В минувшие выходные в Краснодаре состоялся отчётный сбор Кубанского казачьего войска. С докладом о состоянии дел в кубанском казачестве по итогам прошлого года выступил атаман ККВ Николай Долуда.
2278
В минувшие выходные в Краснодаре состоялся отчётный сбор Кубанского казачьего войска. С докладом о состоянии дел в кубанском казачестве по итогам прошлого года выступил атаман ККВ Николай Долуда.
Понятно, что от подобного рода официоза трудно ожидать чего-то иного, нежели победных реляций и бравурной статистики. Начал свой доклад атаман с торжеств и праздников, в которых участвовали кубанские казаки в минувший год, тем самым невольно расставив приоритеты. Он не забыл ни конно-спортивного праздника в Атамани, "собравшего шестнадцать тысяч зрителей", и проводимого в честь 220-й годовщины высадки на Тамани черноморских казаков; ни ежегодного парада в честь юбилейной 20-й годовщины принятия Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов и казачества".
– В этом году многое на нашем параде было впервые, – сказал Николай Долуда. – Впервые губернатор Кубани, родовой казак, поднялся на трибуну в казачьей форме. Это было очень важно для каждого казака Кубанского казачьего войска. Мы надеемся, что эта традиция будет продолжена.
Долуда упомянул и о других праздниках, отмеченных "парадами, награждениями, фестивалями, концертами, спортивными состязаниями, скачками и историческими реконструкциями". Такое начало доклада невольно наводит на мысль, что именно в этих парадах, скачках и концертах и состоит основная функция Кубанского казачества, самого по себе являющегося не более, чем глобальной "исторической реконструкцией" за бюджетный счет. Видимо, осознав это, Долуда перешел уже на более будничные проблемы Кубанского казачества. В частности, он отметил, что за прошедший 2012 год почти в каждом казачьем отделе Кубанского казачьего войска количество казаков увеличилось и продолжает расти. Рост численности казаков отмечен во всех отделах ККВ, за исключением Кавказского и Майкопского казачьих отделов, в которых допущено снижение на 137 и 115 человек соответственно. Он также вступил в заочную полемику с результатами Всероссийской переписи 2010 года, согласно которой казаками назвали себя около пяти тысяч человек, или 0,1% населения. Несогласные казаки провели свою перепись уже в самом войске, где выяснилось, что национальность "казак" в анкете указали почти 110 тысяч человек, включая членов казачьих семей. Крайстат подтвердил, что войско как организация имеет право на проведение такого рода исследования, и оно ни в коем случае не является попыткой опровергнуть официальные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Тем не менее, налицо разительное противоречие между данными Всероссийской и сугубо казачьей переписи заставляет задуматься. Или те, кто голосовал в войске, не жители Краснодарского края, или же (что более вероятно) оба раза эти люди голосовали по-разному. Вопрос же, какова была их мотивация и в том, и в другом случаях, мы оставим открытым.
Вообще, итоги Всероссийской переписи можно считать более чем закономерными, коль уж все последние годы главный акцент в деятельности кубанского казачества делался на пресловутое участие в праздниках и, конечно же, на службу: пограничную, военную, по охране порядка, экологической безопасности, даже работу "частного охранного предприятия" под эгидой ККВ. Обо всем этом Николай Долуда говорил, конечно, много и с особым тщанием: в 2012 году численность казаков-дружинников составила 2760 человек; казаками осуществлено 97 800 дежурств совместных с сотрудниками правоохранительных органов; а на 25 погранзаставах Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю несли службу 300 казаков из одиннадцати районных обществ.
Понятное дело, что при таком упоре на госслужбу, задача "этнокультурного возрождения казачества" отступят на второй план – отсюда и результаты переписи. Обо всем этом и говорил в свое время в интервью корреспонденту "НГК" экс-атаман Кубанского казачьего войска, депутат Законодательного собрания края Владимир Громов:
– Сейчас как никогда чувствуется усталость казаков. Власти края привлекают казаков к несению службы , охране общественного порядка, борьбе с распространением наркотиков, участию в работе МЧС. Это все важное и нужное дело, но оно является второстепенным по отношению к целям и задачам казачества. А когда эта служба становится основной сферой деятельности войска, то начинает проступать тенденция превращения казачества в своего рода "специальность". Служишь – казак. Не служишь – не казак. Люди мало-мальски образованные просто-напросто не хотят выполнять эту службу, что приводит к тому, что из войска уходит интеллигенция. А ее надо привлекать. Нужны грамотные, образованные атаманы, способные не только организовать службу, но и проводить работы по культурно-этническому возрождению казачества. Произошла подмена идеи культурно-этнического возрождения казачества на категорию служилых людей. Казаки и атаманы не понимают, "куда их ведут". Нет идеи, нет идеологии, которая бы указала им путь.
