
У первого по четвертый класс станет меньше уроков и домашних заданий
83
Нагружать учеников начальной школы педагоги смогут только в пределах строго установленных норм. Максимально допустимое время на уроки для первоклашек составит от 20 до 21 часа в неделю, для вторых—четвертых классов — от 23 до 26. Есть регламент и по продолжительности домашних заданий. Таковы новые правила, которые установлены приказом Минпросвещения от 9 октября 2024 года № 704 и начнут действовать с 1 сентября. «Парламентская газета» узнала подробности.
Посчитали по часам
Для младших классов представлены пять вариантов федерального учебного плана. В зависимости от того, какой из них взяли за основу в школе, будет варьироваться верхний предел недельной нагрузки на детей:
— в 1-м классе — 20 или 21 час,
— во 2—4-м классах — от 23 до 26.
Максимально допустимое количество часов в год:
— в 1-м классе — от 620 до 653 часов,
— во 2—4-м классах — от 782 до 884 часов.
Всего за четыре года дети посвятят школе от 2966 до 3305 учебных часов. До сих пор федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривал от 2954 до 3345 часов.
Приказ Минпросвещения уточняет и продолжительность учебных периодов. В первом полугодии, как и раньше, — 8 недель. Во втором — не больше 10 недель для 1-х классов и 11 недель — для 2—4-х. Первоклашкам в течение года должны давать дополнительные недельные каникулы.
Нормы действуют как при пятидневной, так и при шестидневной учебной неделе.
Что с домашкой
Нужны ли домашние задания, а если да, то в каком виде, обсуждают не первый год. Недавно эту тему снова поднял председатель Госдумы Вячеслав Володин. Большинство депутатов считают, что школьники перегружены: в среднем за учебой они проводят по 8—10 часов в день, написал спикер в своем Telegram-канале 9 августа.
«Мы обратились в Правительство с тем, чтобы этот вопрос был рассмотрен, — добавил Володин. — Несмотря на признание проблемы, до сегодняшнего дня конкретных предложений в этой части не выработано. Планируем в следующем месяце вернуться к вопросу чрезмерной нагрузки на школьников».
Пока же Минпросвещения попыталось решить проблему, установив нормы времени на домашку по всем предметам в каждом классе:
— в 1-м — не более 1 часа, работа за компьютером — до 20 минут,
— во 2-м — до 1,5 часа, за компьютером — до 20 минут,
— в 3-м — до 1,5 часа, за компьютером — до 25 минут,
— в 4-м — до 2 часов, за компьютером — до 25 минут,
— в 5-м — до 2 часов, за компьютером — до 30 минут,
— в 6—8-м — до 2,5 часа, за компьютером — до 30 минут,
— в 9-м — до 3,5 часа, за компьютером — до 30 минут,
— в 10—11-м — до 3,5 часа, за компьютером — до 35 минут.
Приказ дополнили нормами:
— школа координирует и контролирует объем домашнего задания в каждом классе по всем предметам в соответствии с санитарными требованиями,
— домашку на следующий урок рекомендуется задавать на текущем, а при наличии электронного журнала — дублировать ее в нем не позднее окончания учебного дня,
— на задания, требующие длительной подготовки (например, доклада, реферата, презентации, заучивания стихотворений), следует давать достаточно времени.
Учли каникулы
Из документа исчезла норма, что учиться следует по четвертям. Теперь решает школа — по четвертям, триместрам или индивидуальному графику.
Появилось положение о каникулах. Их суммарная минимальная продолжительность — не менее 133 дней при 19 учебных неделях и 126 — при 18.
«Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебы и каникул в течение учебного года: 5—6 недель учебных периодов чередуются с недельными каникулами», — говорится в приказе.
А при возникновении чрезвычайных ситуаций школы могут вводить дополнительные каникулы в течение учебного года (с сентября по май) со сдвигом учебы на летние месяцы.
Мнение эксперта
«Изменения, утвержденные приказом Министерства просвещения № 704, направлены на создание более комфортных условий обучения для младших школьников, — сказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская. — Снижение нагрузки позволит уменьшить утомляемость детей, сохранить их интерес к учебе и обеспечить необходимый баланс между учебными занятиями, отдыхом и внеурочной деятельностью».
Оптимизация учебного процесса поможет создать условия для качественного усвоения знаний без перегрузок, что в перспективе положительно скажется как на здоровье учащихся, так и на их академических результатах, подытожила сенатор.
Инесса Фотева