О том, как действуют сегодня в школе различные нормы права
2045
Может ли администрация школы, колледжа или университета устанавливать видеокамеры в кабинетах, имеют ли право ученики снимать педагога на смартфон и кого могут оставить на второй год – ответы на эти и другие вопросы наших читателей публикуем в новой совместной рубрике «Парламентской газеты» и Российской академии образования (РАО) «Образование: право возможностей». Как применять в сфере образования различные нормы права, рассказывает руководитель Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО Наталья Бондаренко.
– Имеет ли право администрация учебного заведения устанавливать камеру видеонаблюдения в аудитории для регулярной записи занятий?
– Администрация образовательного учреждения при принятии решения об установке камер видеонаблюдения в аудиториях должна понимать, что в результате видеосъёмки уроков будет фиксироваться, а впоследствии и храниться соответствующая персональная информация участников образовательного процесса. Следовательно, администрация школы должна получить согласие педагога на видеонаблюдение и на обработку персональных данных, в том числе биометрических, к числу которых относятся голос и изображение. Такое требование закреплено в Федеральном законе от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
Кроме того, очевидно, что в поле видения камер попадут не только педагоги, но и обучающиеся, следовательно, такое согласие должны дать и обучающиеся в возрасте от 14 до 18 лет либо их родители (законные представители), если обучающиеся не достигли 14-летнего возраста.
Таким образом, применение средств видеонаблюдения в аудиториях во время занятий допустимо исключительно с согласия всех лиц, которые будут учиться либо работать в указанных аудиториях.
– Правомерно ли использование учениками аудио- и видеоаппаратуры с целью сбора и публикации информации о преподавателе?
– Прекрасно понимаю, что смартфон для современных подростков стал важным каналом коммуникации, а привычка включать на нём камеру доведена практически до уровня рефлекса. Однако необходимо знать, что закон устанавливает ограничения на обнародование и использование изображений, так как с точки зрения действующего законодательства изображение гражданина и его защита входит в комплекс нематериальных благ (гл. 8 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 152.1 ГК РФ, обнародование и дальнейшее использование изображения любого гражданина, в том числе его фотографии и видеозаписи, допускаются только с его согласия.
Таким образом, проведение видеосъёмки и аудиозаписи без согласия педагога с целью размещения записей с ним в сети Интернет является неправомерным. Исключением является съёмка в местах свободного посещения или на публичных мероприятиях.
Понятно, что большинство детей, да и родителей тоже, не знают или не задумываются об этих нормах, но незнание закона не освобождает от ответственности. А ответственность может быть в том числе и материальная, так как в соответствии с п. 3 ст. 152.1 ГК РФ гражданин вправе требовать удаления этого изображения, пресечения или запрещения дальнейшего его распространения, а также возмещения морального вреда, если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением п. 1 ст. 152.1 ГК РФ, распространено в сети Интернет.
Во избежание нарушения закона со стороны учеников необходимо проводить разъяснение указанных норм права. Эту работу можно организовать в рамках курса предмета «Обществознание», внеурочной деятельности, классных часов. Неформально проведённая работа повысит правовую грамотность школьников и позволит избежать конфликтов, которые возникают между педагогами и учениками при использовании средств мобильной связи.
– Имеет ли куратор право проигнорировать звонок или сообщение от родителей в нерабочее время, если вопрос не требует немедленного решения?
– Педагог не обязан быть на связи 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. И даже если он любезно дал свой личный телефон, то это не означает, что он должен отвечать на все телефонные звонки.
На педагогов, так же, как и работников других профессий, распространяются нормы трудового законодательства. Рабочее время педагога регламентировано трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка. В этих документах определено время труда и время отдыха учителя.
Согласно ст. 106 Трудового кодекса РФ, время отдыха – период, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей. Это время он может использовать по своему усмотрению.
Таким образом, в период отдыха и иные нерабочие периоды педагогический работник вправе не ответить на звонки от родителей. Да, учитель – это и призвание, и состояние души, но изначально это профессия. А трудовые функции реализуются в установленное рабочее время.
Полагаю, что родители должны относиться с пониманием и уважением к педагогу, его личному времени и личному пространству.
– Есть ли какая-то законная возможность вернуть ученика на повторное освоение программы первого класса?
– Оставить ученика на повторное изучение программы того или иного класса возможно, если образовалась академическая задолженность по одному или нескольким предметам. Но непременным условием является наличие согласия родителей (законных представителей) ученика.
Это следует из части 9 статьи 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой обучающиеся в образовательной организации по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии на обучение по адаптированным образовательным программам или на обучение по индивидуальному учебному плану. При этом академическая задолженность образуется, когда ученик повторно не прошёл промежуточную аттестацию или не допущен к аттестации из-за пропусков занятий.
– Обязана ли администрация учебного заведения разбирать анонимные жалобы от родителей?
– Право граждан на обращение с письмами, заявлениями и жалобами является неотъемлемым правом человека и гражданина в Российской Федерации. Это право закреплено в статье 33 Конституции РФ. Вместе с тем, у граждан могут быть какие-либо причины для анонимного обращения. Порядок рассмотрения обращений граждан регламентирован Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Все государственные, муниципальные образовательные организации обязаны выполнять российское законодательство.
Отказ от рассмотрения письменного обращения по причине отсутствия в нём личной подписи гражданина законодательством не предусмотрен. Вместе с тем, на письменное обращение без указания фамилии гражданина или почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ (анонимное обращение), ответ не даётся. Таким образом, отсутствие в жалобе подписи и обратного адреса не является само по себе основанием для того, чтобы вопросы, решение которых входит в компетенцию учебного заведения, оставить без внимания.