Немногочисленных других олимпиад, в которых в этом году захлебнулись некоторые наши столичные вузы, а именно – Всероссийская олимпиада. К нам поступили 10 человек – победители и призеры Всероссийской олимпиады. Эти 10 человек поступили по результатам олимпиады. У них есть преференции, они могут поступать вне конкурса. Мы же разработали систему стимулирования этих ребят, стобалльников, победителей олимпиад – мы установили систему стипендиальной поддержки, начиная с первого дня обучения. Вот он поступил в ВУЗ, если на бюджет, он получает обычную стипендию, две с небольшим тысячи рублей. А мы ему установили индивидуальную стипендию, в зависимости от степени их успешности. Она может доходить до 14–16 тысяч рублей в месяц. А 16 тысяч – это приличные деньги. И они получают их до тех пор, пока демонстрируют высокие результаты. Я не случайно упомянул об индивидуальной траектории обучения для парня, поступившего на физтех. Мы понимаем прекрасно, что стартовые возможности у них другие. Если они оказываются в общей массе, то у них пропадает интерес к учебе, и они не растут. Им надо создавать индивидуальную траекторию, причем включать не только в образовательную, но и в научную деятельность. Яркие личности требуют особого внимания.

 «Мы настроены на то, чтобы выпускники наших педагогических направлений шли в образовательные организации»

Прошедший учебный год мы объявили годом Краснодара, исходя из тех серьезных проблем, которые существуют в школах из-за нехватки педагогов. В течение года мы выстраивали отношения с администрацией школ, отчасти детских садов, для того чтобы выпускников Кубанского госуниверситета этого года максимально направить в школы города Краснодара. У нас нет специального распределения, мы начинаем создавать некую мобилизационную среду. Мы обсуждали эту проблему с администрацией города, пришли к выводу, что должны быть дополнительные меры поддержки – ипотека, оплата жилья, точнее, съема жилья и ряд других мер поддержки. Все складывается из этих шагов. Проблема крайне сложная. Мы максимально настроены на то, чтобы выпускники наших педагогических направлений шли в образовательные организации. Причем в дошкольных учреждениях ситуация не лучше. В Краснодаре есть новые детские сады, великолепные, с оборудованием, но их открытие переносят на месяц, два, три по причине отсутствия воспитателей и, извините, поваров. Все есть, а работать некому. За прошлый год в Краснодаре построили школ больше, чем за все 90-е и 2000-х, до 2010-го вместе взятые. Эту задачу нельзя решить одному вузу, решать надо заведениям в системе среднего и высшего образования.

В конечном итоге мы заинтересованы в том, чтобы максимально наши выпускники были трудоустроены, а школы и детские сады заинтересован в том, чтобы у них были педагоги, были работники. Здесь наши интересы полностью совпадают.

Что касается систем поддержки. Губернатор объявил о том, что принял решение о повышении с 1 января заработной платы всем учителям и воспитателям на 5000 рублей, цена вопроса в месяц – 9 миллиардов.

«Все целевые места должны быть распределены…»

Очень важно, чтобы все звенья системы работали, как часы. А когда, например, организация должна на портале «Работа в России» зарегистрироваться, а у нее это не получается, наступает стадия отчаяния – не получилось, значит не получилось. Такие проблемы были на первом этапе, многие работодатели испытывали проблемы. Мы, как косвенно заинтересованная сторона, помогали работодателям зарегистрироваться на портале «Работа России». У нас тоже не сразу там все получалось, мы там тоже зарегистрированы, поскольку мы тоже работодатели для тех, кто поступает к нам по целевому приему. Мы этот путь прошли, у нас специалисты есть, нам это проще оказалось сделать. Это первый шаг. Второй момент. Когда существовала прежняя система целевого приема, был работодатель, был абитуриент, в котором был заинтересован работодатель, они встречались и подавались соответствующие документы. Нынче мы столкнулись с такой проблемой, когда абитуриенты должны были заявить о своем желании заключить договор с тем или иным работодателем. Потом выяснилось, что у работодателя есть особые условия, и мы готовы были бы зачислить студента, но студенты не отвечали условиям работодателя. А связи прямой между ними, коммуникации, не было. Ну, и таких проблем очень много. Поэтому я думаю, что в этом году будет проведена работа над ошибками на федеральном уровне. Ведь бюджетные места выделялись согласно распоряжению правительства, а там квота по каждому направлению выделялась. Вот мы эту квоту слегка преодолели в 50%, потому что мы работали за себя и отчасти за работодателей, за абитуриентов, проявляли повышенный интерес. Кто-то этого не делал, или не мог делать, и там показатели 30%, 40%. Но ведь когда государство говорит о том, что мы выделяем энное количество целевых мест, то расчет государства в чем состоит? Чтобы все эти места были заняты.