Нельзя сказать, чтобы Николай Долуда совсем не касался этого вопроса. В своем докладе он упомянул о "Стратегии развития российского казачества", против принятия которой расширенный Совет атаманов и Совет стариков ККВ проголосовали единогласно.
– Мы не могли принять этот документ, так как в нем нет даже четкого определения, что есть казачество, – отметил Николай Долуда, – рассматривается ли оно властями страны как народ и что предполагается сделать для его развития, прежде всего, как народа, причем народа репрессированного.
То, что сам вопрос был поставлен это, конечно, хорошо и правильно. Однако, если сопоставить общее количество времени, отведенного докладчиком на несение казаками службы (а судя по созданию ЧОПа, не только службы, но и бизнеса) и задачи "этнокультурного возрождения", становится четко видно, что приоритеты в казачестве не поменялись. Мало просто продекларировать, что "казачество – это народ", надо еще наполнить это утверждение смыслом, живым содержанием, не только словами, но и делом. А вот с этим пока у кубанского казачества туго. Не считать же "этнокультурным возрождением" разного рода "шоу", праздники и концерты? Не хотелось бы строить прогнозы, но пока, похоже, что разочарование в войске среди рядовых казаков вряд ли пойдет на спад. Что среди прочего неизбежно коснется и добросовестности несения казаками той или иной службы. Сам Долуда в своем докладе отметил "ситуацию, сложившуюся в Черноморском казачьем округе":
– По решению так называемого сбора, проведенного бывшим атаманом ЧКО гражданином Потехиным при поддержке также бывшего атамана Туапсинского РКО Анатолия Пахтусова, в нарушение Устава ККВ, а также федерального, краевого законодательства и приказа войскового атамана, с 10 сентября прекратили несение всех видов государственной службы казаки Дефановского, Новомихайловского хуторских (атаманы А.Н. Руснак и В.В. Жуков) и Туапсинского городского (атаман А.А. Пивоваров) казачьих обществ Туапсинского РКО, а также Адлерского РКО (атаман В.И. Лавриненко) ЧКО, в том числе и охраны общественного порядка.
И такой случай не единичный. Сам Долуда "не мог не отметить и тот печальный факт, что уже с 10 сентября службу несли казаки только на 17 заставах". Это при том, что, по словам того же Долуды, ранее, в 2012 году, на 25 погранзаставах Пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю несли службу 300 казаков из одиннадцати районных обществ.
– К нашему позору, приостановили участие в защите границы дружины Адлерского и Туапсинского РКО на 8-ми заставах общей численностью 68 казаков, – заявил Долуда.
А что удивляться, если курс на превращение казачества в служилое сословие и не думает сбавлять оборотов? О чем тут говорить, если даже в отношении мероприятий, касающихся отношений казачества с церковью, самым важным оказалось следующее:
– Но самое главное, – заявил Николай Долуда, – практически сразу же после кощунственной выходки в Храме Христа Спасителя девиц из проплаченной Западом группы с неприличным названием мы единственные из всех казачьих войск России провели митинг в защиту веры, завещанной нам дедами и отцами.
В этой фразе прекрасно все: и очередной поиск "внешней угрозы", и объявление "главным мероприятием" в сфере религии митинга инспирированного краевой администрацией. Известно, что именно на этом митинге впервые прозвучал лозунг "За веру, Кубань и Отечество", ставший названием одноименного прогубернаторского общественного движения.
Кое о чем Долуда говорить не стал. К примеру, ничего не было сказано о создании параллельной войску структуры ГУ "Казаки Кубани" ,куда направляются все средства, выделенные в рамках целевой программы края государственной поддержки кубанскому казачеству. В свое время Владимир Громов очень нелестно отзывался о данном управлении, как "наносящем немалый ущерб войску, как своеобразном инструменте давления на казаков, оскорбляющим их и вызывающим справедливое недовольство". Тем не менее, "Казаки Кубани" продолжают осуществлять свою деятельность. Не сказал Долуда и о конфликтах между атаманами различных уровней: о противостоянии молодого атамана Крымского района Александра Винниченко и атамана Темрюкского отдела Ивана Безуглого, о скандальных выборах атамана того же отдела в Славянске- на-Кубани, закончившегося дракой. Понятно желание "не выносить сор из избы", но не усугубит ли это дальнейшее размежевание между получиновничьей "верхушкой" ККВ и массой рядового казачества? И вообще, каковым будет его дальнейшее становление при таких раскладах, ведь наличествующие тенденции не внушают оптимизма.
Денис ШУЛЬГАТЫЙ