Если время работы приемной компании взять, то у нас два управления работали на целевой прием. Сейчас уже анализируя, я ставил невыполнимые задачи перед своими коллегами. Они их пытались выполнить, и благодаря этому мы оказались лучше, чем другие. Но далеки от того результата, на который рассчитывали те, кто разрабатывал этот проект. Поэтому система должна быть такая, чтобы энное количество выделенных мест было заполнено. Тем более там конкурс-то свой, он ниже. Все места должны быть распределены. Вот тогда эта система работает нормально. Если же этого не происходит, значит, надо что-то менять механизм. Хотя идея целевого приема для решения народно-хозяйственных проблем хороша. У нас везде не хватает кадров. Вот мы сейчас строим несколько объектов, каменщиков нет, плотников нет, и этот ряд я могу продолжать бесконечно. Поэтому проблема кадров – это проблема страны. И целевой прием, если говорить о высшем образовании, это способ решения. С моей точки зрения, в педобразовании я бы вообще сделал как в здравоохранении. Я бы установил целевой прием в объеме, например, 80–85%, потому что эти люди, которые обучаются за счет средств государства, должны работать там, где государству необходимо в течение трех лет. Потому что проблема слишком остра. В Краснодаре коэффициент нагрузки на учителей – 1,9 ставки. Как бывший заместитель директора школы по учебной работе могу вам сказать работа на 1,9 ставки, на 2 ставки, учителю русского языка и математики – это изнурительно. Невозможно качественно преподавать, проверять тетради, работая на две ставки. А люди работают, потому что выхода нет. Если не будут работать так, значит, вообще не будут преподаваться предметы.

 «Количество желающих поступить на специалитет не больше, чем в предшествующие годы…»

У нас в вузе специалитет был всегда, сегмент был небольшой, но он был. Это «Перевод и переводоведение», это специальность, срок обучения – 5 лет. Специальность была и на факультете математики, «национальная безопасность» – на юридическом факультете, «экономическая безопасность» на экономическом факультете. Это тоже специальности, срок обучения 5 лет. Как специалитет, они характерны для военных вузов, где бакалавриат не вводился. Сейчас, вы знаете, что есть ряд вузов Российской Федерации, которые в порядке эксперимента работают, развивают новую модель российского образования. И бакалавриат в том виде четырехлетнем, в котором он существует ныне, в ближайшее время как термин «бакалавриат» и как уровень прикажет долго жить, но образование, полученное бакалаврами, останется высшим образованием. А специальности, те, которые у нас, их шесть всего, есть, и количество желающих поступить на них было не больше, чем в предшествующие годы. Перевод и переводоведение, точно могу сказать, что на уровне прошлого года, не больше.

Кстати, у нас два факультета математики. Есть факультет математики и компьютерных наук, он менее популярен, чем компьютерных технологий. Но там конкурс тоже стал выше.

Меня вообще удивили вчера слова утром, сказанные министром цифровизации нашей страны Шадаевым.

Он сказал, что потерян здравый смысл, все выбирают информатику при поступлении, а надо выбирать математику и физику учить, сказал Шадаев. И он совершенно прав, потому что все, что связано с информационными технологиями, базируется на математике и физике. Если нет этой базы, никакой информатики быть не может. Поэтому вот все должно идти последовательно. Информатика должна появляться как следствие глубокого знания математики и физики.

 «Я глубоко убежден в том, что студенческие годы – самые лучшие в жизни»

Мы поступательно, из года в год, занимаемся развитием инфраструктуры университета с целью создания оптимальных условий для организации образовательного процесса, занятия наукой и вообще комфортного пребывания в ВУЗе. Для нас это, можно сказать, самоцель. Я глубоко убежден в том, что студенческие годы – самые лучшие в жизни. Спорить никто не будет, я надеюсь, все с этим согласны. И важно, чтобы они прошли в очень комфортной среде. То есть мы должны создать условия. Мы должны дать возможность студенту попробовать себя в науке. Пойдет он или не пойдет в науку, это уже второй вопрос. Но он должен получить шанс. Ну и к тому же он должен находиться в комфортной среде, заниматься своим здоровьем.

Молодые люди к этому относятся небрежно, но нам важно создать условия, чтобы они могли заниматься собой. Спорт для единиц, а физическая культура для всех. Наш стадион стал более современным. Те, кто в университете был, видели, что два года назад Сергей Николаевич Галицкий, наш выпускник, построил по нашей просьбе, стадион для пляжного волейбола и пляжного гандбола. Заменил и футбольное поле, когда мы в очередной раз стали чемпионами. Мы создали на территории студенческого городка различные площадки, воркаут-зоны, у нас их несколько на территории, мы построили мини-футбольное поле, которое после того, как наша знаменитая гандболистка, чемпионка мира Светлана Юрьевна Розинцева, попросила. Мы сделали разметку, там занимаются и гандболом. Мы на стадионе установили круглогодичные антивандальные тренажеры, где можно заниматься всем. У нас есть два тренажерных зала, есть тренажеры и на стадионе. Там можно заниматься в любое время года. Но мы на этом не останавливаемся.

Мы надеемся к Новому году будет открыт в дальней части стадиона , ближе к озеру Карасун физкультурно-оздоровительный комплекс. Сергей Николаевич Галицкий по своей инициативе, узнав о том, что у нас нет спортзала, строит прекрасный физкультурно-оздоровительный комплекс. Когда появляются вот такие объекты, то количество желающих заниматься становится больше. Когда появляется комфортный объект, появляется желание заниматься спортом. Вечером, в хорошую погоду, стадион залит освещением, желающих прийти на терракотовые дорожки, которые красиво выделяются на фоне зеленого поля, заниматься там физкультурой желающих становится больше.

То есть мы создаем условия и стимулируем студентов для занятий физкультурой и спортом. Кстати, для жителей соседних домов, мы стадион не закрываем. У нас на стадионе занимаются ветераны кубанского спорта. Если мы имеем это богатство, им должны пользоваться люди.

Не менее важным для нас является строительство студенческого общежития. В Комсомольском микрорайоне, на ул. Сормовской, на единственной нашей свободной площадке, где можно что-то строить, где находится факультет педагогики, будут построены две 18-этажные «свечки». Они соединены между собой корпусом, в условиях повышенного комфорта, который свойственен для новых общежитий, будут проживать 500 счастливчиков.

Объект этот строится по инициативе Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Владимировича Мишустина. Он принял это решение 1 сентября 2020 года, когда был у нас с визитом. Он контролирует строительство объекта, объект финансируется за счет средств федерального бюджета. Бюджет этой стройки – четверть бюджета университета, более 1 миллиарда рублей. Эти деньги не поступают в университет, но строят общежитие для нас. Проектно-смертную документацию, проект, разрабатывали мы за свой счет. Это несколько десятков миллионов рублей. Рассчитываем на то, что до начала 2025 учебного года, это общежитие будет не только построено, но и полностью укомплектовано. Это входит в проектную документацию. Мы должны получить под ключ этот прекрасный комплекс, на территории которого будут проживать не только студенты факультета педагогики, но и представители других факультетов: журналистики, архитектуры и дизайна, аспиранты и часть студенческих семей. Это скорее малосемейный дом с очень комфортной средой. У нас в четвертом и пятом общежитии душ и туалет на 10 человек. А здесь кухня своя, и количество метров в расчете на одного человека совершенно другое, условия, о которых можно только мечтать. Заселение мы планируем начать с 1 сентября следующего года.

Ведется и строительство храма при Кубанском государственном университете. Строится храм равноапостольных Кирилла и Мефодия, российских просветителей. Это решение коллектива университета. Ни одной копейки денег из средств университета там нет. Строится храм за счет средств меценатов, в том числе выпускников Кубанского государственного университета. Уже есть настоятель храма. Когда мне говорят, зачем храму науки храм Божий, я говорю так: «Мы не собираемся водить никого строем в храм. Этот храм не только культовый объект, но и объект культуры, потому что он невероятно красив. Он уже имеет систему подсветки в ночное время. Он оказался гораздо больше, чем мы планировали. В 2024 году, строительство храма будет завершено. Кроме главного купола, который установлен, планируется еще три малых купола. Мало кто знает, в 18-м году площадка и закладной камень были освящены Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. Обычно Патриарх освящает уже построенные храмы. Если даже один студент перед тем, как совершить какие-то непоправимые действия для себя и для общества, оказавшись рядом с храмом, задумается и изменит свое решение, уже ради этого стоило строить храм. У нас в свое время в университете была и волна суицида, и другие негативные явления. Мы должны использовать все возможные формы воздействия на молодых людей. Кто-то пойдет одним путем, кто-то пойдет другим. Но нам очень важно, чтобы молодые люди все-таки воспринимали традиционную систему ценностей и были рядом люди, которые могут им помочь.

Община, которая существует при храме, состоит из студентов, преподавателей, сотрудников университета, жителей окрестных домов. Храм требует существенных вложений. Это не одна сотня миллионов рублей. Нашлись люди, которые оказали нам содействие и мы им очень благодарны. Среди этих людей есть и выпускники Кубанского государственного университета.

Я думаю, что, когда храм будет построен, их имена будут названы. Кстати, расписывать стены будут наши преподаватели в свободное от работы время.

Сейчас строители нанесли слой на поверхность, который необходим художникам. Большая часть икон будет изготовлена в нашей иконописной мастерской Кубанского университета.

Мы наши иконы показывали Патриарху, подарили даже ему одну. Это не просто храм при университете, это храм, который построен с участием преподавателей, сотрудников, выпускников университета, студентов университета. Каждый внес какую-то свою лепту.

Но говоря о науке, не могу не сказать про объект, который появился у нас в этом году, это лаборатория спектральных методов анализа.

Лабораторию мы создали не с чистого листа, в определенной степени она существовала, но в другой конфигурации. Мы выделили новое помещение, его отремонтировали, закупили новое оборудование.

Какие задачи решает эта лаборатория? Она занимается новыми методами клинической диагностики социально значимых заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, онкологические заболевания. Надо сказать, что эту тему мы давно отрабатываем с краевой клинической больницей №1, с Владимиром Алексеевичем Порхановым. Еще несколько лет назад родилась идея ранней диагностики онкологии легких. Сейчас эта работа расширена, занимается этим направлением один из наших молодых ученых, очень талантливый человек, недавно защитил докторскую диссертацию, Азамат Темердашев. Его отец, Зауаль Темердашев, известный профессор университета. Это тот случай, когда на детях знаменитостей природа не отдыхает. Это очень целеустремленный молодой человек. Он серьезно занимается проблемами допинга. Мы не всегда на науке зарабатываем деньги. Есть отдельные направления, когда мы просто делаем очень важное для общества дело.

Я обозначил лишь некие вехи. Мы пытаемся войти в программу реконструкции имеющихся общежитий, хотя они у нас не самые худшие в Краснодаре среди вузов. Если это нам удастся, то мы приступим к реконструкции и четвертого и пятого общежития.

Но нам нужно будет временно переселять студентов, но эту проблему решить все-таки легче, чем найти деньги, а эти деньги нам будут выделены из федерального бюджета. Много других программ, на которые мы собственно рассчитываем. Для нас очень важно, чтобы пребывание на территории Кубанского госуниверситета было комфортно и глазу, и душе.

Мы давно заметили, что территория университета в этом направлении стала зоной отдыха для жителей прилегающих домов. Они не только стадион посещают, причем независимо от возраста, но и просто гуляют по территории университета.

Я могу точно сказать, что в 2008 году все было совсем не так. Для тех, кто был много лет назад и появился сегодня, это другой университет. Особенно это понимают выпускники тех лет. Один из них мне заявил: у нас не было вот этого футбольного поля. А если бы было, то мы бы добились еще большего успеха, чем те, кто играет сегодня, и кто завоевал в Москве Кубок Alma Mater турнира Winline.